Главная / Оборонно-промышленный комплекс / Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс

Огни безопасности
Состояние безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное

Светосигнальный комплекс «Луч-4МС» на аэродроме г. Энгельса.

Сегодня проблема безопасности полетов – одна из главных в авиации. Серьезные меры по повышению уровня безопасности принимаются в США, в Индии и других странах. В России действует национальная программа «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2010-2014 годах».

Виталий БЕРГ

Александр МИРОШНИЧЕНКО

Все обстоятельства, представляющие угрозу безопасности полетов, можно разделить на авиационные происшествия и инциденты. Авиационные происшествия связаны с гибелью людей или со значительными повреждениями воздушного судна. Именно они в большинстве своем вызывают большой общественный резонанс. Другая категория – инциденты. К ним относятся события, происходящие в полете, которые не приводят к опасным ситуациям и легко локализуются экипажем. Этими понятиями и оперируют специалисты при определении уровня безопасности выполнения полетов.

Состояние безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное. Так в 2008 г. произошло 14 катастроф, в которых погибло 140 человек. Причиной происшествий всегда является фатальное стечение неблагоприятных технических и «человеческого» факторов. К техническим факторам относятся все обстоятельства, связанные с работой наземной техники и самого воздушного судна.

Светосигнальное оборудование (ССО) – важнейший компонент электротехнического оборудования аэродрома. Более того, оно – основное средство обеспечения безопасности полетов в сложных метеоусловиях на этапах захода на посадку и взлета воздушного судна вплоть до II категории метеоминимума.

По данным расширенного заседания коллегии Росавиации, состоявшегося 2 марта 2009г., в РФ осталось всего 328 действующих аэропортов, а во Франции, например, их насчитывается 340. Светосигнальным оборудованием оснащены только 65% отечественных аэродромов. Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% выработала сроки службы и в принципе подлежит списанию.

Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. предусматривает совершенствование инфраструктуры воздушного транспорта и увеличение действующих аэропортов к 2020 г. до 517, а к 2030 г. до 700. Чем же будут оснащать эти аэродромы?

Перечень отечественного оборудования скуден. На внутреннем рынке действует всего 2-3 производителя систем малой интенсивности и единственный – ГОКБ «Прожектор» – производитель комплексов высокой интенсивности.

Виталий Рейнгольдович БЕРГ – генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «ГОКБ «Прожектор»

Александр Васильевич МИРОШНИЧЕНКО – начальник отделения разработки светотехнического оборудования ФГУП «ГОКБ «Прожектор»

 

Наш опыт участия в международных выставках показывает, что отставание отечественных производителей светосигнального оборудования от ведущих зарубежных составляет на 3-4 года.

Государство на законодательном уровне определило свое отношение к отечественному производителю в ряде нормативных актов. Это и Федеральный закон от 09,02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», и Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 года №369 «Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства». Казалось бы, заинтересованным министерствам остается только выполнять решения. Однако, Министерство транспорта, да и МО РФ особой активности в деле развития данного направления не проявляют.

Развитие ССО аэродромов «вытянуть за уши» разрозненными силами одного-двух предприятий нельзя. Нужен серьезный государственный подход. Это прямым образом связано с обороноспособностью страны и безопасностью полетов государственной авиации. Нельзя ждать, когда потребуется создавать всю подотрасль заново. Это особенно важно сейчас потому, что в мире происходит настоящая революция: замена ламп накаливания светодиодами.

Проблемами светодиодов занимаются в Санкт-Петербурге и Москве, Новосибирске и Томске, Нижнем Новгороде и Казани, Орле. Работы Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе, Московского университета нашли признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В США, Китае, Японии, Корее, Австралии и на Тайване для этих работ открыты специальные госпрограммы. Авторы американского проекта сравнивают его значение с программой ядерных исследований в 40-е годы прошлого века (проект «Манхеттен»). В 2006 г. началась реализация применения светоизлучающих диодов в системе освещения рулежных дорожек аэропорта Прескотт, штат Аризона. Цель проекта – уменьшение потребления энергии источниками освещения.

Введение светодиодных огней не изменило облик аэропорта, поскольку не изменилась схема питания. Светодиодные огни включили в прежние кабельные кольца. Тем не менее этот подход позволил экономить 50 – 80% энергии или 20 – 30% стоимости обслуживания.

Светодиоды имеют более долгий, чем галогенные лампы, срок жизни (до 100000 ч и 1000 ч соответственно), а энергии потребляют меньше. Кроме того светодиоды не используют нити накала, электроды или стеклянные трубки, не содержат перемещающиеся части. Нет никакого риска, что они разрушатся, будут испускать опасные вещества или загрязнять окружающую среду. Им не нужна специальная упаковка, а следовательно транспортные затраты могут быть решительно уменьшены.

Значительно более длинная жизнь светодиода и уменьшенное потребление энергии позволят удешевить эксплуатацию аэропорта, сократить инвестиционные затраты. В государственном масштабе это позволит сохранить национальные ресурсы энергии.

По сравнению с обычными источниками света, монохроматическая эмиссия позволяет достичь более высокого уровня цветовой насыщенности и блеска. Визуальные наблюдения светодиодного огня рулежной дорожки показали, что они обеспечивают более четкий, более яркий синий цвет чем существующие галогенные огни на малых ступенях яркости, а на максимальных – они казались визуально эквивалентными. А это немаловажный параметр для повышения безопасности полетов.

В России создана основа, условия для качественных изменений в обеспечении безопасности полетов, сближения технических требований и возможностей отечественного и импортного светосигнального оборудования. ФГУП «ГОКБ «Прожектор» имеет возможности для разработки и проведения в жизнь программы создания комплексов аэродромного светосигнального оборудования на базе сверх ярких светодиодов, но без инвестиций она будет не эффективна.

 

ФГУП «ГОКБ «Прожектор»

Россия, 111123, Москва,

ул. Шоссе Энтузиастов, 56

Тел .: +7 (495) 672-2400

Факс: +7 (495) 305-6080

info@projektor.ru

www.projektor.ru