Главная / Флот / Флот

Флот

Совершенные боевые машины
Экспортные подводные лодки ЦКБ МТ «Рубин»

Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677.

В 2011 г. ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» будет отмечать 110-летний юбилей. 4 января 1901 г. (22 декабря 1900 г. по старому стилю) была образована «Строительная комиссия подводных лодок» – первая в России профессиональная организация по проектированию и строительству подводных лодок. После многих преобразований и переименований в наши дни она носит название «Открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».

ЦКБ МТ «Рубин» – многопрофильное конструкторское бюро, которое располагает высококвалифицированными инженерно-техническими и научными кадрами. Оно занимает ведущее место в области проектирования различной морской техники.

Одна из важнейших сфер деятельности ЦКБ МТ «Рубин» – военно-техническое сотрудничество. Всего по проектам бюро в 14 стран поставлено 103 дизель-электрические подводные лодки.

Первым шагом вхождения в мировой рынок можно считать создание проекта дизель-электрической субмарины проекта 613 (Whiskey – по классификации, принятой на Западе) в начале 50-х годов ХХ века. Строились эти лодки на судостроительных заводах в Николаеве, Горьком и Ленинграде. Это были простые по устройству и в управлении надежные подводные лодки, которыми по праву гордились советские моряки. И не зря ПЛ проекта 613 считались лучшими субмаринами своего времени.

ДЭПЛ проекта 613 – первый экспортный продукт ЦКБ МТ «Рубин».

 

По решению советского правительства техническая документация на ПЛ проекта 613 была передана в КНР, и уже к 1959 г. в Китае было построено 15 подводных лодок данного проекта. Это был первый опыт внешнеэкономической деятельности предприятия.

Второй этап военно-технического сотрудничества связан со строительством ПЛ проекта 641 (Foxtrot – по западной классификации). Эти лодки показали себя самым положительным образом в составе ВМФ СССР, поэтому после обращения индийского правительства с просьбой о поставке Советским Союзом подводных лодок, решение было принято в пользу субмарин проекта 641. Проект был доработан с учетом необходимости эксплуатации ПЛ в тропическом климате. Первые четыре лодки были поставлены ВМС Индии в  1967-1969 гг. Хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации лодки получили широкое распространение в мире. В 1972-1974 гг. в Индию отправились еще 4 ПЛ данного проекта, 3 лодки были поставлены на Кубу, ВМС Ливии были переданы 6 субмарин. Более 30 лет ПЛ проекта 641 успешно эксплуатировались в ВМС разных стран.

Параллельно с поставками за рубеж подводных лодок проекта 641 ЦКБ МТ «Рубин» разрабатывало проект новой дизель-электрической ПЛ третьего поколения. Перед бюро была поставлена задача создать принципиально новый корабль, не уступающий по характеристикам любой существующей на тот момент в мире ПЛ аналогичного класса. В 1976 г. был защищен технический проект большой торпедной подводной лодки проекта 877 (Kilo – по западной классификации). В 1980 г. построенная на заводе в Комсомольске-на-Амуре головная подводная лодка Б-248 этого проекта была сдана Военно-морскому флоту. При создании этих лодок были применены новейшие технологии проектирования и постройки, самое совершенное оборудование, оружие и радиоэлектронное вооружение. Эти субмарины так же, как и предыдущего проекта, создавались с учетом возможности их эксплуатации в любых климатических зонах. Удачное сочетание тактико-технических параметров корабля делает его эффективным как в океане, так и прибрежных водах, то есть он универсальный по спектру решаемых задач.

Еще на этапе проектирования в лодки 877 проекта был заложен значительный модернизационный потенциал, который впоследствии реализовался в субмаринах проекта 636 и его модификациях. И на сегодняшний день усовершенствованный проект 636 остается весьма конкурентоспособным продуктом. Сегодня предлагается модификация проекта с комплексом Club-S, обеспечивающим возможность залповой стрельбы ракетами, и новейшим радиоэлектронным вооружением. Значительно обновлено и радиоэлектронное вооружение: установлены новые гидроакустический комплекс, перископный комплекс, включающий оптронную мачту с тепловизионной и телевизионной камерами, комплекс радиосвязи с буксируемой кабельной радиоантенной.

Для отечественного ВМФ и на экспорт построено 55 подводных лодок проектов 877-636 и

строительство их продолжается.

 

На сегодняшний день построено 55 подводных лодок этого типа, в том числе 31 ПЛ поставлена на экспорт.

Несмотря на очевидный успех подводных лодок проектов 877 и 636, на пороге нового века была поставлена задача по созданию еще более совершенной подводной платформы меньшего водоизмещения, повышенной скрытности. В этом году в строй ВМФ РФ вошла головная ПЛ проекта 677 «Санкт-Петербург». Ее экспортный вариант – «Амур-1650». При реализации проектов этих субмарин выполнено более 200 НИОКР, связанных с созданием новых образцов оружия, оборудования, конструкционных материалов и т.п. В проекте также нашли воплощение новые технологии проектирования, постройки, монтажа и испытаний.

В результате российской промышленностью создан мощный боевой корабль, способный ответить на разнообразные вызовы на морских театрах военных действий. Главными и наиболее важными преимуществами проекта «Амур-1650» перед конкурентами являются:

— наличие уникального гидроакустического комплекса, по возможностям обнаружения значительно превосходящего существующие зарубежные образцы;— возможность принимать и использовать оружие в любом сочетании, а также наносить залповые ракетные удары по морским и наземным целям;

— сверхнизкая шумность, уровень которой значительно ниже чем у ПЛ проекта 636, считающейся сегодня самой малошумной подводной лодкой в мире.

Подводные лодки проекта «Амур-1650» по сложившейся традиции имеют значительный модернизационный запас. Прежде всего, это касается электронного оборудования, имеющего открытую архитектуру. В качестве варианта глубокой модернизации возможно оснащение подводной лодки дополнительным отсеком-модулем с воздухонезависимой энергетической установкой. ЦКБ МТ «Рубин» активно занимается созданием такой установки с электрохимическими генераторами с риформингом дизельного топлива.

ЦКБ МТ «Рубин» уверенно смотрит в будущее, оставаясь одним из ведущих российских предприятий, разрабатывающих сложнейшую наукоемкую продукцию ХХI века.