Главная / Концепции / Концепции

Концепции

Организация управления Вооруженными Силами США
США имеют подавляющее военно-техническое превосходство в области высокоточного оружия

Председателю Комитета начальников штабов отводится роль координатора деятельности всех органов военного управления и главного военного советника министра обороны и президента США.

Вооруженные Силы США состоят из формирований регулярных войск (сил) и резервных компонентов (национальная гвардия и резервы видов ВС). Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет президент (главнокомандующий) через министра обороны.

Виталий САТАРОВ

Николай БАЛУКОВ

Наряду с Министерством обороны, статус самостоятельного военного ведомства имеет Береговая охрана, которая входит в состав Министерства внутренней безопасности, но с объявлением войны или чрезвычайного положения она может быть передана в ВМС.

Управление Вооруженными Силами США осуществляется по двум структурно взаимосвязанным, но имеющим четкие функциональные разграничения направлениям – административному и оперативному. Административное управление (управление строительством вооруженных сил) осуществляется по линии министерств видов ВС, а оперативное управление (управление подготовкой и ведением военных действий) возлагается на объединенные командования (ОК) Вооруженных Сил. При этом председателю Комитета начальников штабов отводится роль координатора деятельности всех органов военного управления и главного военного советника министра обороны и президента.

Министр обороны назначается президентом (с согласия Сената) из гражданских лиц. Он является постоянным членом Совета безопасности, главным советником президента по вопросам военной политики и отвечает за ее разработку и реализацию. Под непосредственным руководством президента он осуществляет управление Вооруженными Силами и контроль за их деятельностью.

 

Аппарат министра обороны является основным штатным органом министра по разработке политики, планированию, использованию ресурсов, решению финансовых вопросов и оценке военных программ. Состав аппарата определяет министр обороны. Общая численность аппарата министра обороны 2000 человек, из них более 1500 – гражданские лица. Министр обороны через свой аппарат руководит управлениями, учреждениями и службами Министерства обороны, в которых занято более 10 тыс. военнослужащих и более 100 тыс. гражданских сотрудников.

По административной организации ВС США делятся на три вида: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морские силы, которые находятся соответственно в составе министерств армии, ВВС и ВМС.

Министерства видов вооруженных сил несут ответственность за подготовку и оснащение вооружением и военной техникой (ВВТ) войск и сил, выделяемых в состав объединенных командований. Министерство каждого вида возглавляет министр (гражданское лицо). Непосредственное руководство строительством Сухопутных войск, их подготовкой осуществляет начальник штаба Сухопутных войск, Военно-воздушных сил – начальник штаба ВВС, флота – начальник штаба ВМС, морской пехоты – комендант морской пехоты, Береговой охраны – комендант береговой охраны.

Комитет начальников штабов является оперативным штабом, непосредственно подчиненным министру обороны. Он включает председателя КНШ, его заместителя, начальников штабов Сухопутных войск, ВМС и ВВС и коменданта морской пехоты. Члены КНШ имеют статус военных советников, а председатель – главного военного советника президента, Совета национальной безопасности и министра обороны. Деятельность КНШ обеспечивает объединенный штаб. Численность объединенного штаба составляет 1000 военнослужащих и 200 человек гражданского персонала.

Объединенные командования ВС США были образованы в соответствии с законом «О национальной безопасности» (1947 г.) с целью «обеспечить эффективное стратегическое управление вооруженными силами, организовать их применение под единым руководством и осуществить интеграцию соединений и частей в боеспособные формирования».

 

Объединенное командование (unified command) представляет собой объединение, предназначенное для подготовки и проведения операций стратегического и оперативно-стратегического уровня. ОК ВС США создаются решением президента по географическому или функциональному принципу.

Военно-политическое руководство США осуществляет деление геостратегического пространства Земли на зоны ответственности стратегических группировок Вооруженных Сил со времен Второй мировой войны. В 1942 г. по инициативе президента США Ф. Рузвельта для совместного с Великобританией ведения боевых действий в глобальном масштабе были определены три зоны ответственности:

— зона Тихого океана, в которую вошли Тихий океан, Северная и Южная Америка, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Юго-Восточная Азия и Япония;

— зона Ближнего и Среднего Востока, включавшая акватории Средиземного и Красного морей, Персидского залива и Индийского океана, а также территории стран Африки и Азии от Гибралтара до Сингапура;

— евроатлантическая зона, к которой было отнесено пространство, от восточного побережья США до восточного побережья Советского Союза.

По согласованию с командованием Великобритании зона Тихого океана рассматривалась как зона ответственности США, зона Ближнего и Среднего Востока – Великобритании, а евроатлантическая зона, как зона совместной ответственности США и Великобритании.

 

В настоящее время зоны ответственности группировок ВС США определены в «Плане объединенных командований». Предшественником данного документа был утвержденный в 1946 г. тогдашним президентом США Г. Трумэном так называемый «План общих контуров командований». В соответствии с ним в конце 1946 – начале 1947 гг. были образованы первые три объединенных командования – Тихоокеанское, Дальневосточное и Аляскинское. Впоследствии система ОК в силу военно-политических и военно-стратегических причин претерпевала постоянные изменения: формировались новые ОК; некоторые из них расширялись за счет включения в свой состав дополнительных структур, другие вообще исчезали или преобразовывались в компоненты более низкого уровня.

Действующим в настоящее время «Планом объединенных командований» (утвержден президентом США в 2008 г.) определены десять объединенных командований. Шесть из них (ОК в Европейской зоне, Объединенное центральное командование, ОК в зоне Тихого океана, ОК в зоне Северной Америки, ОК в зоне Центральной и Южной Америки и ОК в Африканской зоне) организованы в соответствии с географическим принципом и выполняют поставленные задачи в определенных им зонах ответственности.

Четыре объединенных командования (Объединенное стратегическое командование, ОК стратегических перебросок, ОК специальных операций и ОК единых сил) созданы по функциональному принципу. Они зон ответственности не имеют и решают задачи как в глобальном масштабе, так и в интересах ОК ВС США, созданных по географическому принципу. Объединенное стратегическое командование отвечает за планирование операций стратегических сил США. ОК стратегических перебросок осуществляет управление воздушными, морскими и железнодорожными перевозками, проводящимися в интересах Вооруженных Сил США. ОК специальных операций отвечает за планирование и проведение специальных операций, а также за подготовку и оснащение сил специальных операций. ОК единых сил организует совместную оперативную и боевую подготовку видов ВС США, проводит экспериментальные учения, разрабатывает перспективные концепции применения вооруженных сил.

Подчиненные объединенным командованиям структуры подразделяются на компоненты видов вооруженных сил (service components) и функциональные компоненты (functional components) – объединенные (межвидовые) структуры, сформированные по принципу оперативного предназначения.

Командующие объединенными командованиями осуществляют оперативное управление войсками (силами) через командиров подчиненных объединенных оперативных формирований (joint task force) и командования видов вооруженных сил (single service component). Также в состав ОК ВС США могут входить субрегиональные командования (subordinate unified command) и силы оперативного резерва командующего ОК (specific operational forces).

Командующие ОК ВС США осуществляют стратегическое руководство войсками, разрабатывают планы военных кампаний и операций в зоне ответственности своих командований, организуют инженерное оборудование ТВД. Они отвечают за интеграцию военной и дипломатической деятельности в зонах своей ответственности.

Командующие ОК в соответствии с поставленными задачами и с учетом возможного развития военно-политической обстановки в своих зонах ответственности ежегодно разрабатывают оперативные планы и направляют их председателю комитета начальников штабов, который изучает и корректирует эти документы, а затем включает их в так называемые глобальные оперативные планы. На основании этих планов министр обороны издает меморандум «Силы для объединенных командований», в котором уточняет состав ОК и порядок их взаимодействия с видами ВС. Меморандум является руководящим документом для видов вооруженных сил и объединенных командований.

В целом управление Вооруженными Силами США осуществляется в рамках сложившейся еще в середине XX века системы стратегического руководства, имеющей четкие организационно-функциональные разграничения структурных компонентов и принципов управления (административного и оперативного). Важным аспектом рассматриваемой системы является то, что полномочия объединенных командований позволяют их командующим оперативно, без длительных согласований принимать решения на проведение тех или иных мероприятий для обеспечения национальных интересов США в зонах своей ответственности.

Военно-политическое руководство США, обосновывая это необходимостью реагирования на появление новых угроз безопасности страны в условиях неопределенной международной обстановки, осуществляет дальнейшее расширение американского военного присутствия в различных регионах мира.

Новые планы имеют целью создание инфраструктуры базирования вооруженных сил США для нанесения упреждающих ударов в условиях дефицита времени на организацию традиционного реагирования на угрозы с задействованием громоздкой и дорогостоящей системы мобилизационного развертывания и переброски войск.

США имеют подавляющее военно-техническое превосходство в области высокоточного оружия.

 

С 2003 г. в основу планирования передового базирования американских войск была положена концепция сетевого военного присутствия, предполагающая размещение баз и военных объектов в три эшелона: наиболее крупные военные базы на территории стран-союзниц; передовые операционные базы с вооружением, военной техникой и минимально необходимым личным составом в районах, приближенных к потенциальным очагам нестабильности и угроз; законсервированные передовые операционные пункты с заскладированными ВВТ за пределами континентальной части США.

В указаниях по планированию была поставлена задача усилить американское военное присутствие в Польше, странах Балтии, Болгарии, Закавказье, странах Центральной Азии, Вьетнаме, Индонезии, Монголии, Сингапуре и на Филиппинах за счет создания сети опорных военных баз и пунктов.

В потенциальных кризисных регионах – Северной Африке, Центральной Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке – формируемая инфраструктура американского военного присутствия приобретает возможность в кратчайшие сроки трансформироваться из системы поддержания регионального баланса в инструмент проецирования военной силы для смены неугодных США режимов или решения иных задач, связанных с защитой национальных интересов.

С военной точки зрения развертывание в глобальных масштабах широкоразветвленной сети передовых баз и объектов с заскладированными ВВТ позволит существенно повысить стратегическую мобильность войск и облегчить решение задач их оснащения и тылового обеспечения. Возрастет количество аэродромов подскока и авиабаз для промежуточных посадок. В критичных по времени условиях необходимая техника и запасы МТО могут быть оперативно переброшены в регион конфликта из сопредельных бескризисных зон, а не с континентальной части США.

В докладе министра обороны США «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США» (Quadrennial Defense Review), опубликованном в феврале 2010 г., отмечается, что в передовых зонах по всему миру, включая операции в Афганистане и Ираке, развернуто около 400 тыс. американских военнослужащих. При этом дальнейшее наращивание передового военного присутствия рассматривается как одна из основных задач строительства ВС США.

Соединенные Штаты планируют использовать адаптивный подход к определению состава, структуры и численности своих войск, который предполагает сочетание целесообразной комбинации войск передового базирования и войск на ротационной основе, возможностей заблаговременно складированных ВВТ и базовой инфраструктуры. Состав, структура и численность войск и сил будут постоянно адаптироваться к изменениям военно-стратегической обстановки.

Приоритетами Соединенных Штатов при определении состава, структуры и численности вооруженных сил в глобальном масштабе в течение ближайших пяти лет названы:

— подтверждение обязательств США перед Европой и НАТО, в том числе посредством развития возможностей ПРО в Европе;

— поддержание мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

— оказание влияния на развитие военно-политической обстановки на Ближнем Востоке, в Африке, в Центральной и Южной Азии;— поддержка усилий по формированию партнерского потенциала в ключевых регионах и государствах.

Полномочия объединенных командований позволяют их командующим оперативно, без длительных согласований принимать решения на проведение тех или иных мероприятий для обеспечения национальных интересов США в зонах своей ответственности.

 

В интересах реализации стратегической концепции НАТО и на основе американской оценки общего европейского военного потенциала Соединенные Штаты планируют сохранить четыре боевые бригадные группы и штаб армейского корпуса, дислоцированные на постоянной основе в Европе. США приступят также к развертыванию в Европе пересмотренной архитектуры ПРО и проведению мероприятий по усилению передового военно-морского присутствия в регионе в интересах обеспечения более интенсивного многостороннего сотрудничества в области безопасности на море.

США планируют усилить и адаптировать к новым условиям свое передовое присутствие в АТР. С Японией продолжится реализация двустороннего договора о переподчинении и передислокации объектов инфраструктуры, которая обеспечит долговременное присутствие американских войск в Японии. Остров Гуам, самое западное американское владение, планируется «трансформировать в центр поддержания безопасности в регионе». США разработают более адаптивную и гибкую систему оценки состава, структуры и численности американских и американо-южнокорейских войск на Корейском полуострове с целью усиления возможностей союза по сдерживанию и обороне, а также создания долгосрочного потенциала регионального и военного сотрудничества. Деятельность в этом направлении включает повышение роли РК в обороне своей территории в рамках объединенного американо-южнокорейского командования в сочетании с передачей к 2012 г. оперативных функций военного времени ВС РК.

Операции в Ираке и Афганистане с 2001 г. существенно расширили американское присутствие на Ближнем и Среднем Востоке. В настоящее время осуществляется планомерный вывод войск из Ирака и наращивание возможностей по ведению боевых действий в Афганистане.

В Африке и Латинской Америке США продолжат поддерживать ограниченное военное присутствие на ротационной основе, в том числе в интересах проведения операций по поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи, борьбе с пиратством и незаконным оборотом наркотиков.