Главная / Флот / Флот

Флот

ОСК: строим флот сильной страны
Новые проекты российских кораблей на выставке Euronaval 2010

Фрегат проекта 22356 будет впервые представлен на международной выставке.

Президент России и правительство РФ уделяют значительное внимание обновлению Военно-морского флота и развитию российского кораблестроения. Как правило, разрабатываемые для отечественного ВМФ проекты предлагаются и в экспортном исполнении. Среди боевых кораблей, принятых на вооружение ВМФ в последние годы, можно назвать  корвет проекта 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз», сторожевой корабль проекта 11661 и малый артиллерийский корабль проекта 21630 Зеленодольского ПКБ, дизель-электрическую подводную лодку проекта 677 ЦКБ МТ «Рубин». В настоящее время продолжается серийное строительство этих кораблей для ВМФ России.

Роман ТРОЦЕНКО

Программой обновления ВМФ предусмотрено строительство и принятие на вооружение фрегатов проекта 22350 (проектант – «Северное ПКБ»). Строительство головного корабля ведется на «Северной верфи». Стоит заметить, что темпы строительства новых кораблей постоянно растут. Знаменательными для российских кораблестроителей стал август этого года, когда в течение недели были заложены сразу три боевых корабля.

Пакет предложений ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» зарубежным заказчикам на выставке Euronaval 2010 достаточно широк и включает практически всю номенклатуру боевых кораблей: от катеров охраны прибрежных районов до фрегатов и неатомных подводных лодок. Российские разработчики и производители этих разнообразных платформ видят их как эффективные средства борьбы на море при надежности и простоте обслуживания. Высокая эффективность достигается за счет оснащения современным вооружением, включающим системы боевого управления, освещения надводной и подводной обстановки, ударное ракетное оружие, системы ПВО, противолодочное оружие и многое другое.

Роман Викторович ТРОЦЕНКО – президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

ОСК предлагает не только строительство и поставку боевых кораблей, но и техническую помощь при их строительстве на верфях заказчика. Новым направлением деятельности совершенствования эксплуатационной поддержки кораблей и судов является также создание региональных сервисных центров с системой поставки и хранения ЗИП на территории зарубежных заказчиков, а также техническое сопровождение в течение всего жизненного цикла корабля.

Для удовлетворения требований зарубежных заказчиков в портфель предложений корпорации включен ряд современных проектов. Например,  в дизель-электрической подводной лодке проекта 677Э «Амур-1650» наряду с высокоэффективным ракетно-торпедным вооружением реализованы все последние достижения подводного кораблестроения. Принятие на вооружение ВМФ РФ головной субмарины этого типа и серийное строительство для российского флота этих ПЛ подтверждают отработанность проекта и готовность его к экспортным поставкам. Основные преимущества подводных лодок типа «Амур-1650» – низкий интегральный уровень шумов, практически не превышающих шумов моря, большая дальность стрельбы крылатыми ракетами, позволяющая поражать надводные корабли противника без захода подводной лодки в пределы зоны эффективной противолодочной обороны, а также возможность применения крылатых ракет по наземным объектам с высокой точностью.

Впервые зарубежным заказчикам предлагается многоцелевой фрегат проекта 22356 разработки «Северного ПКБ». В нем реализованы современные проектно-конструкторские решения. Состав его вооружения оптимизирован относительно решения широкого круга боевых задач. Проект предусматривает несколько вариантов оснащения вооружением в зависимости от требований, предъявляемых заказчиком, что позволяет на единой платформе формировать боевые системы, ориентированные на решение разных задач. Низкий уровень заметности корабля во всех диапазонах частот физических полей обеспечивается как проектными решениями, так и конструктивным исполнением корпуса, размещением ракетных систем в вертикальных пусковых установках. Впервые на корабле установлена интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ», обеспечивающая широкие возможности по формированию боекомплекта применительно к планируемым боевым задачам. Высокая скорость полного хода при достаточных дальности плавания и автономности позволяют рассматривать фрегат проекта 22356 в качестве наиболее предпочтительной платформы для формирования эффективных военно-морских группировок на разных театрах.

Другой надводный корабль, представляющий одну из наиболее удачных разработок последнего десятилетия, – корвет проекта 20382 «Тигр» Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Сбалансированный по составу вооружения и водоизмещению корабль предназначен для действий в ближней морской зоне и прилегающих морях. Основными его задачами являются охрана территориальных вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, побережья, военно-морских баз и портов. Для борьбы с надводными целями на корабле размещаются крылатые ракеты оперативно-тактической дальности комплекса «Уран-Э». Противолодочную оборону обеспечивают гидроакустический комплекс, вертолет и торпедное оружие.

Наряду с высокой эффективностью боевых систем большое внимание создателями «Тигра» уделялось условиям обитаемости и несения боевой службы экипажем. Большую работу проделали проектанты «Алмаза» и их контрагенты по созданию комфортных бытовых условий. Размещенная на ходовом посту корабля интегрированная мостиковая система стала новой вехой в формировании информационно-боевых систем надводных кораблей. Современные технологии, использованные при создании надстройки корабля из композиционных материалов, и удачные обводы корпуса обеспечили значительное снижение уровня заметности во всех диапазонах частот физических полей.

Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» – головная в серии «Лада»-«Амур».

 

Классифицированный для российского ВМФ как корвет проект 20382 по своим боевым возможностям, уровню и объему решаемых задач вполне можно отнести и к легким фрегатам. Проект выполнен таким образом, что корабль, по сути, представляет собой универсальную технологическую платформу, легко трансформируемую в соответствии с изменяющимися требованиями заказчика.

Другое направление в создании кораблей обороны прибрежных районов представляет проект 21632 малого артиллерийского (ракетного) корабля «Торнадо» разработки Зеленодольское ПКБ. Его особенность в том, что он одинаково хорошо может действовать как на мелководье (максимальная осадка составляет около двух метров) – на судоходных реках, в их устьях и в архипелажных акваториях, так и в открытом море. Водометные движители обеспечивают высокую маневренность и управляемость на малых ходах, а также значительную скорость на небольших глубинах, снижают шумность и ходовую вибрацию. На корабле нашли широкое применение stealth-технологии, придающие ему малую заметность. Наклонные плоские поверхности надстройки и фальшбортов рассеивают волны радиолокационных станций. Компоновка помещений и коридоров способствует свободному передвижению личного состава по кораблю без выхода на верхнюю палубу. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, численность экипажа в зависимости от модификации корабля составляет 29-39 человек. На «Торнадо» реализованы требования международной конвенции по предотвращению загрязнения моря MARPOL 73/78 и Венской конвенции по защите озонового слоя Земли.

Фрегат проекта 22356 будет впервые представлен на международной выставке.> Корвет «Стерегущий» ВМФ РФ служит прототипом корвета проекта 20382 «Тигр».

Некоторые системы вооружения «Торнадо» не имеют аналогов для своего класса. Это и автоматическая 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190Э, предназначенная для поражения морских, береговых и воздушных целей, и пусковая установка МС-73 комплекса А-215 «Град-М», предназначенного для поражения площадных береговых целей, и турельная установка 3М-47 «Гибка» с ракетами «Игла» с тепловыми головками самонаведения. Средства ПВО дополняют две шестиствольные автоматические 30-мм артиллерийские установки АК-306 и два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета МТПУ.

На смену самому массовому ракетному катеру проекта 205 (только на экспорт поставлено более 200 единиц) ЦМКБ «Алмаз» представляет на Euronaval 2010 малый ракетно-артиллерийский корабль проекта 20970 «Катран». Его корпус выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 4 баллов включительно. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Главная энергетическая установка – дизельная двухвальная суммарной мощностью 6790 кВт с приводом на водометы, что позволяет развивать высокие скорости хода и способствует малой габаритной осадке.

Сбалансированный состав вооружения наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону от надводного и воздушного противника. Активная трехкоординатная РЛС «Позитив-МЭ 1.2» выполняет функции БИУС по целеуказанию и целераспределению. По пожеланию заказчика корабль может иметь опускаемую ГАС обнаружения ПДСС «Анапа-МЭ» и противодиверсионные гранатометы.

Автоматизированная система управления «Катрана» включает интегрированную мостиковую систему (автоматизированные рабочие места командира корабля, вахтенного офицера, штурмана и рулевого). Предусмотрена система управления техническими средствами (ГЭУ, ЭЭСК, общекорабельными системами).

Учитывая опыт эксплуатации ракетных катеров проекта 205, для экипажа на корабле созданы комфортные условия: предусмотрены каюта командира, двухместные каюты офицеров, четырехместные – для старшин и восьмиместные кубрики рядовых, кают-компания офицеров и столовая команды.

Представленные ОСК на Euronaval 2010 проекты боевых кораблей являются новейшими разработками российских конструкторских бюро. В них сочетаются сбалансированные системы вооружения и современные достижения в области проектно-конструкторских решений по созданию многофункциональных платформ. Думается, знакомство с ними будет полезным для участников военно-морского форума в Ле-Бурже.Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) учреждено в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала российского судостроения, в том числе для концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов боевых кораблей и подводных лодок. Сегодня ОСК включает девять проектно-конструкторских бюро и 32 судостроительных и судоремонтных завода. В корпорации сконцентрированы 70% проектных и 60% производственных мощностей российского судостроения. Необходимо отметить, что практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России и на экспорт, являются результатом труда конструкторских бюро ОСК.

«Астрахань» – прототип ракетно-артиллерийских кораблей семейства «Торнадо».

 

Малый ракетно-артиллерийский корабль проекта 20970 «Катран».