Главная / От первого лица / От первого лица

От первого лица

Машиностроение – локомотив экономики
Состояние российской экономики в ближайшем десятилетии будет напрямую зависеть от состояния ключевой для нее отрасли – машиностроения и особенно – ОПК

О перспективах развития машиностроения, сегодняшних проблемах отрасли, необходимых мерах по модернизации существующих производств и эффективных способах отраслевого финансирования журналу «Национальная оборона» рассказал генеральный директор инвестиционной компании «ГЛОБЭКС КАПИТАЛ» Ваган КАЗАРЯН.

Интервью

Ольга ШИЛОВА

— Ваган Арменакович, какие основные проблемы, на ваш взгляд, существуют сегодня в российском машиностроении и затрудняют его развитие?

— Очевидны три основные отраслевые проблемы. Первое – практически у всех предприятий сектора накоплена задолженность, которая их душит. Да, сегодня стало больше заказов, рынок растет, но чтобы их реализовать, надо взять в долг для пополнения оборотных средств. Есть заказ на два-три года, через полгода новый заказ – опять на два-три года. А с долговой нагрузкой надо что-то делать сейчас, ведь выручка пойдет только через два-три года, а у предприятия за один год резко увеличивается задолженность. При этом проценты по платежам продолжают расти. В результате предприятие попадает под долговой пресс. Если не провести реструктуризацию существующей задолженности, то дальше работать и выполнять заказы станет просто невозможно.

Второе – то, что мы все называем модернизацией. По сути, это комплекс мер, которые позволяют снизить себестоимость продукции и увеличить производительность одновременно. Что для этого нужно? Нужна своевременная реструктуризация текущей задолженности, правильная кластеризация существующих промышленных мощностей и изменение логистики в отечественном производственном комплексе.

Сегодня зачастую мы производим детали для одного конечного изделия в разных регионах. Все делается на больших промплощадках, которые надо отапливать, охранять, обеспечивать, нести инфраструктурные затраты и т.д. Климатические и географические особенности страны таковы, что организация любого промышленного производства сопряжена с большими затратами. У нас одна из самых больших статей затрат – это энергетика, отопление, свет. Зачастую смежные производства могут быть разбросаны в пределах целых регионов. А это означает еще и дополнительные транспортные расходы.

Какие тут возможны логистические перемены? Прежде всего, это укрупнение производств, кластеризация их, то есть создание специализированных производственных блоков. И мы это уже видим на примере создания субхолдингов в рамках «Ростехнологий», ОАК, ОСК и т.д., каждый из которых сосредоточен на конкретном сегменте производства. А дальше они поставляют всем головникам однотипную продукцию.

Затем – техническое перевооружение. Надо менять устаревшие станки, нужна модернизация. Но это – одна из самых простых задач, потому что при реструктуризации долговой нагрузки банков, готовых финансировать поставку оборудования, много.

Третья задача – финансирование НИОКР. Это большая проблема для наших предприятий. Без НИОКРов не будет ни инноваций, ни новой продукции. Соответственно, без новой продукции будем терять рынки как внутренний, так и внешние. Это самая сложная задача. Решение не очевидное, здесь можно долго дискутировать. Есть модели, при которых частный бизнес финансирует эти процессы совместно с государством, например в формате ГЧП, есть варианты, когда предприятия берут на себя часть финансовой нагрузки, но привлекают сторонних инвесторов. Как это будет происходить в России, пока не знаю. Посмотрим.

— Существует ли какая-то определенная отраслевая специфика финансирования?

— Безусловно, существует. Есть ряд финансовых инструментов, которые наиболее развиты и используемы в той или иной отрасли. Еще с советских времен существуют отработанные финансовые механизмы, сопровождающие экспорт. Например, торговое финансирование в форме предэкспортного кредитования поставок.

При этом, есть и набор финансовых инструментов, которые на сегодня активно используются в гражданской области и пока недостаточно распространены в секторе ОПК. Их привнесение в отрасль поможет процессам отраслевой модернизации пойти более успешно, быстро и эффективно.

— А какие, по вашему мнению, финансовые продукты наиболее востребованы сейчас для отрасли?

— Основные продукты – это привлечение акционерного капитала, долговое и проектное финансирование. И в первую очередь – это привлечение дополнительного акционерного капитала. Особенно с учетом высокой долговой нагрузки многих предприятий ОПК. И здесь наиболее оптимальным источником акционерного финансирования представляется выход компаний на биржу (IPO) с продажей определенного пакета акций широкому кругу инвесторов. При этом, необходимо обеспечивать выход не только на российские, но и на международные фондовые рынки. Тогда риски сосредоточения существенных пакетов акций в одних руках минимизируются высокой ликвидностью ведущих мировых площадок. Что касается требуемого при IPO высокого уровня раскрытия информации об эмитенте, то глобальные инвесторы хорошо знакомы с практикой ограниченного раскрытия чувствительной информации эмитентами из отраслей оборонной промышленности. Таким образом, может быть соблюден разумный баланс между требованиями прозрачности и частичной конфиденциальности. Достаточно показательным примером можно считать IPO «Иркута».

Говоря про долговые инструменты для предприятий ОПК, надо основываться на выборе продуктов, минимизирующих риски недружественных действий со стороны кредиторов, столь наглядно проявившиеся в последние 20 лет. Степень влияния отдельных кредиторов может быть ограничена при привлечении финансирования путем выпуска евробондов и кредитных нот. Выбор оптимального варианта продукта зависит от таких факторов, как объем привлекаемых средств, степень готовности информации для раскрытия инвесторам, предполагаемая частота заимствований и т.п.

Для дебютантов подходит формат кредитных нот относительно небольшого объема ($100-300 млн.). Это достаточно гибкий инструмент, как правило не проходящий листинг на бирже и потому не предполагающий жесткого набора требований по раскрытию информации. Многие российские эмитенты, в том числе и среди предприятий ОПК, выбрали именно этот путь привлечения относительно длинных и дешевых кредитных средств. В дальнейшем, при увеличении объемов заимствований, целесообразно размещать евробонды. Это более сложный инструмент, но обладающий и большими возможностями.Проектное финансирование – в противоположность стандартному общекорпоративному финансированию – позволяет ограничить круг активов, входящих в периметр сделки, и при этом обеспечить кредитными ресурсами конкретный проект, например, строительство новой производственной единицы. Данная форма финансирования сегодня широко используется во всем мире для осуществления самостоятельных проектов независимо от их масштаба. Основным преимуществом для головной компании при этом является обособление проектных рисков, а для инвесторов – обеспечение целевого использования средств и получение залоговой массы с понятной и просчитываемой экономикой.

— Если говорить о перспективах отрасли, что вы считаете наиболее важным?

— Опыт наших западных коллег показывает, что именно плотная интеграция крупных военно-промышленных конгломератов в международные рынки капитала позволяет им привлекать ровно столько ресурсов, сколько им требуется. Очевидно, что отечественным компаниям необходим подобный доступ к международным рынкам капитала для решения вышеперечисленных задач по модернизации производства и реструктуризации существующей задолженности. Сегодня мы уже наблюдаем интерес инвесторов к предприятиям российского машиностроения. Я уверен, что в ближайшие 3-4 года этот интерес будет капитализирован в рамках многих отраслевых проектов.

Машиностроение – это локомотив экономики. Нефть, газ и металлы – только сырье для экономики. Движущей силой здоровой экономики является именно машиностроение. Международный опыт показывает, что результат от инвестиций в машиностроение оказывает наивысший мультипликативный эффект для ВВП страны по сравнению с другими отраслями. И здесь можно констатировать, что состояние российской экономики в ближайшем десятилетии будет напрямую зависеть от состояния ключевой для нее отрасли – машиностроения и особенно – ОПК.