Главная / Флот / Флот

Флот

С именем великого адмирала
Представители ВМФ осторожно говорят о желании к 2020 г. получить 10-12 фрегатов проекта 22350

На «Северной верфи» в Санкт-Петербурге 29 октября состоялось знаменательное событие. Был спущен на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» – первый боевой корабль дальней морской зоны постсоветской эпохи. И поэтому не случайно он несет имя великого созидателя отечественного Военно-морского флота, которому наша страна обязана созданию океанского ракетно-ядерного ВМФ.

Александр ФЕДОРОВ

Фрегат проекта 22350 разработан конструкторами Северного ПКБ, которое специализируется, главным образом, на проектировании надводных боевых кораблей среднего и большого водоизмещения. Именно в СПКБ были спроектированы, например, большие противолодочные корабли проекта 1155 и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проекта 11442, которые составляют становой хребет современного российского флота океанской и дальней морской зон. Они, кстати, обрели «плоть и кровь», не в последнюю очередь благодаря усилиям Сергея Георгиевича Горшкова.

По сообщению пресс-службы «Северной верфи», полное водоизмещение корабля составляет около 4500 т, длина – более 130 м, ширина – более 16 м. Дальность плавания превышает 4000 миль. Мореходность – без ограничений. О вооружении говорится скупо. Но на выставке Euronaval 2010, которая проходила в конце октября в Париже, состоялась премьера фрегата проекта 22356 – экспортной версии «Адмирала Флота Советского Союза Горшкова». По составу радиоэлектронного и некоторых других видов вооружения он, очевидно, отличается от кораблей, предназначенных для ВМФ РФ, но в целом дает представление об оснащении российского фрегата.

В торжественной церемонии спуска на воду фрегата приняли участие Елена Сергеевна Горшкова – дочь главкома ВМФ СССР и главный строитель корабля Дмитрий Силантьев.

 

Итак, фрегат проекта 22356 предназначен для нанесения ударов по кораблям и береговым объектам противника, для противолодочной обороны корабельных соединений, обеспечения их ПВО и ПРО. Его ударное вооружение включает два восьмиконтейнерных пакета вертикальных пусковых установок для ракет систем «Калибр-НКЭ»/Club-N и «Яхонт»/«Оникс». То есть боезапас может включать 16 противокорабельных ракет 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и К310 или СК310, 3М-14ТЭ класса «корабль-земля», противолодочные баллистические ракеты 91РЭТ2. Все это очень серьезное оружие, которым корабль может оснащаться в различных комбинациях в зависимости от характера выполняемых задач.

Противоракетная и противовоздушная оборона возлагается на 36 ЗУР средней дальности 9М317МЭ комплекса «Штиль-1»/«Ураган», размещенных в носовом пакете вертикальных пусковых установок. Вместо комплекса «Штиль-1» на корабле может размещаться 32-контейнерная пусковая установка ЗУР 48Н6Э и 9М96Е комплекса зональной ПВО-ПРО «Риф-М»/«Форт-М». Оборону ближнего рубежа от средств воздушного нападения должны обеспечить два модуля ЗРАК «Пальма»/«Палаш».

Атаковать подводного противника можно с помощью комплекса «Пакет-Э/НК» и вертолета Ка-28, для которого предусмотрена взлетно-посадочная площадка и ангар. В том же ангаре может размещаться вертолет дальнего радиолокационного наблюдения Ка-31. Как сообщает ряд СМИ, на российском фрегате проекта 22350 в качестве главного противолодочного средства будет использоваться ракетный комплекс «Медведка-2» с двумя счетверенными пусковыми установками.

 

Новейшая 130-мм автоматическая универсальная установка А-192-5Р-10Э с системой управления «Пума» станет главным артиллерийским оружием, предназначенным для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Его особенность в том, что А-192 может стрелять управляемыми снарядами, что существенно повышает точность попадания. Для борьбы с террористами и пиратами предназначены два 14,5-мм пулемета, установленные по бортам центральной части надстройки. Дополнять этот арсенал могут противодиверсионные гранатометы.

Естественно, все это разнообразное вооружение требует развитых радиоэлектронных средств обнаружения, наведения и управления. Поэтому фрегат насыщен самыми разными системами соответствующего назначения.

Архитектура корабля соответствует требованиям обеспечения малой заметности. По некоторым данным, надстройка выполняется из композитных материалов с использованием поливинилхлорида и углеродных волокон, которые позволяют существенно уменьшить уровни вторичного радиолокационного поля корабля.

Главная энергетическая установка фрегата проекта 22350 – комбинированная. Она состоит из двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью по 27500 л.с. и двух дизелей 10Д49 мощностью по 5200 л.с. Суммарная мощность ГЭУ – 65000 л.с. Она позволяет развивать 29-узловую скорость полного хода.

Генеральный директор ОАО «Северная верфь» Андрей Фомичев (слева) и генеральный конструктор Северного ПКБ Владимир Юхнин.

 

Как сообщил на выставке Euronaval 2010 генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло, у фрегатов проекта 22350 – значительный модернизационный потенциал. На их базе с применением перспективных образцов вооружения можно создавать корабли самого разного назначения – и многоцелевые, и специализированные.

Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 г. По словам главного строителя корабля Дмитрия Силантьева, его готовность на момент спуска на воду составляла более 40%. К концу следующего года судостроители рассчитывают передать фрегат заказчику. Сейчас на «Северной верфи» ведется формирование корпуса второго корабля в серии. Он был заложен 26 ноября 2009 г. и получил название «Адмирал флота Касатонов». Всего же планировалось заказать 20 кораблей этого типа. Однако недостаточное финансирование сдерживает выполнение этой программы. Теперь представители ВМФ осторожно говорят о желании к 2020 г. получить 10-12 фрегатов проекта 22350. Хотелось бы!