Главная / Оборонно-промышленный комплекс / Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс

О проблемах развития учебно-тренажерных средств
Необходимость применения тренажеров подтверждается последними исследованиями

В настоящее время войска связи ВС РФ оснащены средствами связи различных поколений. Это радиосредства, разработанные в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е годы, которые в настоящее время не отвечают современным требованиям по управлению войсками.

Николай ТЮТВИН

Доля новых средств связи в войсках очень мала (от 3,0% до 15,0%) и не покрывает естественную убыль в войсках старой техники, снимаемой с вооружения по причине морального и физического старения.

Важнейшим условием качественной подготовки специалистов в частях связи является наличие и использование учебно-материальной базы (УМБ), которая на сегодняшний день вызывает только сожаление, в связи с теми событиями по приданию нового облика вооруженным силам, где основной составляющей являются средства обучения, которые по своему назначению делятся на три вида:

1. Учебно-наглядные пособия, которые используются при изучении устройства и работы техники связи, узлов и ее элементов.

2. Учебно-тренировочные средства, которые служат для привития обучаемым практических навыков в работе на средствах связи.

3. Учебная техника связи, которая предназначена для первоочередной индивидуальной подготовки специалистов и совершенствования их практических навыков в работе на средствах связи.

Анализируя последние исследования по данной проблеме, можно сделать вывод, что потребности частей в учебной технике удовлетворены менее чем на 50 %. В то же время количество обучаемых на конкретных образцах техники составляет от 10 до 30 человек. Одним из главных недостатков, приводящим к столь низким показателям боевой выучки специалистов отмечается отсутствие достаточного количества учебных средств связи и учебно-тренировочных средств(УТС).

Тренажерный класс.

 

Необходимость применения тренажеров подтверждается последними исследованиями и рядом обстоятельств.

Во-первых, – невозможностью достичь требуемого качества подготовки личного состава с помощью традиционных методов, основанных на эксплуатации штатной техники и изучении эксплуатационной документации, которой присущи значительные недостатки.

Во-вторых, – ухудшением технической подготовки призывного контингента, связанным с ослаблением общего образовательного уровня и отсутствием призывников, обучавшихся в системе РОСТО (ДОСААФ) по ВУС связи.

В третьих, – преимуществами обучающих систем по сравнению с традиционной подготовкой.

Необходимость применения УТС при подготовке специалистов связи диктуется и тем обстоятельством, что современная техника связи представляет собой сложные комплексы. Её освоение в короткие сроки без широкого применения современных тренажеров различных типов, действующих макетов очень затруднительно.

Кроме того, опыт подготовки специалистов в ввузах и частях связи свидетельствует о том, что в условиях массового обучения, за счет применения тренажеров, повышается качество практической подготовленности, сокращаются сроки обучения и активизируется работа каждого обучаемого.

Созданию и применению современных УТС в процессе подготовки специалистов должно предшествовать определение их возможностей и оценка эффективности. Кроме того, навыки, вырабатываемые на современных учебных средствах должны быть идентичны навыкам, которые обучаемые получают при подготовке на реальных образцах ВТС.

На ОАО «Рязанский Радиозавод» создан комплекс учебно-тренажерных средств (КУТС) на базе ЭВМ, который получил высокую оценку со стороны командования МО РФ, воздушно-десантных войск, внутренних войск МВД РФ.

КУТС включает в себя:

— комплект учебного и информационного материала;

— комплекс тренажерных средств связи для индивидуальной подготовки;

— комплекс тренажерных средств подготовки экипажа;

— комплекс тренажерных средств боевого слаживания подразделений;

— комплекс оценки и учета результатов боевой подготовки.

КУТС обеспечивает:

На первом уровне:

— изучение назначения, боевого применения и возможностей средств связи (ТТХ);

— изучение органов управления средств связи;

— освоение последовательности действий при подготовке средства связи к работе и в процессе обеспечения связи (освоение операций);

— тренировку в выполнении операций по обеспечению связи (установку связи с вводом радиоданных, режимов работы, работу с контролем времени – выполнение нормативов, возможность воздействия на условия обеспечения радиосвязи со стороны руководителя занятия, работу на различных типах радиосредств в радиосетях и радионаправлениях);

— контроль уровня теоретической и практической подготовки специалиста на всех этапах обучения и возможности допуска к эксплуатации средств связи.

На втором уровне:

— отработку действий членов экипажей КШМ, боевых машин при обеспечении управления и взаимодействия в ходе выполнения задач по предназначению.

На третьем уровне:

моделирование тактического фона и различных условий применения боевых средств и подразделений до мотострелковой роты включительно;— отработку вопросов тактического взаимодействия в составе общевойскового подразделения;

— тренировку обучаемых в должности командира отделения, взвода, роты по управлению подразделением в ходе ведения оборонительного (наступательного) боя;

— привитие первоначальных практических навыков в постановке тактических и огневых задач по управлению боем в должности командира отделения, взвода;

— совершенствование практических навыков в подаче тактических и огневых команд.

КУТС предлагается использовать в учебных заведениях, в ввузах, в центрах подготовки различных специалистов, в военных комиссариатах, РОСТО (ДОСААФ) при подготовке специалистов в допризывный период, в частях и подразделениях ВС РФ для подготовки специалистов ВУС связи и по другим ВУС (в части подготовки к использованию средств связи).

Использование комплексного трехмерного электронного тренажера в различных системах обучения позволяет:

— сократить сроки обучения в подготовке специалистов по различным ВУС;

— обеспечить подготовку специалиста и групп специалистов, взаимодействующих между собой в процессе обеспечения связи и управлении войсками;

— значительно сократить расходы на учебно-материальную базу. Подготовка личного состава на КУТС значительно дешевле, чем выполнение учебно-боевой задачи на реальной технике;

— постоянно совершенствовать и своевременно обновлять электронные тренажеры по заказу подразделений и частей без значимых материальных затрат;

— учет индивидуальных особенностей обучаемых в различных ситуациях занятия и при получении ВУС;

— совершенствовать методику и формы обучения;

— снизить влияние уровня методической подготовки командиров взводов на итоги специальной подготовки подразделения;

— обеспечить методическое и информационное сопровождение занятий по специальной подготовке;

— повышение эффективности подготовки специалистов в рамках выделенного на специальную подготовку времени;

— снижение расхода ресурсов для проведения боевой подготовки;

— предотвращение вывода из строя техники, связанного с неумелой эксплуатацией на начальном этапе ее освоения;

— организацию и проведение планового и внезапного контроля уровня подготовленности обучаемых.

Внедрение КУТС в образовательные программы высших военных учебных заведений, центров по подготовке специалистов, программы подготовки специалистов различных ВУС в подразделениях и частях войск улучшит на качественно новом уровне подготовку профессионалов для вооруженных сил РФ.

ОАО «Рязанский Радиозавод»

Тел.: +7 (4912) 29-27-01,

факс: +7 (4912) 29-29-10

mail@radiozavod.ru

www.radiozavod.ru

 

Николай Васильевич ТЮТВИН – кандидат военных наук, доцент, инженер по организации эксплуатации и ремонту средств связи ОАО «Рязанский Радиозавод»