Главная / Флот / Флот

Флот

Для удара и защиты
Архитектура «Гепарда» разработана с учетом технологии «Стелс», обеспечивающей малую заметность

Фрегат типа «Гепард-3.9» в Кронштадте перед выходом на испытания.

В конце августа текущего года от причала Зеленодольского завода имени А.М. Горького на Балтику ушел второй фрегат типа «Гепард-3.9», предназначенный для ВМС Вьетнама. Теперь оба корабля проходят всесторонние испытания.

Ренат МИСТАХОВ

Фрегаты типа «Гепард-3.9» разработки Зеленодольского ПКБ – дальнейшее развитие сторожевых кораблей проекта 11661, которые строятся для ВМФ России. Эта базовая платформа послужила основой для создания целого ряда проектов кораблей классов «фрегат» и «патрульный корабль открытого моря» (OPV), объединенных в семейство «Гепард».

Фрегат типа «Гепард-3.9» предназначен для борьбы с морскими и наземными, а также для уничтожения воздушных целей, в том числе и низколетящих. В мирное время – он отличный страж морских границ и исключительной экономической зоны. Водоизмещение корабля – 2100 т, длина – 102,2 м, ширина – 13,1 м и осадка – 3,8 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка суммарной мощностью 20 тыс. л.с. позволяет развивать 28-узловую скорость. Автономность плавания – 20 суток, дальность плавания – около 5 тысяч миль на экономном ходу (10 узлов). Архитектура «Гепарда» разработана с учетом технологии «Стелс», обеспечивающей малую заметность. На нем предусмотрено базирование палубных вертолетов типа Ка-28 или Ка-31.

Противодиверсионный катер на параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня ВМФ.

 

Корабль оснащен новейшим оборудованием и современным вооружением российского производства. Главная ударная составляющая – противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» с 8 ракетами Х-35Э, размещенных в двух четырехконтейнерных пусковых установках. В носовой части корабля – 76-мм универсальное автоматическое орудие АК-176М. ПВО обеспечивают зенитный артиллерийский комплекс «Пальма» и две скорострельные шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Корпус «Гепарда», состоящий из десяти водонепроницаемых отсеков, выполнен из низколегированной стали. При затоплении двух смежных отсеков корабль не только остается на плаву и имеет ход, но и сохраняет боеспособность. Блоки надстройки сделаны из стойкого к морской среде алюминиево-магниевого сплава.

Ренат Искандерович МИСТАХОВ – генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».

Для поддержания комфортных условий во всех помещениях при температуре наружного воздуха от -5 до +33°С и морской воды – от +14 до +25°С корабль оборудован системой кондиционирования воздуха. Фрегат имеет пониженные уровни вторичного радиолокационного и теплового полей. Предусмотрены также мероприятия, снижающие уровни магнитного и электромагнитного полей, и средства, обеспечивающие пожарозащищенность и живучесть корабля. Взлетно-посадочная площадка и оригинальное укрытие создают условия для постоянного базирования вертолета.

В «портфеле» Зеленодольского завода имени А.М. Горького имеются и другие проекты боевых кораблей, разработанных на основе концепции «базовой платформы». В листе экспортных предложений завода – патрульный корабль открытого моря «Гепард-5.1» c экономичной дизель-дизельной (GODAD) энергетической установкой, предназначенный для контроля морских и океанских акваторий и поисково-спасательных операций. Его собрат – «Гепард-5.3» – имеет усиленное ударное вооружение и вертолетный ангар. Есть и другие модификации «Гепардов», которые способны удовлетворить потребности самых разных требовательных заказчиков.

Практически одновременно с отправкой второго фрегата на заводе состоялась закладка головного малого ракетного корабля проекта 21631 для ВМФ России, получившего имя «Град Свияжск». Его проект разработан Зеленодольским ПКБ. Тендер на строительство МРК Зеленодольский завод имени А.М. Горького выиграл в острой конкурентной борьбе среди девяти российских судостроительных предприятий. МРК проекта 21631 – уникальный многоцелевой корабль класса «река-море», не имеющий аналогов в мире. Его длина – 74,1 м, ширина – 11 м, осадка – 2,6 м, водоизмещение – 949 т, скорость – 25 узлов. Корабль будет оснащен мощным современным вооружением, способным обеспечить поражение надводных, подводных, наземных и воздушных целей.

На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для ВМФ России также ведется строительство катеров специального назначения для силовых структур РФ, предназначенных для проведения специальных операций.

Завод предлагает заказчикам и свой новый продукт – скоростные спасательные катера проекта А106 разработки санкт-петербургского «Агат дизайн бюро», которые могут использоваться и в качестве патрульных. Основное их предназначение – участие в поисково-спасательных операциях, ликвидации разливов нефти в ходе шельфовых бурений в акваториях морей и рек, обеспечение экологической безопасности. Катера проекта А106 с корпусом из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава марки АМГ 1561 обладают высокими мореходными качествами и топливной экономичностью. Преимуществами данных катеров являются отличный уровень обитаемости и комфорта. Полное водоизмещение катера – 70 т. Его длина – 31 м, ширина – 6,5 м, осадка – 1,6 м. Экипаж состоит из 10 человек. Два дизеля MTU 16V2000M93 мощностью по 1790 л.с., работающие на два водометных движителя из титанового сплава ВД 525 производства Зеленодольского завода имени А.М. Горького, разгоняют катер до 50 узлов.

Спасательный катер проекта А106.

 

С момента своего основания в 1895 г. ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» построил почти 900 единиц морских и речных судов, а также около 600 кораблей для ВМФ. В рамках военно-технического сотрудничества завод поставил на экспорт 24 корабля различных проектов для ВМС 8 стран. Среди сданных отечественному и зарубежным флотам боевых единиц малые противолодочные корабли, в том числе большая серия противолодочных кораблей семейства «Альбатрос», десантные катера на воздушной подушке типа «Скат», корветы. Предприятие стоит у истоков создания первых быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания: на подводных крыльях, на воздушной подушке и на воздушной каверне. На наших стапелях с использованием инновационных технологий построены уникальный противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол» водоизмещением 500 т, развивавший 60-узловый ход, два самых больших в мире ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 « Сивуч».

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» имеет богатую номенклатуру продукции военного и гражданского назначения и готов к сотрудничеству с потенциальными заказчиками.

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

422546, Россия, Республика Татарстан,

г. Зеленодольск, ул. Заводская, 5

Тел.: +7 (84371) 5-76-10

Факс: +7 (84371) 5-78-00

zdship@nimb.ru

www.zdship.ru