Главная / От первого лица / От первого лица

От первого лица

Для подъема отрасли
Военное кораблестроение в России доминирует и составляет 70% от общего объема продукции

В канун IV Международного военно-морского салона интервью корреспондентам журнала «Национальная оборона» дал президент открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Владимир Пахомов, в котором он осветил ряд принципов и направлений деятельности этого нового отраслевого объединения.

Интервью:

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

— Владимир Александрович, завершено формирование открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация». Какие первоочередные задачи стоят перед ОСК?

— ОАО «ОСК» призвано решить широкий круг вопросов развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов военного и гражданского судостроения, освоения континентального шельфа, внедрения новых технологий и разработок, как в области судостроения, так и в смежных областях.

Предстоит создать инжиниринговый центр гражданского проектирования, обеспечить финансовое оздоровление предприятий, находящихся в тяжелом экономическом положении, осуществить, где это необходимо, модернизацию и техническое перевооружение судостроительных заводов, построить новые современные высокотехнологичные верфи, реализовать комплекс мероприятий по подготовке квалифицированных кадров для нужд судостроения.

Кроме того, основными задачами ОАО «ОСК» остаются выполнение государственного оборонного заказа, получение на конкурсной основе заказов в рамках федеральных целевых программ и реализация задач по линии военно-технического сотрудничества.

Намечается активное использование современных финансовых инструментов, в том числе лизинга.

Во время интервью.

 

— Немало предприятий отрасли, целиком находящихся в частных руках, остались за рамками корпорации. Как будут строиться отношения с ними: на принципах жесткой конкуренции или партнерства?

— Уверен, что отношения с ними будут строиться на принципах честной конкуренции и партнерства. Ведь все заказы по федеральным целевым программам будут распределяться на основе конкурса (Федеральный закон от 24.08.2008 г. №94-фз). В конечном итоге, мы все решаем одну и ту же задачу – обеспечить Россию современными высокотехнологичными судами и сделать отечественное судостроение конкурентоспособным на мировом рынке. Думаю, что и мы, и они всегда готовы к реализации совместных проектов и к взаимовыгодному сотрудничеству.

— На совещании по судостроению в Санкт-Петербурге председатель правительства РФ Владимир Путин сказал, что судостроительным заводам необходимо провести модернизацию, а некоторым – перепрофилироваться, так как наибольший эффект дает создание новых производств. Где планируется создание новых судостроительных мощностей?

— Было рассмотрено несколько проектов. По предварительной оценке специалистов пока наиболее подготовленным и реальным кажется проект по строительству современного судостроительного комплекса «Приморская верфь» в Ленинградской области, который будет осуществляться при участии государства. Предполагается, что этот проект станет пилотным.

Надеемся также, что будет более детально изучен проект постройки универсальной высокотехнологичной верфи крупнотоннажного судостроения в Кронштадте на юго-западном побережье острова Котлин.

— Центр мирового судостроения сейчас находится на Дальнем Востоке. Южная Корея, Япония и Китай – бесспорные лидеры отрасли. Еще в советские времена планировалось создание в Советской Гавани мощного судостроительного комплекса, способного бросить вызов зарубежным компаниям. Его возведение даже начиналось. Возможно ли возрождение этого проекта?

— В настоящее время рассматривается вопрос о возможности строительства современной судостроительной верфи с привлечением крупных иностранных инвесторов на базе нашего Дальневосточного завода «Звезда». Эта тема была озвучена на совещании по вопросам развития судостроительной отрасли в Дальневосточном регионе, проведенном председателем правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 мая 2009 г. в Комсомольске-на-Амуре. Данная концепция была названа «наиболее проработанной» и подразумевает под собой строительство крупного сухого дока длиной 400 м, шириной 100 м. Преимуществом этого проекта является наличие производственной и транспортной инфраструктуры, квалифицированных кадров, а также относительно мягкие климатические условия. Стоимость реализации проекта составит примерно около 30 млрд. рублей в течение четырех лет. Мощность составит около 60000 т судовых металлоконструкций по году.

ДЭПЛ «Санкт-Петербург».

 

— В средствах массовой информации бытует мнение, будто кризис переживает только отечественное гражданское судостроение, а, мол, в военном все обстоит благополучно. Так ли это? Какие задачи решаются на верфях ОАО «ОСК» в интересах оборонно-промышленного комплекса?

— Действительно, отечественное судостроение, как гражданское, так и военное, переживает сейчас не самые лучшие времена. Связано это в первую очередь с состоянием основных производственных фондов и технологий, обеспеченностью квалифицированными кадрами, финансово-экономическими условиями работы предприятий отрасли.

Тем не менее, военное кораблестроение в России доминирует и составляет 70% от общего объема продукции. Обеспечение выполнения заданий государственного оборонного заказа – одно из основных направлений деятельности ОАО «ОСК». Гособоронзаказом на 2009 г. предусмотрено завершение строительства и проведение испытаний головных подводных лодок нового поколения «Юрий Долгорукий» на Севмаше и «Санкт-Петербург» на Адмиралтейских верфях. Сдача их Военно-морскому флоту является приоритетной задачей корпорации в области военного кораблестроения на 2009 г.

Строительство АПЛ «Северодвинск» ведется на Севмаше в соответствии с графиком. В сфере гособоронзаказа ОАО «ОСК» также хочется отметить завершение строительства сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде, который завершает государственные испытания на Балтике.

— ОАО «ОСК» и «Ростехнологии» достигли соглашения о взаимодействии. Чем вызвана необходимость такого сотрудничества?

— В первую очередь, речь идет о сотрудничестве в сфере реализации перспективных инновационных и инвестиционных проектов, связанных с производством импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Для того, чтобы избежать двойного финансирования однотипных разработок, между ОАО «ОСК» и «Ростехнологиями» была достигнута договоренность об оказании согласованной экономической и организационной поддержки организаций-разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, входящих в структуру корпораций. Так, значительное количество предприятий, входящих в «Ростехнологии», являются комплектаторами предприятий ОАО «ОСК», например, «КБ приборостроения», «Тульский машиностроительный завод» и т. д. Подписание соглашения позволяет оперативно решать возникающие проблемные вопросы.

— Недавно ОАО «ОСК» подписало меморандум о сотрудничестве с южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries. Что предусматривает эта договоренность?

В учебном центре Севмаша.

— Сотрудничество включает в себя передачу современных технологий, консультации, совместное строительство новых верфей, подготовку кадров для ОАО «ОСК», взаимовыгодные проекты, может быть, создание совместных предприятий по строительству судов, платформ для добычи нефти и газа. Мы уже приступили к практической реализации договоренностей. В данный момент прорабатывается вопрос о создании совместного комитета по подготовке конкретных проектов.

— Одной из острых проблем российской промышленности, в том числе и судостроительной, является нехватка кадров, особенно квалифицированных. Как ОСК намерена решать эту проблему?

— Формирование нового облика судостроительного комплекса и создание условий для его устойчивого развития невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Поэтому подготовка кадров для своих верфей — одна из основополагающих задач для ОАО «ОСК», которая будет решаться в ближайшей перспективе. В первую очередь предполагается провести работу по созданию региональных учебных центров для подготовки специалистов предприятий судостроительной промышленности и по созданию корпоративных центров дополнительного профессионального образования.

Большинство судостроительных предприятий исторически, с учетом своей значимости, являются градообразующими. Эти заводы уже давно решают вопрос о подготовке молодых специалистов и повышении их квалификации самостоятельно в тесном взаимодействии с ОАО «ОСК» и местными федеральными властями. Так, например, в ОАО «ПО «Севмаш»» с целью подготовки квалифицированных кадров организован полный курс подготовки специалистов, начиная с обучения в Северодвинском техническом колледже, затем в местном профтехучилище, и кончая обучением в Севмаш-ВТУЗе (высшее учебное заведение, выпускающее инженеров и других высококвалифицированных специалистов). Кроме того, в учебном центре Севмаша постоянно проводится переобучение сотрудников предприятия, организованы курсы повышения квалификации.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый».

 

— Как ОАО «ОСК» будет представлено на IV Международном военно-морском салоне?

— Впервые конструкторские бюро и заводы, входящие в корпорацию, будут представлены «единым фронтом». Конечно, кризис внес свои коррективы. Выставочные площади ряда предприятий уменьшились. Но у нас все равно будет самая крупная экспозиция на салоне. Мы придаем важное значение этому мероприятию.

— Спасибо за интервью.