Главная / Юбилей / Юбилей

Юбилей

Зеленодольская школа
У этого конструкторского бюро необычная судьба

ЦКБ-340 (ныне ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») было создано 60 лет назад для выполнения фактически одной прикладной задачи – конструкторского сопровождения строительства «больших охотников» проекта 122б, к массовому строительству которых тогда приступил завод им. А.М. Горького. Тогда при нескольких заводах, занимавшихся сборкой серийных кораблей, появились такие бюро. Но со временем их упразднили или реорганизовали. А вот Зеленодольское бюро не просто выжило, а завоевало славу одного из ведущих ПКБ судостроительного профиля. И не только в нашей стране, но и за рубежом.

В чем причина успеха? Люди, возглавлявшие и работавшие в бюро, всегда стремились быть в авангарде своей отрасли и судостроительной науки. Достаточно вспомнить первого руководителя бюро – Александра Кунаховича. Будучи главным конструктором «больших охотников» проекта 122, он думал о кораблях будущего и вдохновлял коллектив на творческую созидательную работу. Ее следствием стали самые быстроходные малые противолодочные корабли на подводных крыльях типа «Сокол», не имеющие аналогов летящие над волнами суда с аэродинамической разгрузкой. Это «забегание вперед» позволяло бюро проектировать востребованные флотом обычные корабли с большим модернизационным запасом. Достаточно вспомнить «малые охотники» проекта 201, малые противолодочные корабли проектов 204 и 1124, сторожевые корабли проектов 159, 35, 1159 и 11540. Имена некоторых кораблей у всех на слуху. Достаточно вспомнить СКР «Неустрашимый», «проложивший тропу» в Аденский залив, где первым стал на вахту борьбы с пиратами. В этом году вошел в строй его собрат – СКР «Ярослав Мудрый». Сейчас для ВМФ России и ВМС зарубежных стран строятся сторожевые корабли типов «Татарстан» и «Гепард», малые артиллерийские корабли типа «Буян» разработки Зеленодольского ПКБ.

А конструкторы бюро продолжают создавать новые проекты, причем некоторые из них необычные. Например, создан ряд проектов гражданского и военного назначения с аутригерами, которые повышают мореходные и маневренные качества платформ, являются более экономичными. Конструкторы снова вернулись к проектированию и испытанию моделей аппаратов с аэродинамической разгрузкой, используя новейшие инновационные разработки и решения.

Одним словом, в дни юбилея Зеленодольское бюро находится на взлете. Желаем его коллективу доброго здоровья и новых блестящих свершений! Салют Вам!

Военно-морской флот РФ

Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»

Издательский дом «Национальная оборона»