Главная / Только в электронной версии / Только в электронной версии

Только в электронной версии

НИИП имени В.В. Тихомирова – 55 лет
Свой юбилей институт встречает в качестве основного центра компетенции в области создания бортовых РЛС

Первый полет российского истребителя пятого поколения, состоявшийся 29 января, вне всякого сомнения, важнейшее событие для российского авиастроения. Вместе с тем, в жизни каждого самолета первый полет – это существенный, но далеко не единственный шаг на пути в небо. Для того, чтобы ПАК ФА стал полноценным боевым самолетом, необходимо проделать еще очень большую работу.

Игорь КОШУКОВ

 

Необходимо отметить, что ситуация с созданием оборудования нового поколения для ПАК ФА пока выглядит довольно благоприятной. В частности, работа над радиолокационным комплексом для новой машины идет по графику, разработчик – Научно-исследовательский институт приборостроения им. Тихомирова, который 1 марта 2010 г. отмечает свое 55-летие, уже построил опытный образец такого радара. Его активная фазированная решетка была представлена на авиасалоне МАКС-2009.

В настоящее время в России НИИП является основным центром компетенции по созданию радиолокационных комплексов боевых самолетов в целом, и РЛС с активными фазированными решетками в частности. История вхождения этого предприятия в элитный клуб разработчиков авиационных радаров с АФАР началась с создания системы управления вооружением «Заслон», предназначенной для перехватчика Миг-31. Для СУВ самолета МиГ-31 впервые в мировой практике была разработана фазированная антенная решетка (ФАР) с электронным сканированием луча, что позволило обеспечить высокоточное одновременное сопровождение нескольких целей. В радиолокаторе был использован импульсно-доплеровский метод обработки радиолокационного сигнала, позволяющий без потери дальности действия РЛС осуществлять обнаружение целей, летящих как на малых, так и на больших высотах. Многие технические решения, реализованные в системе управления вооружением на самолете МиГ-31, принятом на вооружение ВВС СССР в 1981 г., до сих пор не имеют аналогов в мировой практике.      

Еще одним важнейшим этапом в жизни творческого коллектива НИИП уже в постсоветское время стало создание радиолокационного комплекса для истребителя Су-30МКИ. Результатом работ, проводившихся в институте в конце 80-х-90-х годах, стала РЛСУ «Барс» с фазированной антенной решеткой. Как и сам самолет, радиолокационный комплекс «Барс» создавался по заказу индийской стороны. Изначально контрактом предусматривалось три фазы работ: испытания для подтверждения характеристик; наращивание характеристик; приведение РЛС в полное соответствие с требованиями ТТЗ и контракта. Сейчас создание «Барса» практически завершено. В Индии проведены с положительным результатом оценочные испытания этого комплекса в версии Мк-3 и готовится доработка ранее поставленных и установленных на строевые самолеты Су-30МКИ радаров под единое техническое лицо. Аналогичные станции устанавливаются на самолеты, закупленные Алжиром и Малайзией. Счет поставок новых станций идет уже на сотни экземпляров.

Дальнейшим развитием «Барса» стала РЛСУ «Ирбис-Э», предназначенная для самого совершенного истребителя 4 поколения от фирмы «Сухой» – Су-35. Эта станция обеспечивает обнаружение, сопровождение и измерение координат воздушных, наземных и надводных целей днем и ночью, в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех. Фазированная антенная решетка «Ирбиса-Э» снабжена гидроприводом, позволяющим доворачивать локатор в нужную сторону по азимуту и крену. С учетом доворота зона обзора ФАР составляет +/- 125 градусов. Дальность обнаружения на встречных курсах целей с ЭРП, равной 3 квадратным метрам, у этого радара составляет 400 км. РЛСУ позволяет одновременно обнаруживать и сопровождать до 30 целей, одновременно обстреливать до восьми летательных аппаратов противника или до четырех наземных целей. «Ирбис-Э» имеет также функцию сопровождение одной наземной (надводной) цели с сохранением обзора воздушного пространства и захвата целей, что позволяет, к примеру, поражать корабли противника, действующие при поддержке авиации.

Отработка всех основных режимов работы «Ирбиса-Э» должна быть завершена в ближайшее время. Реализация некоторых особых функций, таких, как распознавание целей по радиолокационным портретам или определение количества целей в плотных группах займет еще какое-то время, хотя поэтапное наращивание характеристик чрезвычайно сложных элементов БРЭО является обычной мировой практикой.

«Барс» и «Ирбис» до сих пор устанавливались на самолеты, передающиеся зарубежным заказчикам по условиям соответствующих контрактов. Летом прошлого года стало известно, что истребители Су-35, а значит и РЛСУ с ФАР «Ирбис», поступят и на вооружение ВВС РФ. Однако до сих пор основную массу строевых самолетов российских ВВС составляют Су-27, выпущенные в советские времена и проходившие модернизацию в течение последних лет.

Концепция модернизации радиолокационных прицельных комплексов истребителей, находящихся в строю, с целью расширения их функциональных и боевых возможностей, сложилась в НИИП к 1999 г. Модернизированные СУВ «Меч», предназначенные для истребителей Су-27СМ, имеют новые режимы «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», могут управлять более современными образцами авиационных средств поражения. Дальнейшим шагом в области совершенствования СУВ «Меч» является оснащение радара фазированной антенной решеткой «Перо», что существенно повысит боевой потенциал этого самолета. После такой модернизации пилот Су-27СМ получит возможность сопровождать 10 целей и одновременно атаковать четыре из них.

Одной из последних разработок НИИП в области авиационных радиолокационных систем является радиолокационный прицельный комплекс с фазированной антенной решеткой «Оса». Он представляет собой компактную, экономичную, многофункциональную систему, предназначенную для установки на легкие истребители или учебно-боевые самолеты. В частности, «Оса» может быть использована для модернизации самолетов МиГ-21, которые пока еще эксплуатируются в довольно значительных количествах. РЛПК «Оса» с помощью ФАР обеспечивает, при сохранении обзора, одновременное сопровождение до восьми и обстрел до четырех целей при дальности действия 45-80 км.

Казалось бы, обширный опыт НИИП в области создания авиационных радиолокационных комплексов и очевидный успех в реализации проекта РЛСУ для истребителя пятого поколения являются залогом успешного завершения этой работы. Однако далеко не все зависит от конструкторского коллектива института. Ведь задача разработчиков – создать оборудование, пригодное для массового серийного производства на отечественных предприятиях. А они в массе своей после шока 90-х до сих пор пребывают далеко не в лучшей форме.

Хотя прогресс наблюдается и здесь. Так, солидные бюджетные средства вложены в  модернизацию производства подмосковного НПП «Исток», где будет осуществляться серийное производство приемо-передающих модулей для АФАР. Разворачивание их массового изготовления на смонтированных здесь автоматизированных производственных линиях позволит в десятки раз снизить стоимость готовых элементов. Вместе с тем, проблемы могут появиться в самых неожиданных направлениях. Например, один из контрагентов НИИП сорвал выполнение такого, казалось бы, несложного заказа, как изготовление корпусов для АФАР.

Надо отметить, что в современных российских реалиях некачественное выполнение работ предприятиями кооперации может стать причиной задержки реализации важнейших оборонных программ. Пример тому – проблемы, преследующие новую стратегическую ракету морского базирования «Булава».

НИИП пока удерживается в графике выполнения своей части работ по ПАК ФА. В этом году в институте планируют выйти на этап летных испытаний РЛС пятого поколения с АФАР. Надо сказать, что сроки создания истребителя пятого поколения заданы достаточно жесткие. Премьер-министр Владимир Путин, комментируя первый полет этой машины, заявил, что установочная партия ПАК ФА должна поступить в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава уже в 2013 г., а серийные закупки новой машины предполагается начать в 2015-м.

Однако от директивных указаний, даже самых строгих, работа промышленности не наладится. И для того, чтобы ПАК ФА успешно преодолел этапы летных испытаний и постановки в серийное производство, проблемам разработчиков и изготовителей этой машины необходимо уделять самое серьезное, фактически каждодневное внимание, чутко реагируя на их нужды и проблемы. Примеры того, как организовать такую работу, не сложно найти в нашей недавней истории. Лишь предельная концентрация усилий государства и ВПК позволила разоренному войной СССР реализовать атомный проект, создать средства доставки первых атомных боеприпасов, начать космическую программу. Это достойный пример для подражания, однако пока, к сожалению, он остается невостребованным.

Издательский дом «Национальная оборона» сердечно поздравляет коллектив Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В. Тихомирова с 55-летием и желает дальнейших успехов в деле укрепления обороноспособности нашей Родины.