Главная / От первого лица / От первого лица

От первого лица

Стратегия развития
У отечественного судостроения имеются все шансы превратиться в высокорентабельную, наукоемкую отрасль отечественной промышленности

Россия – одна из ведущих морских держав мира. Ее морская деятельность направлена на обеспечение оборонной и экономической безопасности государства, эффективное использование океана, освоение континентального шельфа и его природных ресурсов. Отечественное судостроение, создавая корабли для Военно-морского флота, суда для транспортного и промыслового флота, плавсредства для добычи углеводородного сырья на морском шельфе, а также поставляя корабли и суда на экспорт, непосредственно участвует в обеспечении морской деятельности России.

Леонид СТРУГОВ

18 лет назад отечественное судостроение было одним из самых мощных в мире. Оно обеспечивало треть мирового военного кораблестроения, а в области гражданского судостроения страна входила в десятку самых передовых стран мира. Судостроительная промышленность СССР ежегодно выпускала корабли и суда для ВМФ общим водоизмещением более 300000 т, морские транспортные суда суммарным дедвейтом до 550000 т, промысловые суда общей мощностью главных двигателей около 100 тыс. кВт.

Судостроение – весьма специфическая отрасль. Судно – это не только металлический корпус, а еще и сложнейшая система машин, механизмов, точнейших приборов и т.п. Поэтому с судостроительной отраслью тесно связано развитие и работа множества других отраслей промышленности (металлургия, машиностроение, электроника и т.д.), то есть активная работа судостроения создает дополнительные рабочие места в других отраслях промышленности.

Судостроение относится к тем отраслям отечественной промышленности, которые являются потенциально конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынках. Ликвидность судостроительной продукции позволяет при соответствующем законодательном обеспечении использовать строящиеся и построенные суда в качестве залога при получении кредитов.

Сейчас на 168 предприятиях российского cудпрома занято около 160 тысяч человек. Основные мощности (около 75%) сосредоточены на Северо-Западе России. Отрасль взаимодействует с более чем 2 тысячами предприятий. Кроме того, более сотни частных предприятий занимаются судоремонтом.

Новейший ледокол «Москва» построен на Балтийском заводе.

 

Основными видами конечной продукции, на которые должна ориентироваться отрасль являются: корабли, сделанные в рамках гособоронзаказа и в рамках программы военно-технического сотрудничества, а также различные высокотехнологичные, наукоемкие суда гражданского назначения по государственному заказу: ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и других ведомств, плавучие атомные электростанции. Коммерческая гражданская продукция – платформы и другая морская техника для освоения шельфа, морские и речные суда для российских транспортных компаний.

К началу XXI века отечественное судостроение оказалось в крайне тяжелых условиях. Более 20 лет верфи не обновлялись и серьезные средства в модернизацию не вкладывались. При этом все, что когда-то делалось в Советском Союзе для развития гражданского судостроения, делалось преимущественно на Украине.

Основные проблемы, которые препятствуют подъему производства российского судостроения на фоне растущего на протяжении последних лет спроса:

— исторически сложившаяся «оборонная» специализация и, вследствие этого, несоответствие масштаба и структуры производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса;

— критическое состояние основных производственных фондов. Их износ по отрасли составляет более 60%, низкое техническое оснащение предприятий и высокая трудоемкость производства. В отрасли отсутствует комплекс для строительства транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (это наиболее востребованный гражданскими заказчиками тоннаж);

— недостаточное финансирование в предыдущий период науки увеличило отставание от промышленно развитых стран в области разработки новейших технологий.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения утверждена Стратегия развития на период до 2020 г. Ее основная цель – создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе:

• развития научно-технического потенциала;

• оптимизации производственных мощностей;

• модернизации и технического перевооружения;

• совершенствования нормативно-правовой базы.

На Амурском судостроительном заводе строятся танкеры-химовозы.

 

Для решения намеченных Стратегией задач выделяются три программных периода, рубежами для которых являются: 2010 г., 2015 г., 2020 г. и последующие годы. Каждый период имеет свою специфику и ресурсное обеспечение. Решение задач по принципу от «простого к сложному», с одной стороны, позволяет сосредоточить усилия на достижимых результатах, а с другой – обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и выбранного курса.

Задача первого этапа (2007-2010 гг.), который мы сейчас рассматриваем, – сохранение самой ценной части потенциала отрасли и закрепление на достигнутых ранее позициях. Кроме того, мы должны будем определиться с перечнем перспективных проектов, реализация которых станет возможной уже к концу 2010 г.

Стоить заметить, что в последние годы произошел устойчивый рост объемов продаж. В 2008 г. – 150 млрд. рублей, прогнозный показатель в 2009 г. – около 180 млрд. руб. Правда, в структуре продаж по-прежнему доминирует военная продукция, которая составляет около 70%. Доля продукции и услуг гражданского судостроения для отечественного рынка возросла за последний год на 70% и с учетом экспорта составляет 30% от общего выпуска. Год назад эта цифра была 20%.

Производство гражданской продукции должно быть четко сориентировано на заполнение тех сегментов рынка, в которых она может быть востребованной, и главное – конкурентоспособной. Ядро продуктового ряда составляют малосерийные, но при этом высокотехнологичные суда.

Основные ниши рынка обозначены стратегиями развития отраслей экономики, которые являются потребителями продукции судостроения: «Энергетическая стратегия до 2030 г.», «Транспортная стратегия до 2030 г.», «Водная стратегия до 2020 г.», «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 г.». Перечисленные стратегии реализуются в рамках мероприятий федеральных целевых программ. Среди них «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.». Кроме того, ориентирами являются показатели внепрограммных бюджетных мероприятий Росгидромета, ГК «Росатом», докризисных планов предприятий ТЭК, предварительных намерений о сотрудничестве ОАО «ОСК» с Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими странами.

Во время строительства на Прибалтийском заводе «Янтарь» судна с малой площадью ватерлинии для зарубежного заказчика.

В начале четвертого квартала прошлого года совокупная потребность со стороны отечественных и зарубежных потребителей соответствовала ранее сделанным расчетам стратегии и даже несколько превосходила их. Глядя на основную номенклатуру гражданской морской техники, можно отметить, что в настоящее время отечественная судостроительная промышленность выполняет разовые, но зато крупные заказы.

Утверждены правила субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам на 2008-2010 гг. на закупку и лизинг судов российской постройки. Федеральным бюджетом предусмотрены:

— выделение средств для капитализации ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и для реализации проектов лизинга судов отечественной постройки;

— субсидии российским судовладельцам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение судов, изготовленных на российских верфях;

— субсидии организациям транспортного и рыбохозяйственного комплексов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, на закупку судов, изготовленных на российских верфях.

Здесь, очевидно, что часть средств, следует рассматривать как поддержку для заказа речных судов и флота для малых рыболовецких компаний.

С 2007 г. в отрасли ведется работа по рассмотрению проектов создания современных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах. Прорабатывается возможность в рамках государственно-частного партнерства реализации таких проектов на Выборгской верфи в Приморске, на Северной верфи и верфи в Кронштадте, а также при модернизации Севмаша.

В соответствии со Стратегией развития в 2009 г. завершено создание Объединенной судостроительной корпорации. В ее состав вошли ведущие проектно-конструкторские бюро, такие, как ЦКБ МТ «Рубин», ЦМКБ «Алмаз», Северное ПКБ, Зеленодольское ПКБ, СПМБМ «Малахит», а также в качестве дочерних структур ОАО «ОСК» три центра судостроения и судоремонта – Западный, Северный и Дальневосточный.

29 августа 2008 г. приказом Минпромторга №112 был утвержден «Комплексный план действий по реализации Стратегии». Наряду с такими рамочными ориентирами как Энергетическая и Транспортная стратегии, мы опираемся на ряд федеральных целевых программ.

Отставание в научно-техническом и технологическом развитии от уровня передовых стран предполагается компенсировать в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.»

Корвет «Стерегущий» проекта 20380.

 

Сложные высокотехнологичные и наукоемкие суда характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в НИОКР. Предстоит разработать новые технологии и средства механизации и автоматизации производственных процессов. Потребуется модернизация и переоснащение большинства созданного в 70-80-е годы отечественного стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем. В частности, требуется создание современной экспериментальной базы для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и терминалами, для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.

При разработке Программы рассматривались более 1500 предложений по ее мероприятиям, поступившим от 80 организаций. В конечном виде Программа предусматривает реализацию 138 НИОКР и 75 объектов капитального строительства научной базы.

Следует отметить, что в создавшихся экономических условиях нереально рассчитывать на приток внебюджетных средств финансирования НИОКР. В связи с этим необходимо сохранение бюджетного финансирования Программы.

Выполнение Программы в полном объеме даст высокий социальный эффект, благодаря сохранению и увеличению высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности. Кроме всего прочего, это обеспечит поступление в 2009-2016 гг. в федеральный бюджет налогов по продукции гражданского судостроения в объеме более 130 млрд. руб. против 90 млрд. руб. бюджетных затрат на реализацию Программы.

Основные показатели реализации Стратегии развития судостроительной промышленности остаются неизменными:

— обеспечение государственных нужд в военном кораблестроении и гражданском судостроении;

— сохранение позиций на мировом рынке в области военного кораблестроения на уровне 15-20%;

— экспорт гражданской продукции – 2% процента от мировых продаж.

В соответствии с положениями Морской доктрины РФ на период до 2020 г. и основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г., Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала России, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

В условиях постоянного возрастания локальных угроз все весомее становится роль боевых надводных кораблей (БНК). В настоящее время в мировом военном кораблестроении сокращается объем строительства БНК всех классов, при этом повышается их боевая эффективность и растет стоимость.

Малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630.

Последние десятилетия прошлого века и начало XXI века прошли под влиянием стремительного прорыва в жизнь новых технологий. Это наиболее отчетливо проявилось в области создания новых образцов оружия и вооружения. Основным направлением совершенствования оружия и вооружения кораблей становится комплексирование оружия и систем его управления на основе цифровых технологий, оптико-волоконных линий передачи информации в многофункциональные комплексные системы (МФКС), решающие все боевые задачи, стоящие перед кораблем. Использование средств обмена информацией позволяет перспективным БНК получать информацию любого уровня и от любого источника, а, следовательно, контролировать огромные пространства. Наконец, унификация стала важнейшей частью общего процесса создания вооружения и техники. В кораблестроении важнейшим направлением этой деятельности стали работы по унификации кораблей, созданию модульных кораблей и сокращению типажа их составных частей и комплектующих изделий. Все это позволило мировым морским державам приступить к созданию боевых кораблей нового поколения.

В постсоветской России было успешно завершено строительство тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», сторожевых кораблей «Неустрашимый» и «Татарстан», оснащенных высокоэффективным современным оружием, а также морского тральщика «Валентин Пикуль» и целого ряда катеров и судов вспомогательного назначения. В проектах этих кораблей были реализованы технические решения, которые закладывались военными специалистами и конструкторами в период 70-80-х годов XX века. При этом номенклатура технических средств, оборудования, дельных вещей и, разумеется, состав оружия и вооружения на этих кораблях были приняты из лучших на тот период образцов, производимых отечественной промышленностью.

Недостатки отечественных БНК, сданных ВМФ на рубеже веков, постепенно устраняются в кораблях новых проектов, которые уже начинают поступать на вооружение ВМФ. При этом, более открытая политическая и экономическая политика России позволила проектантам и изготовителям отечественных вооружений активно внедрять современные по мировым стандартам технические решения (в первую очередь это касается электронной техники). На кораблях стало возможно также применение отдельных образцов импортной техники, аналогов которым нет в России.

Новыми кораблями, на которых уже начали реализовываться современные требования, являются фрегат, корвет, морской тральщик, малый артиллерийский корабль, большой десантный корабль, учебный корабль, спасательное судно. Их строительство ведется в настоящее время. Усилиями военных специалистов и обширной кооперации промышленности страны на этих кораблях внедряются самые современные комплексы оружия и вооружения, возможности многих из которых превосходят зарубежные аналоги.

Длительные сроки постройки корабля (3-6 лет) и создания серии кораблей (15-25 лет – от начала проектирования до сдачи последнего корабля в серии) приводят к определенной инертности развития производственной базы кораблестроения. В связи с этим, проблемы, имевшие место в 90-е гг., еще длительное время могут осложнять развитие судостроительной отрасли и ВМФ. Хотя в настоящее время государственный оборонный заказ становится экономически привлекательным, а его объемы превысили объем экспортных контрактов.

Большой десантный корабль проекта 11711.

Несмотря на финансово-экономический кризис, правительство РФ продолжает уделять судостроению пристальное внимание. 6 марта 2009 г. в главном научно-исследовательском центре судостроительной промышленности ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» с участием премьер-министра Владимира Путина были рассмотренны меры по развитию отрасли. Речь шла как о ее развитии и совершенствовании, так и об антикризисных мерах в этой сфере.

В первую очередь, антикризисные меры включают оптимизацию отрасли и создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Большие надежды правительство возлагает также и на новую федеральную целевую программу по развитию гражданской морской техники, рассчитанную на 8 лет. На нее выделяется 136,4 млрд. руб., из которых 4,2 млрд. руб. будут направлены уже в текущем году. Однако общий объем государственных расходов на судостроение в этом году будет существенно больше. По словам В.В. Путина, из различных источников, в том числе, по банковским проектам, региональным программам, проектам в области высоких технологий, финансирование отрасли уже в текущем году составит 110 млрд. руб.

Глава правительства особо подчеркнул, что государство намерено поддерживать перспективные инвестиционные проекты в отрасли, в том числе, наращивая загрузку верфей. К числу других антикризисных мер относятся: активное использование лизинговой системы, субсидирования процентной ставки по кредитам, привлечение государственных компаний на формирование заказов в отрасли. На совещании было решено, что в ближайшее время правительство вернется к вопросу фискальной нагрузки на отрасль. Речь идет о налогообложении и таможенных платежах.

Правительство не ограничилось лишь разработкой стратегии судостроения. Так, по предложению Минпромторговли, предполагается признать одним из приоритетных проектов в этой области строительство на базе Выборгского судостроительного завода новой верфи в районе Приморска. Как ожидается, реализация этого проекта может начаться совсем скоро. При этом, в финансировании проекта может принять участие ВЭБ, другие компании. Возможно также и привлечение средств Инвестфонда на инфраструктурную составляющую нового проекта.

Как подчеркнул В.В. Путин, строительство новых верфей должно стать важнейшей мерой оздоровления отрасли наряду с модернизацией или перепрофилированием старых производств.

Все это говорит о том, что у отечественного судостроения имеются все шансы не только пережить кризис, но и превратиться в высокорентабельную, наукоемкую отрасль отечественной промышленности, эффективно отвечающую на вызовы XXI века.