Главная / От первого лица / От первого лица

От первого лица

«Принятие закона – это взвешенное и ответственное решение всех ветвей власти»
Председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник  Виктор ЗАВАРЗИН отвечает на вопросы журнала «Национальная оборона» 

Интервью

Николай ЕРМИЛОВ

— Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, о целях и задачах Комитета по обороне, особенностях его работы?

— Цель работы Комитета по обороне – законодательное обеспечение военных преобразований, совершенствование действующего пакета военных законов, нормативной правовой базы.

Являясь субъектами законодательной инициативы, депутаты-члены Комитета активно ведут законодательную работу. Системный подход к законодательному обеспечению обороны страны реализуется посредством принятия на заседаниях Комитета основных направлений его законотворческой деятельности. Принятие каждого закона – это взвешенное и ответственное решение всех ветвей власти.

Именно федеральным законом оформляется конкретная государственная политика, в том числе по вопросам обороны. Будь то: строительство Вооруженных Сил; военно-техническая политика; военно-техническое сотрудничество; социальная политика в Вооруженных Силах и т.д.

Характерной особенностью деятельности нашего Комитета является то, что по вопросам обороны депутаты-члены Комитета вне зависимости от фракционной принадлежности, имеют сходные концептуально или совпадающие позиции.

Комитет по обороне наделен также правом проводить парламентские слушания, запрашивать информацию по вопросам ведения Комитета. Кроме того, Комитет осуществляет и представительскую функцию. Это значит, что наша политическая деятельность должна выражать интересы, прежде всего, наших избирателей.

Поэтому встречи с руководством Вооруженных Сил, воинскими коллективами, военнослужащими, военными пенсионерами, другими гражданами – это большая часть нашей повседневной работы. Ведь не зная реального положения дел – нельзя выявить прорехи в законодательстве, а также уяснять неурегулированные сферы правоотношений.

В свою очередь руководство Вооруженных Сил, других заинтересованных министерств и ведомств приводит доказательную базу в обоснование необходимости изменений федерального законодательства.

 

Виктор Михайлович ЗАВАРЗИН

 

Родился 28 ноября 1948 г. в селе Заолешенка Курской области. Окончил Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию имени М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

 

Служил на различных командных должностях. Был командующим Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, главным военным представителем России в НАТО, первым заместителем начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ. Воинское звание генерал-полковник.

 

В декабре 2003 г. был избран в Государственную Думу 4-ого созыва по одномандатному округу от Камчатки. В 2004 г. возглавил Комитет по обороне.В декабре 2007 г. был избран в Государственную Думу 5-го созыва по одномандатному округу от Оренбургской области. В 2008 г. вновь избран председателем Комитета Госдумы по обороне.

 

 

— Не могли бы вы уточнить основные направления работы возглавляемого вами Комитета?

— Основные направления нашей работы – это законодательная поддержка следующих направлений военной политики государства:

– Первое. Перевооружение армии, создание военной организации государства, отвечающей существующим и прогнозируемым угрозам;

– Второе. Прохождение военной службы, исполнение воинской обязанности, воинский учет, подготовка к военной службе;

– Третье. Социальная защита военнослужащих, военных пенсионеров, членов семей, пенсионное обеспечение;

– Четвертое. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, государственный оборонный заказ, функционирование оборонно-промышленного комплекса.

— К сожалению, сегодня жилищный вопрос для военнослужащих остается все еще болезненным. Что сделано и что планируется сделать в этом направлении?

— Да, вы правы, сегодня эта проблема наиболее чувствительна для значительной части военнослужащих и членов их семей. Но, несмотря, на определенные сложности, этот вопрос, можно сказать, сдвинулся с мертвой точки. Уже есть определенные результаты.

Для начала напомню, что за последние 15 лет (с 1994 г.) в Вооруженных Силах число военнослужащих, нуждающихся в жилье, со  178 тыс. сократилось на 20% и составило 141,8 тыс., из них нуждающихся в постоянном жилье, сократилось почти в 2  раза  (со 163,7 тыс. в 1994 г. до 87,3 тыс. в 2009 г.).

Это стало возможным благодаря тому, что удалось найти ряд новых подходов к обеспечению жильем, законодательно закрепив их как приоритетные. Коротко расскажу, в чем их суть.

Законом «О статусе военнослужащих», кроме традиционного обеспечения постоянным жильем установлены новые способы жилищного обеспечение.

Это:– переход с 1998 г. на обеспечение военнослужащих служебным жильем на весь период службы;

– предоставление на выбор военнослужащим жилья в собственность или по договору социального найма в избранном месте жительства после 20 лет службы, или после 10 лет – при увольнении по возрасту, оргштатным мероприятиям или болезни (за исключением участников ипотеки);

– предоставление увольняемым военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков сертификатов;

– получение гражданами, уволенными со службы, состоящими на учете по последнему месту службы, или в органах местного самоуправления (вставших на учет до 1.01.2005 г) по их выбору в избранном месте жительства жилья в собственность или по договору социального найма с оставлением права на сертификат;

– установлена единая социальная норма 18 м.кв. предоставления жилья в собственность или по договору социального найма.

Что позволило:

– сформировать фонд служебного жилья в размере 235,4 тыс. квартир, в том числе для военнослужащих 174,7 тыс. квартир;

– приобрести за счет сертификатов 87,6 тыс. квартир, в том числе:

а) увольняемым военнослужащим – 76,4 тыс.;

б) гражданам, подлежащим отселению из зарытых военных городков – 10,6 тыс.;

в) вдовам военнослужащих – 0,6 тыс.

Кроме этого, обеспечить за счет сертификатов более 51,2 тыс. граждан, уволенных с военной службы, состоящих в очереди в органах местного самоуправления.

А также для решения жилищной проблемы было решено:

– продлить действия программы сертификатов до 2015 года;

– увеличить компенсационные выплаты за поднаем жилья в три раза, в г. Москве и Санкт-Петербурге  установить выплаты  15 тыс. рублей;

– определить порядок предоставления в собственность жилых помещений по избранному месту жительства военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (заключившим контракт после 1 января 1998 г.), и не являющимися участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, гражданам, уволенным с военной службы, и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.

Законодательное обеспечение надежной социальной защиты военнослужащих и членов их семей – один из важнейших аспектов деятельности Комитета Государственной Думы по обороне.

Более того, напомню, что в 2004 году принят закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Закон позволяет военнослужащим – участникам этой системы, проживая в служебном жилье и став ее участником через три года, приобретать в любом месте жилье в собственность за счет накапливаемых на их индивидуальных счетах средств. Система начала работать с 2005 года. Сегодня в ней участвует около 58,2 тыс. военнослужащих Минобороны.

Учитывая, что цена квадратного метра жилья постоянно растет, при принятии бюджета на 2009-2011 годы, увеличен ежегодный накопительный взнос в 2 раза – с 89,9 тыс. рублей в 2008 году до 168 тыс. рублей в 2009 году. А в 2010 году планируется увеличить до 175,6 тыс. рублей.

Также отмечу, что проектом федерального закона на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем в объеме 58,8 млрд. рублей.

— Какие последние достижения Комитета в части социального обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей?

— За счет внесения изменений в действующее военное законодательство для них предоставлены следующие социальные гарантии:

– расширен перечень категорий военнослужащих, имеющих право на получение продовольственного пайка в натуральной форме. Теперь такое право предоставлено и военнослужащим, направленным для прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации;

– создана правовая основа для медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими учебно-боевых задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (например, подводники, летчики и т.д.). Реабилитация будет осуществляться бесплатно, подобные оздоровительные мероприятия по восстановлению работоспособности военнослужащих необходимы для восстановления их здоровья и боеспособности после выполнения ими учебно-боевых задач. Это помимо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом;

– за безвестно отсутствующими военнослужащими сохраняется статус военнослужащих. А это значит, что семья без вести пропавшего не является брошенной. За ней сохраняются все полагающиеся льготы и социальные гарантии;

– установлено право военнослужащих на компенсацию платы на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях независимо от их форм собственности;

– принят закон, предусматривающий предоставление в первоочередном порядке детям военнослужащих мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях. Это крайне важный социальный закон, разработке которого предшествовал поток многочисленных обращений военнослужащих. Ведь до его принятия детям военнослужащих в первоочередном порядке по месту жительства их семей могли предоставляться места в школах и детсадах, а так же в летних оздоровительных лагерях, но только на усмотрение органов местного самоуправления, что естественно ущемляло их права. Военнослужащие вынуждены часто менять место жительства, в результате чего их дети были ограничены в праве на доступность поступления в детский сад, т.к. в очередь необходимо вставать заранее;

– беременным супругам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,  законодательно предоставлено право на получение единовременного пособия, а также их детям в возрасте до 3-х лет ежемесячного пособия на ребенка. Размер пособий с 1 января 2009 года составляет 15190 руб. и 6 510 руб. соответственно.

– реализовано определение Конституционного Суда об установлении равных прав супругов, занятых уходом за недостигшими 8-летнего возраста детьми умерших военнослужащих, на пенсию по случаю потери кормильца. Мужьям (вдовцам) погибших военнослужащих-женщин, имеющих ребенка в возрасте до 8 лет, выплачивается пенсия по случаю потери кормильца. Ранее такое право имели только вдовы;

– установлено право на получение мужьями (вдовцами) военнослужащих-женщин, не вступившими в повторный брак, второй пенсии по случаю потери кормильца одновременно с трудовой пенсией (пенсией за выслугу лет) при условии достижения ими возраста 55 лет;

– принят закон, позволяющий включать в страховой стаж период проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также период проживания за границей жен (мужей) работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом и в международные организации;

– надбавки к военной пенсии теперь исчисляются от базовой части трудовой пенсии по старости. С 1 января 2008 года размеры надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий установлены в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии составляет – 1950 рублям, а с 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии россиян будет проиндексирована на 26,5%;

– увеличены размеры надбавок более чем в 5 раз к пенсиям по инвалидности военным пенсионерам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Кроме того, принят закон, предоставляющий военным пенсионерам, которые после увольнения с военной службы продолжили трудовую деятельность, право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и страховой части трудовой пенсии.

Создана правовая основа для медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими учебно-боевых задач.

— Что можно сказать о перспективах законотворческой деятельности оборонного Комитета?

— Основные приоритеты среднесрочного и долгосрочного развития военной организации страны, а также конкретные направления модернизации армии, выбранные исходя из угроз и вызовов, к которым мы должны быть готовы, определены руководством страны. Именно на законодательном обеспечении этих приоритетов и будет сосредоточена деятельность Комитета по обороне.

В осеннюю сессию планируется рассмотреть законопроект «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Он предусматривает обязательное увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего службу по контракту, осужденного условно за умышленное преступление. То, что сегодня в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, продолжают проходить военную службу военнослужащие по контракту, осужденные условно за умышленные преступления, снижает доверие к офицерскому корпусу и негативно влияет на морально-психологическую атмосферу в воинских коллективах. Этот законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

В эту сессию также планируется рассмотреть и принять законопроект, который предлагает уточнить основание предоставления отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренное подпунктом «з» пункта 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Сегодня законодательством определено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу: в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования вышеуказанных органов и учреждений, при наличии у них специальных званий.

«ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ОСТАЕТСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ЖИЛИЩНОГО, МЕДИЦИНСКОГО И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Законопроектом предполагается установить, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется данным гражданам по окончании ими образовательных учреждений высшего профессионального образования перечисленных органов при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий. Данный законопроект также принят Государственной Думой в первом чтении.

Более того, в блажащее время Госдумой будет рассмотрена законодательная инициатива в части уточнения видов продукции военного назначения, а также законопроекты, касающиеся прохождения гражданами военной службы.

Одним из основных и приоритетных направлений в деятельности Комитета остается совершенствование системы материального и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения и т.д.

Хотел бы рассказать о двух законопроектах. Один касается детей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, ставших инвалидами до 18 лет. Поясню необходимость разработки данной законодательной инициативы. Дело в том, что сегодня согласно действующему законодательству дети Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, которые с детства являются инвалидами, после того, как достигли возраста 18 лет или 23 лет (если они обучаются в ВУЗе по очной форме обучения), теряют право на льготы. А после смерти вышеуказанной категории их дети, которые являются  инвалидами с детства, не имеют право на получение денежных выплат, как члены семьи.

В случае принятия законопроекта дети, которые являются инвалидами с детства, будут иметь право не только на льготы без возрастного ограничения при жизни Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, но и после их смерти на льготы либо на ежемесячные денежные выплаты, которые предусмотрены для каждого члена их семьи. Законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Второй законопроект – о льготах и ежемесячных денежных выплатах членам семьи Героя или полного кавалера ордена Славы. Он подготовлен в целях восполнения пробела в действующем законодательстве. Сейчас члены семьи Героя и полного кавалера ордена Славы фактически лишаются возможности назначения им ежемесячных денежных выплат на следующий календарный год, если смерть Героя или полного кавалера ордена Славы наступила в период с 1 октября по 31 декабря текущего года, несмотря на то, что такое заявление ранее уже было подано самим Героем или полным кавалером ордена Славы. Законопроект принят в первом чтении.

В заключении хотел бы сказать, что законодательное обеспечение обороны страны осуществляется в полном взаимодействии со всеми ветвями власти. Руководством страны предпринимается все возможное, чтобы обороноспособность государства только укреплялась.