Главная / Флот / Флот

Флот

Драгоценный камень пограничного флота
Аналогов этому ПСКР, который справедливо называют кораблем нового поколения, в России пока нет

В дни работы выставки Interpolitex 2009 в Финском заливе продолжаются заводские испытания пограничного сторожевого корабля (ПСКР) проекта 22460 «Рубин», сконструированного специалистами Северного ПКБ и построенного Судостроительной фирмой «Алмаз» по заказу Пограничной службы ФСБ России.

ПСКР «Рубин» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Аналогов этому ПСКР, который справедливо называют кораблем нового поколения, в России пока нет. Одна из основных особенностей «Рубина» – наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета. В считанные минуты для вертолета может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что площадку и ангар-убежище удалось разместить на корабле водоизмещением всего около 600 т. Заметим, что на широко разрекламированном шведском корвете Visby, который до недавнего времени считался самым маленьким боевым кораблем с вертолетом на борту (его водоизмещение чуть больше 600 т), ангара нет – только вертолетная площадка.

«Рубин» выходит на испытания.

Еще одна важная особенность ПСКР – наличие в его кормовой части наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель. И поисковый вертолет, и катер на борту серьезно расширяют возможности небольшого корабля.

Но и это еще не все. Учитывая непростые природные условия в отдаленных районах России и принимая во внимание, что служить таким кораблям предстоит на разных театрах, «Рубин» спроектирован так, что может работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Вооружение корабля – одна 30-мм автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630 и два 12,7-мм пулемета «Корд». Этого вполне достаточно для решения тех задач, которые придется выполнять «Рубину». Вместе с тем, корабли этого проекта имеют серьезный модернизационный ресурс. В случае необходимости, на них возможно размещение пусковых установок ПКР «Уран».

На «Рубине» созданы великолепные бытовые условия для экипажа. Есть даже сауна с бассейном. Нельзя не сказать и о внешнем облике корабля. Его архитектура соответствует stealth-технологиям.

Корабли Северного ПКБ давно знакомы нашим морским пограничникам. В 1983-1990 гг. в состав морских частей пограничных войск КГБ СССР вошли пограничные сторожевые корабли проекта 11351 «Нерей». Они были спроектированы на базе сторожевого корабля проекта 1135. За счет отказа от противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) на корабле удалось разместить ангар с постоянным базированием поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС. Корабли получились очень удачными: мореходными, способными выполнять задачи практически в любых погодных условиях, сильно вооруженными. Они и сейчас с честью несут службу на Тихом океане. Однако они предназначаются, прежде всего, для охраны 200-мильной исключительной экономической зоны. «Рубин» же будет стоять на страже, главным образом, территориальных вод Российской Федерации.

ПСКР проекта 11351 «Нерей».

 

А теперь несколько слов о названии проекта. Почему именно «Рубин»? В 30-е годы прошлого века специально для нужд пограничных частей НКВД был переработан проект базового тральщика типа «Фугас» (проект 53). По его модернизированному проекту 43 построили 4 пограничных сторожевых корабля, получивших названия драгоценных камней – «Бриллиант», «Рубин», «Жемчуг» и «Сапфир». Все они были заложены в 1934 г., строились для службы на севере и приняли активное участие в Великой Отечественной войне.

Героический подвиг совершил экипаж пограничного сторожевого корабля «Бриллиант» (командир старший лейтенант М.В. Махоньков). Находясь в составе боевого охранения каравана транспортов, корабль прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Ценой своей жизни экипаж корабля спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами.

Сторожевики проекта 43 хорошо зарекомендовали себя еще в предвоенные годы, однако было очевидно, что они по своим ТТХ не в полной мере отвечают возложенным на них требованиям. Сказывался и тот факт, что они строились не по специальному проекту, а, по сути, являлись перевооруженными тральщиками. Поэтому, еще до войны, в 1938-1939 гг. был разработан проект нового сторожевого корабля большего водоизмещения, с усиленным вооружением. К июню 1941 г. были заложены 14 таких кораблей. Один из них – сторожевой корабль «Изумруд» (пр. 29-К) был заложен по программе судостроения НКВД в 1940 г. Однако с началом Великой Отечественной войны приостановлен строительством и законсервирован. Достроен не был.

ПСКР проекта 22460 «Рубин».

 

Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней была продолжена и после Великой Отечественной войны. В середине 70-х годов прошлого века специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: «Изумруд», «Бриллиант», «Жемчуг», «Рубин», «Аметист» и «Сапфир».

Когда встал вопрос о том, как назвать новый корабль возрождающегося пограничного флота России, было решено продолжить славную традицию. Уверены, что «Рубин» будет с честью носить свое имя.

ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»

www.severnoe.com

Публикация подготовлена службой ВЭД ОАО «Северное ПКБ»