Главная / От первого лица / От первого лица

От первого лица

ВТС в интересах коллективной безопасности
Заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий СЕМЕРИКОВ отвечает на вопросы журнала «Национальная оборона»

Интервью

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

— Валерий Анатольевич, на прошедшем в конце 2009 г. VII заседании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ рассматривались предложения по разработке проекта Программы военно-технического сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2015 г. Что включают в себя эти предложения?

— Разрабатываемый документ представляет собой взгляды на цели, задачи и направления военно-технического сотрудничества ОДКБ на период до 2015 г., сформированные на основе предложений государств-членов ОДКБ, предприятий и научно-исследовательских организаций оборонных отраслей промышленности, анализа состояния ВТС на данном этапе развития Организации. Документ готовится во исполнение Плана коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу и в соответствии с решением Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству Организации. На прошедшем VII заседании МКВЭС ОДКБ, проект был доработан по предложениям национальных частей Комиссии.

Валерий Семериков.

— Как бы вы охарактеризовали сегодняшний этап военно-технического сотрудничества в формате Организации?

— Настоящий этап военно-технического сотрудничества в рамках Организации характеризуется завершением в своей основе формирования нормативной правовой базы в этой сфере, которая позволяет в полном объеме осуществлять поставки продукции военного назначения на льготных условиях на двусторонней основе по отдельным контрактам, заключенным между субъектами ВТС сторон.

На период до 2015 г. основной акцент в развитии военно-технического сотрудничества, по оценке Секретариата ОДКБ, целесообразно смещать в сторону расширения форм ВТС, внедрения системного и прогнозного подхода к его планированию и осуществлению, прежде всего, на многосторонней основе.

В этой связи в Программе ВТС предлагается сосредоточить усилия на следующих задачах.

Во-первых, среднесрочном и долгосрочном планировании поставок ПВН, обусловленных перевооружением и модернизацией вооруженных сил государств-членов ОДКБ, формированием сил и средств системы коллективной безопасности.

В этих целях, уточню, необходимо проведение определенных исследований, направленных на создание конкретных программ оснащения сил и средств системы коллективной безопасности современными и сопрягаемыми образцами вооружения и военной техники.

Во-вторых, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам, в которых проявлена заинтересованность предприятий оборонно-промышленных комплексов государств-членов Организации.

В-третьих, развертывание работ по созданию в рамках ОДКБ оптимальной сети совместных предприятий по ремонту вооружения и военной техники.

Приведенные задачи, конечно, не исчерпывают всех актуальных проблем ВТС, которые целесообразно решить к 2015 г. В первую очередь это относится к развертыванию работ по проведению единой военно-технической политики при оснащении сил и средств системы коллективной безопасности и, в частности, разработке систем межгосударственной стандартизации и каталогизации продукции военного назначения. Однако, учитывая существенную взаимозависимость этих вопросов для всех этапов жизненного цикла образцов ВиВТ, решение упомянутой проблемы предусмотрено в рамках более широкой программы военно-экономического сотрудничества.

— Какова конечная цель Программы?

— Целью Программы ВТС на предстоящую перспективу предлагается создание, прежде всего, научно-обоснованной базы для планирования конкретных мероприятий на последующую перспективу по важнейшим направлениям военного строительства, разработка согласованных программ оснащения сил и средств системы коллективной безопасности.

— Вы подчеркнули необходимость проведения работы по программному планированию оснащения и модернизации вооружения и военной техники вооруженных сил государств-членов ОДКБ.

— В настоящее время в формате Организации поставки продукции военного назначения на условиях Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. осуществляются на основе разовых заявок, реализация которых в желаемые для заказчика сроки не всегда возможна. В частности, это зависит от наличия требуемой ПВН в наличии министерств обороны или загруженности заказами соответствующих предприятий ОПК.

Поэтому, учитывая, что парк ВиВТ вооруженных сил государств-членов ОДКБ характеризуется наличием образцов с различной степенью морального и физического износа, представляется необходимым и возможным перейти к прогнозному планированию поставок новой и модернизации находящейся на вооружении продукции в целях поддержания и повышения боевого потенциала этих вооруженных сил. Это позволит ориентировать предприятия ОПК государств-членов ОДКБ при формировании заказов на первоочередное удовлетворение потребностей именно союзников по Организации.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе оснащения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которые созданы в соответствии с решением Совета коллективной безопасности. Это должны быть высокомобильные силы постоянной готовности, оснащенные современными и совместимыми образцами ВВТ.

Для успешного выполнения задач, определенных КСОР, необходимо осуществить разработку научно обоснованных требований к их мобильности, технике и вооружению, всестороннему обеспечению, подготовке органов управления и контингентов.

Сейчас мы этим вопросом в Организации на уровне экспертов занимаемся.

Думаю, что вопрос оснащения КСОР современными образцами вооружения и спецтехники найдет свое отражение и в ходе организации и проведения международного салона вооружения и техники «МВСВ-2010», который пройдет в Москве в июне-июле 2010 г.

Сегодня уже ясно, что в целом этот серьезный и важный вопрос – оснащения КСОР – должен решаться в рамках межгосударственной целевой программы.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа осматривает новые образцы вооружений.

 

— Какие еще проблемы в сфере ВТС вы бы выделили?

— Сфера ВТС – весьма обширна, и затронуть все вопросы и проблемы просто невозможно. Поэтому расскажу лишь о наиболее значимых.

Например, формирование оптимальной сети предприятий по ремонту и модернизации вооружения и военной техники государств-членов ОДКБ.

В ведении министерств обороны государств-членов Организации находятся предприятия по ремонту и модернизации ВиВТ, построенные еще во времена СССР, исходя в основном из удовлетворения потребностей в этих работах военных округов, дислоцировавшихся на территории республик. Не секрет, что в настоящее время эти предприятия функционируют разрозненно и поэтому характеризуются различной степенью загрузки и оснащения специальным технологическим оборудованием для проведения ремонта, особенно современной техники, необеспеченностью технической документацией и т.п. Это обуславливает значительные различия в качестве ремонта, в ценовой политике, наличие неоправданной конкуренции.

Проблему, на взгляд Секретариата ОДКБ, можно решить формированием сети совместных предприятий, например, холдингов по видам вооружения и военной техники, в целях создания единых систем распределения и выполнения заказов, поддержки и контроля качества работ, маркетинга и ценообразования, проведения реконструкции (переоснащения) и подготовки кадров. В целом это обеспечит вошедшим в систему предприятиям жизнеспособность и перспективу развития.

— В ходе делового совета, прошедшего в рамках VII заседания Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ, обсуждался вопрос объединения усилий государств-членов Организации в сфере разработки, производства, испытаний и утилизации патронов стрелкового оружия.

— В настоящее время по ряду объективных и субъективных причин назрела острая необходимость в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению кучности боя серийно выпускаемых патронов и разработке специальных снайперских патронов с увеличенной прицельной дальностью и повышенной кучностью боя.

Одним из направлений решений вопроса, по мнению специалистов, может стать отработка конструкции двухэлементных пуль с исключением свинцовой рубашки.

В интересах более эффективного выполнения огневых задач в современных условиях также необходимо увеличение носимого боекомплекта военнослужащих. Однако решение данной задачи сдерживается высокой массой патронов, а также использованием патронными заводами для упаковки патронов трудно вскрываемых цельноштампованных коробок.

В этой связи ставится задача оценки перспективности выполнения работ по созданию безгильзовых патронов и патронов с гильзами из полимерных материалов.

Немаловажным аспектом проблемы является и необходимость повышения технологичности и удешевления производства ПСО в целях обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Кстати, мы ведем речь не только о производстве новых видов вооружения и военной техники, но и об утилизации старых. Возьмем те же патроны для стрелкового оружия.

Известно, что к настоящему периоду на базах и арсеналах министерств обороны государств-членов ОДКБ сосредоточено значительное количество патронов для стрелкового оружия длительного хранения, которые полностью или частично потеряли свои тактико-технические характеристики, а некоторые из них потеряли и свою потребность ввиду снятия их с вооружения.

Патроны для стрелкового оружия как специфические образцы военной техники не могут быть изъяты из пользования, в каком бы состоянии они не находились, путем захоронения или передачи их в другие отрасли промышленности, например, в качестве металлолома, без осуществления демонтажа (патронов и пуль), извлечения пороха и капсюлей с последующим их уничтожением (или переработкой). Данные обстоятельства требуют проведения постоянного анализа запасов ПСО, сроков их хранения и возможности по утилизации с целью обеспечения пожаро-, взрыво- и экологической безопасности арсеналов.

Поэтому в формате ОДКБ целесообразна разработка программы утилизации ПСО, реализация которой позволит не только значительно разгрузить базы и арсеналы государств-членов ОДКБ, повысить их живучесть, взрыво- и пожаробезопасность, сократить затраты на хранение боеприпасов, но и вернуть в промышленность все ценные компоненты (материалы) и, тем самым, снизить уровень затрат на утилизацию.

— Каковы перспективы принятия Программы?

— Предложения по разработке проекта Программы военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2015 г. были рассмотрены на постоянном совете при ОДКБ и сейчас проходят процедуру согласования в государствах-членах Организации. В дальнейшем они планируются к представлению для рассмотрения на уставные органы ОДКБ – советы министров обороны, иностранных дел, комитет секретарей советов безопасности и на утверждение Совета коллективной безопасности.