Главная / Только в электронной версии / Только в электронной версии

Только в электронной версии

«Здоровая» конкуренция или лоббизм?

Вслед за обнулением таможенных пошлин на ввоз гражданских самолетов вместимостью до 19 человек правительство РФ может совершить аналогичный шаг в отношении легких вертолетов. По словам источника в вертолетостроительной отрасли, правительство изучает возможность кратковременного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов вертолетов. В частности, снятие ограничений касается вертолетов взлетной массой до 3,5 т, наиболее популярных сегодня в России из всех иностранных машин, за ввоз которых приходится платить до 40% от их стоимости. Эта перспектива вызывает у российских производителей естественные опасения.

Ольга ШИЛОВА

Очевидно, что столь скорое наступление «здоровой» конкуренции на руку иностранным производителям, давно готовым к экспансии на российском рынке легких вертолетов. Что касается российских «Камова» и «Миля», вошедших в холдинг «Вертолеты России», то их традиционная тяга к средним и тяжелым вертолетам, а также долгое отсутствие заказов на легкие вертолеты со стороны государства задержали начало выпуска действительно конкурентоспособных легких машин - Ка-226, Ми-34, «Ансат». Кроме того, преждевременное снятие таможенных ограничений может навсегда лишить «Вертолеты России» возможности поучаствовать в борьбе за легкий рынок.

Впрочем, ни в Минэкономразвития, ни в других министерствах опасения вертолетостроителей официально пока не подтверждают, заявляя, что на ближайшую перспективу таких планов нет, а лоббистские усилия европейских и американских производителей тут совсем ни при чем.

По мнению эксперта Центра анализа мировой торговли оружием Дмитрия Данилковича, правительство озабочено, прежде всего, социальными проблемами. «Что же касается вертолетов, то развитие этого направления государством может осуществляться сегодня только в рамках возрождения и дальнейшего развития частной авиации в России, причем преимущественно за счет отечественной авиатехники», – сказал он.

Последним, в частности, занято Министерство транспорта, которое уже выступало с многомиллиардным проектом по развитию легкой авиации в ЦФО. «В этом видится один из вариантов решения накопившихся транспортных проблем, в частности проблемы транспортной доступности удаленных регионов и населенных пунктов, в чем не могут помочь российские авиакомпании, ориентированные на перевозки средней и большой дальности», – заявил эксперт.

На фоне огромного интереса иностранных производителей авиационной техники к внутрироссийскому рынку частных и корпоративных авиаперевозок намерения властей – если они действительно таковы – выглядят странно. Впрочем, в самой авиаотрасли считают, что перспектива снижения пошлин на импортные вертолеты реальна, а осознание неизбежности наступления этого момента должно ускорять разработку и производство конкурентоспособной легкой техники в России. Тем более с учетом того, что все условия для этого уже созданы и появление таких вертолетов – вопрос лишь времени и даже не финансирования, которое, судя по уверенным темпам роста российской вертолетной индустрии, найдется.

По мнению экспертов, своевременный переход на уведомительный режим использования воздушного пространства РФ на малых высотах (до 1500 м) также должен повлиять на ситуацию: согласованное принятие этого решения вовремя обеспечит рост спроса на легкую российскую авиатехнику, в том числе на вертолеты в нише до 3,5 т, на которую активно претендуют зарубежные производители. Небольшой Ка-226 хотя и не входит в эту группу (его взлетный вес – 3,6 т), но тоже составит конкуренцию вертолетам европейских и американских производителей, проталкивающих свою технику в госструктуры и крупные российские компании. Пока выручает то, что у «Еврокоптера» и «Белла» нет опыта и практической стратегии в обеспечении надлежащей эксплуатации своей техники в российских условиях, включая поставку запчастей, которые можно ждать по полгода.

В «Вертолетах России» к замыслу чиновников устроить «пробное» снижение таможенных платежей отнеслись настороженно, подчеркнув, правда, что к конкуренции уже готовы. «Тот же Ка-226 успешно используется для нужд спасателей и правоохранительных органов, а его более новая версия Ка-226Т с французскими двигателями сейчас проходит тендерные испытания в Индии. Мы также ведем постоянный поиск новых технических решений для других легких вертолетов, ориентированных на широкого потребителя и интересных для корпоративных заказчиков», – сказал представитель холдинга. Он добавил, что сейчас внедряется новая эффективная система ППО, которая учитывает запросы российских эксплуатантов.

Ка-226 может составить реальную конкуренцию вертолетам европейских и американских производителей.

 

Напомним, что информация о возможном снижении пошлин на вертолеты появилась вскоре после того, как производители самолетов даже попросили правительство об этом – но для своей продукции. Так, руководитель «ОАК-гражданские самолеты», вице-президент дивизиона гражданской техники корпорации «Иркут» Владимир Смолко заявил, что в ОАК предлагают предоставлять отсрочки по уплате таможенных пошлин на срок до 5 лет тем авиакомпаниям, которые закажут российские самолеты в 2011-2013 гг. Речь, конечно, идет о средне- и дальнемагистральных лайнерах, а не о легкомоторных самолетах, производство которых на нуле.