Главная / Флот / Флот

Флот

ОАО КБ «Вымпел» исполнилось 80 лет
КБ «Вымпел» практически полностью переключилось на разработку судов гражданского назначения и вспомогательных судов для ВМФ

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» в особом представлении не нуждается. И все-таки напомним, что по проектам этого КБ с 1930 г., когда оно приобрело статус самостоятельной организации, для отечественного морского и речного гражданского флота и на экспорт построено около 7000 сухогрузных и товаро-пассажирских судов, танкеров и плавучих электростанций, буксиров и барж, скоростных пассажирских теплоходов на воздушной подушке скегового типа и железнодорожных паромов, кораблей науки и судов для нефтепромыслов. И все это время корабелы, образно говоря, не выпускали из рук винтовки.

Федор ДИАНОВ

Так сложилось, что это нижегородское бюро (оно еще значилось как ЦКБ-51) с самого начала своей деятельности стало специализироваться на проектировании вспомогательных судов для Военно-морского флота. Занималось оно и созданием боевых кораблей. В годы Великой Отечественной войны по его проектам строились плавучие батареи и десантные баржи. Конечно, нельзя не вспомнить и о больших морских охотниках проекта 122а, производство которых осваивалось рядом судостроительных предприятий в непростых условиях военного времени. За трудовые подвиги во имя Победы коллективу ЦКБ-51 было передано на вечное хранение Красное Знамя Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР.

В послевоенные годы бюро стало работать над проектом противолодочного корабля 122бис, который завоевал признание у нас в стране и за рубежом. Затем этот проект был передан Зеленодольскому ПКБ, костяк которого составили специалисты ЦКБ-51, а возглавил его Александр Кунахович, тоже вымпеловец и главный конструктор БМО проекта 122бис.

Малое гидрографическое судно «Вайгач» проекта 19910.

 

Телеуправляемое судно-мишень.

 

А КБ «Вымпел» практически полностью переключилось на разработку судов гражданского назначения и вспомогательных судов для ВМФ. В их числе транспорты для перевозки вооружения, суда снабжения,  танкеры-заправщики топлива, воды и масла. По проектам бюро построено несколько серий несамоходных мишеней, оснащенных разнообразными средствами имитации. «Вымпелом» создавались также специальные суда для испытаний морского торпедного и ракетного оружия, суда размагничивания, гидроакустического контроля и контроля физических полей.

Очень интересной, значительно опережающей время стала разработка десантного корабля на воздушной подушке проекта 1263 «Тур». Бюро провело глубокие исследования, эксперименты и испытания крупномасштабной модели будущего «десантника», которые подтвердили расчеты конструкторов. «Тур» имел да и сейчас имеет уникальные характеристики для кораблей такого класса. При полном водоизмещении 2380 т, длине – 100 м и ширине – 17,6 м он транспортировал к месту высадки 10 основных боевых танков со скоростью 60 узлов! ДК располагал взлетно-посадочной площадкой и ангаром для десантно-штурмового вертолета

Ка-29. Реактивные системы залпового огня были эффективным огневым средством поддержки морской пехоты. «Тур» имел и достаточно разнообразную номенклатуру средств самообороны. К сожалению, командование ВМФ не решилось реализовать столь смелый проект. Но зато было принято решение превратить «Тур» в противолодочный корабль. Проект передали Зеленодольскому ПКБ, где он был доведен до стадии технического. Но его тоже не успели воплотить в металле – настало время крушения СССР. И до уникальных десантных и противолодочных кораблей никому уже не было дела.

Зато и в постсоветское время продолжилось строительство простых и надежных десантных катеров проекта 1176 «Акула», которые используются на разных морских театрах – от Балтики до Тихого океана.

Большой гидрографический катер проекта 19920 «Баклан».

 

Крановое судно проекта 20360 «Дубняк».

 

Единственным надводным боевым кораблем, пополнившим Военно-морской флот Российской Федерации в 2010 г., стал противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 «Грачонок», разработанный КБ «Вымпел». Его длина – 31,5 м, ширина – 7,4 м, водоизмещение – около 140 т, скорость полного хода – 23 узла. Поскольку катер предназначен для обнаружения боевых пловцов противника и террористов, он имеет соответствующее оснащение и вооружение: гидроакустические комплексы «Анапа» и «Кальмар», оптико-телевизионный комплекс МТК-201.М3, РЛС МР-231, противодиверсионные гранатометы ДП-64 и ДП-65, крупнокалиберный пулемет МТПУ-14,5. Сейчас на Зеленодольском заводе им. Горького ведется строительство второго катера этого типа.

За последние годы по проектам бюро построены для ВМФ малое гидрографическое судно «Вайгач» проекта 19910, несколько больших гидрографических катеров проекта 19920 «Баклан», крановое судно проекта 20360 «Дубняк». Они оснащены самыми современными средствами для выполнения задач соответствующего назначения. Так самое гражданское из крупных российских конструкторских бюро продолжает служить Военно-морскому флоту.