Главная / Флот / Флот

Флот

Корвет «Тигр»: новый спектр возможностей
В борьбе с воздушным противником корвет «Тигр» не будет иметь себе равных

Корвет проекта 20382 «Тигр».

Термин «корвет» используется достаточно широко, однако однозначное и четкое определение данного класса боевых кораблей отсутствует. Поскольку каждое государство использует собственную официальную классификацию, которая носит блоковую или региональную специфику, корветами именуют весьма различные по составу вооружения и решаемым задачам корабли.

Дмитрий ЛИТИНСКИЙ

К корветам часто относят как сравнительно крупные ракетные катера, так и патрульные корабли экономической зоны (OPV), которые обычно проектируются по стандартам коммерческого судостроения, но имеют возможность довооружения в случае необходимости (например MEKO A100 RMN). С другой стороны, имеются примеры, когда по конъюнктурным соображениям к корветам относят и более крупные корабли. Так, корабли проекта MEKO A200 полным водоизмещением около 3700 т в ВМС ЮАР официально классифицируются как корветы.

Общее определение корвета: «небольшой маневренный, легко вооруженный корабль, меньший, чем фрегат, но больший, чем патрульный катер». Диапазон водоизмещений кораблей, неофициально классифицируемых корветами, – от 550 до 2800 т (длина – от 55 до 100 м). По критерию величины водоизмещения к корветам, как правило, относят корабли водоизмещением до 1500 т, а большие по размерениям чаще именуются «легкими фрегатами».

Дмитрий Юрьевич ЛИТИНСКИЙ – начальник отдела маркетинга и научно-технической информации ОАО «ЦМКБ «Алмаз»

Вследствие значительного увеличения стоимости современных корабельных систем вооружения по сравнению со стоимостью создания платформы, а также по причине изменений в геополитической ситуации, произошла переориентация ряда флотов на легкие фрегаты и корветы – в качестве основы надводных сил. «Второе рождение» корветов также обусловлено появлением и быстрым совершенствованием сравнительно легкого и эффективного вооружения (противокорабельных ракет – ПКР), что уравняло их по боевой эффективности с более крупными кораблями. Корветы особенно привлекательны для стран, которые имеют протяженные морские границы и вынуждены постоянно поддерживать корабельный состав своих ВМС в количестве, достаточном для решения разнообразных задач.

Задача создания многоцелевого корабля, обладающего возможностью эффективного поиска и уничтожения подводных лодок, при ограничении его стандартного водоизмещения величиной 1500-1700 т является наиболее сложной, поскольку для этого необходимо разместить на борту гидроакустический комплекс достаточной мощности и вертолет временного или постоянного базирования. Размещение мощной станции в подкильном обтекателе весьма затруднено, поэтому зарубежные корветы чаще всего оснащаются малогабаритными ГАС с небольшой дальностью действия. Гибкие протяженные буксируемые антенны не используются, что значительно снижает дальность обнаружения подводных целей. Для нормального размещения вертолета и комплекса авиационно-технических средств корабль должен иметь существенно большие размерения и, следовательно, водоизмещение. Кроме того, корабли водоизмещением 1200-1500 т не могут эффективно использовать вертолет из-за невысоких мореходных качеств на волнении.

В силу этих причин наблюдается тенденция к увеличению водоизмещения многоцелевых корветов. По своим возможностям они приближаются к кораблям класса «фрегат», имея меньшие стоимость постройки и затраты при эксплуатации.Современные комплексы высокоточного оружия, средства освещения надводной, подводной и воздушной обстановки, а также наличие на борту вертолета снижают приоритетность высокой скорости полного хода корабля и компенсируют ее уменьшение до 26-28 узлов. Большинство корветов (типов К130, Sigma, MEKO 100RMN) не имеют в составе ГЭУ газовых турбин, поскольку ход 26-28 узлов возможно обеспечить простой в эксплуатации, менее дорогой и экономичной дизельной установкой.

Для размещения на корабле сравнительно небольшого водоизмещения с ограниченными главными размерениями многочисленных комплексов вооружения, а также устройств и систем, связанных с вооружением, проектанты современных корветов работают по следующим основным направлениям:

— интеграции и комплексированию средств освещения надводной и воздушной обстановки со средствами целеуказания и управления оружием. При этом сводится к минимуму количество антенных постов, приборных стоек и операторских мест, исключаются проблемы взаимного влияния антенных постов друг на друга, уменьшается суммарный вес РЭВ и площадь занимаемых им помещений;

— сокращению численности личного состава для уменьшения площади, занимаемой жилыми и общественными помещениями. Сокращение экипажа обеспечивается повышением уровня автоматизации систем управления оружием и техническими средствами корабля. Одновременно повышается квалификация личного состава, что достигается обучением специалистов на тренажерах в береговых центрах и на борту кораблей;

— применению принципиально новых конструкционных материалов: многослойных стеклопластиковых и углепластиковых панелей.Необходимо отметить, что комплексное использование всех способов снижения заметности корабля по физическим полям (так называемые stealth-технологии) до настоящего времени в серийно построенных кораблях класса «корвет» отсутствует. Французские фрегаты типа La Fayette и созданные на базе этого проекта модификации – корабли значительно большего водоизмещения (3700 т). Широко рекламируемые как малозаметные корветы корабли типа Visby (Швеция, 600 т, длина – 72,8 м) следует все-таки отнести к подклассу больших катеров.Основными задачами боевых кораблей в военное время являются борьба с надводными кораблями и судами противника, поражение береговых целей, артиллерийская поддержка морского десанта, поиск и уничтожение подводных лодок. С учетом качественного обновления подводных сил флотов государств, в частности, Азиатско-Тихоокеанского региона, последняя становится все более актуальной.Решение данной задачи корветом «Тигр» значительно эффективнее, нежели его зарубежными аналогами. Она обеспечивается проверенным эксплуатацией в российском ВМФ гидроакустическим комплексом «Платина» и противолодочным вертолетом постоянного базирования (авиационно-технические средства корабля обеспечивают базирование и боевое применение вертолета Ка-28, возможно размещение вертолета зарубежного производства по выбору заказчика).

 

При поддержке десантных операций неоспоримое преимущество «Тигра» определяется 100-мм автоматической артиллерийской установкой, надежно поражающей как береговые, так и надводные цели без расходования весьма дорогостоящих крылатых ракет при стрельбы по наземным целям. Превосходство в артиллерии может иметь решающее значение и в морском бою. По выбору заказчика возможно использование 76,2-мм пушки OTO Melara с соответствующей системой управления огнем. Артиллерийское вооружение «Тигра» дополняют две автоматические шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М с цифровой системой управления стрельбой «Багира».

Боевое применение ПКР «Уран-Э» по надводным кораблям на полную дальность (свыше 120 км) возможно как с использованием корабельной радиолокационной системы обнаружения и целеуказания 3Ц-25Э, так и с помощью внешних источников.

Наконец, и в борьбе с воздушным противником корвет «Тигр» не будет иметь себе равных. Эту задачу решает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Риф-М» с вертикальным пуском ракет 9М96Е. Его возможности значительно больше, чем самооборона одиночного корабля. Дальность действия ЗУР превышает 30 км, количество одновременно обстреливаемых целей – более шести, количество одновременно наводимых ракет – более 12. Работа комплекса обеспечивается целеуказанием от общекорабельных средств обнаружения (РЛС «Фуркэ-Э»). «Риф-М» может работать в автономном режиме обнаружения. Боевая работа комплекса автоматизирована.

Учитывая возможные требования потенциальных заказчиков по использованию на корвете радиоэлектронного вооружения западноевропейского производства, ЦМКБ «Алмаз» предлагает варианты корабля с использованием продукции компании Thales NL, в частности – интегрированной модульной мачты. В такой комплектации «Тигр» может быть оборудован РЛС Seastar, боевым информационным центром CIS Thales, системами Gatekeeper, Gun Interface Cabinet, ICAS и другими.

Состав главной энергетической установки и электроэнергетической системы корвета «Тигр» определяется требованиями заказчика. Возможно использование главных двигателей и электрогенераторов как российского, так и зарубежного (MAN) производства.

Стабильно работая в условиях жесткой конкуренции на рынке боевых катеров, малых и средних надводных кораблей на протяжении более 60 лет и используя весь свой уникальный опыт, ЦМКБ «Алмаз» предлагает сравнительно недорогой корабль, способный эффективно решать широкий спектр задач.