Главная / Флот / Флот

Флот

Универсальные платформы для отражения разнообразных угроз
Зеленодольское ПКБ предлагает потенциальным заказчикам малые и средние корабли

Сразу два важных для Зеленодольского ПКБ события произошли в последних числах августа этого года. 25 августа от стенки Зеленодольского завода имени А.М. Горького отправился на сдаточную базу в Кронштадт второй из двух фрегатов типа «Гепард-3.9», построенных по проекту Зеленодольского ПКБ для ВМС Вьетнама.

Леонид ШАРАПОВ

Леонид Егорович ШАРАПОВ – генеральный директор ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»

К концу года после испытаний оба «гепарда» должны отправиться «домой» – во Вьетнам. А 27 августа на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького был заложен малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М». Его проект создан Зеленодольским ПКБ. Это дальнейшее развитие малого артиллерийского корабля (МАК) «река-море» типа «Буян» проекта 21630, головной из которых – «Астрахань» – в настоящее время несет службу на Каспии.

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ) уже более 60 лет проектирует боевые корабли малого и среднего водоизмещения. По его проектам построено около 800 кораблей и судов, почти четверть которых поставлены зарубежным заказчикам. В бюро хорошо знают формулу: «У тебя купят оружие тогда, когда увидят, что оно состоит на вооружении твоего флота». Новейшие корабли Зеленодольского ПКБ несут службу в составе ВМФ РФ. При их создании бюро опиралось на свой многолетний опыт и на современные требования и технику, а также новые технологические методы проектирования и постройки. Опыт ЗПКБ отражен в представленном схематическом графике.

Сегодня сложность техники настолько возросла, что относительно малые корабли могут быть либо узко специализированными, либо приспособлены к быстрой смене вооружения. В ином случае им нужно увеличивать водоизмещение, для выполнения разнообразных задач в отдаленных районах морей и океанов. Вот почему приходится четко формулировать назначение корабля, зоны его использования, состав вооружения и, соответственно, все это соразмерять со стоимостью.

Из графика следует, что опыт деятельности ЗПКБ простирается на корабли водоизмещением 500, 1000, 1500, 2000 и 4000 тонн. Водоизмещение около 500 т имеет малый артиллерийский корабль проекта 21630, малый противолодочный корабль (МПК) проекта 204, а также МПК на подводных крыльях проекта 11451. На водоизмещение около 1000 т проектировались противолодочные корабли проектов 159 и 35 (с модификациями), МПК проекта 1124, МПК пр. 1331М (производства Германской Демократической Республики с участием Зеленодольского ПКБ). Водоизмещение около 1500 т имели все экспортные корабли (корветы) типа «Ягуар» (проектов 1159, 1159Т и 1159ТР).

Флагман Каспийской флотилии – ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К – имеет водоизмещение около 2000 т. Такое же – у фрегатов типа «Гепард-3.9», строящихся для ВМС Вьетнама. И, наконец, корабли проекта 11540 («Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый») создавались на водоизмещение около 4000 т.

 

Все корабли, находящиеся на службе в российском ВМФ, имеют экспортные модификации, с предложениями по которым можно подробнее познакомиться на выставке Euronaval 2010. Заметим, что эти модификации многовариантны, состав их вооружения может формироваться с учетом их назначения и пожеланий заказчика, который хочет получить платформу для выполнения задач на данном конкретном морском театре. Так, для действий в ближней операционной зоне (до 100-200 км) используются корветы водоизмещением от 500 до 1000 т, которые, в случае необходимости, могут быть прикрыты береговой авиацией. Для ближней морской зоны, окраинных и закрытых морей (до 300-500 км) нужны корветы или фрегаты водоизмещением от 1000 до 2000 т. Для морской зоны (свыше 500 км) требуются фрегаты и другие корабли водоизмещением от 4000 т и более. Понятно, что увеличение водоизмещения связано с большей мореходностью, увеличенной автономностью и дальностью плавания, а также повышенной возможностью обеспечить свою защищенность, по крайней мере, от одиночных средств нападения.

На базе малых кораблей типа «Буян»-«Торнадо» проекта 21632 (аналог – МАК «Астрахань», водоизмещение – около 500 т) Зеленодольское ПКБ предлагает четыре модификации кораблей разного назначения. Малый ракетно-артиллерийский корабль (МАК) может бороться с береговыми, надводными и воздушными целями, выполнять охранные функции. Малый ракетный корабль (МРК) вместо неуправляемого реактивного оружия (НУРО – для работы по берегу) несет противокорабельные ракеты (ПКР) типа «Уран-Э». Другой вариант МРК вооружен сверхзвуковыми дальнобойными ПКР типа «Яхонт». Четвертая модификация – патрульный корабль с несколько увеличенными водоизмещением и дальностью плавания способен принимать легкий вертолет массой до 4 т. Его назначение – охрана территориального моря и экономической зоны.

На церемонии закладки малого ракетного корабля «Град Свияжск»: генеральный директор ЗПКБ Л.Шарапов, первый заместитель Минпромторга РФ В. Соловьев, начальник управления маркетинга Зеленодольского завода С. Лазарев, генеральный директор Зеленодольского завода Р. Мистахов, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. Куликов, главный конструктор корабля Я. Кушнир.

 

На базе МПК проекта 1124 (1000 т), которые, несмотря на свое небольшое водоизмещение, ходили в Средиземное и даже в Красное моря, бюро созданы МПК проекта 1124М с обновленным вооружением, а также корабль огневой поддержки и корабль Береговой охраны. Понятно, что МПК – универсальный корабль и представляет собой небольшой корвет, способный бороться с надводным, подводным и воздушным противником. Корабль огневой поддержки (проект 1124М1) предназначен, в основном, для борьбы с береговыми и надводными целями и несения дозорной службы. Он имеет трехвальную дизельную ГЭУ и винт регулируемого шага на среднем валу. Корабль Береговой охраны (проект 1124М2) – облегченная модификация с уменьшенным водоизмещением и увеличенной автономностью. Он предназначен, в основном, для борьбы с надводным противником и охраны территориальных вод и экономической зоны. ГЭУ – такая же, как и у корабля огневой поддержки.

На базе проекта 11661 предлагаются фрегаты типов «Гепард-3.9» и «Гепард-5.3», а также патрульный корабль «Гепард-5.1». Они – универсальные корабли. «Гепард-3.9», имея несколько большие водоизмещение, скорость и дальность плавания, а также дизель-газотурбинную ГЭУ, более вариативный, чем «Гепард-5.3» с дизельной ГЭУ. «Гепард-5.1» – корабль мирного времени, предназначенный для охраны границы, экономической зоны и наблюдения за акваторией. Все «гепарды» способны нести вертолет.

На базе проекта 11540 заказчикам предлагается фрегат «Корсар» четырех модификаций, отличающихся друг от друга в основном составом ударного ракетного и, отчасти, противолодочного вооружения. Водоизмещение корабля может достигать 4500 т. На нем возможно размещение вооружения нероссийского производства (проработан вопрос использования вооружения фирмы Thales Naval Division – Нидерланды).

Корветы типа «Ягуар», поставленные ранее Алжиру (проект 1159Т), прошли и в настоящее время проходят модернизацию в России. То есть они остаются востребованными зарубежными флотами.

К экспортным можно отнести и судно контроля физических полей проекта 18065, созданное на базе судов проектов 1806/18061. Выполняя соответствующие измерения, оно приводит опасные уровни физических полей кораблей и подводных лодок к допустимым.

Таким образом, Зеленодольское ПКБ предлагает потенциальным заказчикам малые и средние корабли, в том числе универсального назначения, а также специализированные суда для действий в определенных зонах, оптимальные по соотношению «цена – качество» и экономичные в эксплуатации. Все эти платформы отработаны и с самой лучшей стороны зарекомендовали себя в российском ВМФ.

www.zpkb.com