Главная / Вооружения / Вооружения

Вооружения

Приоритетные направления перевооружения вертолетной авиации на новую технику
Армейская авиация решает широкий круг задач по огневому поражению противника на поле боя и в тактической глубине

Ми-28Н.

Анализ опыта современных войн и конфликтов наглядно показывает возрастание роли и значения армейской авиации, как одного из эффективных средств ведения вооруженной борьбы. Являясь одним из основных элементов оперативного построения группировок войск, армейская авиация (АА) решает широкий круг задач по огневому поражению противника на поле боя и в тактической глубине, обеспечению маневра войск (сил), а также обеспечивающие задачи, включающие разведывательные и специальные.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

Основную часть вертолетного парка армейской авиации ВВС составляют ударные вертолеты Ми-24П/В и средние транспортно-десантные вертолеты Ми-8МТ/МТВ. Эти вертолеты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской Республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.

Подготовка к боевому вылету.

Вместе с тем, данные вертолеты имеют ограниченные остаточные сроки службы, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям, прежде всего по всепогодности и круглосуточности боевого применения, что в свою очередь определяет необходимость переоснащения вертолетного парка АА на новые перспективные образцы.

С учетом этого в ходе формирования программных документов были определены финансово-экономические параметры и технические мероприятия по ускоренному оснащению группировок армейской авиации новыми боевыми вертолетами Ми-28Н и Ка-52, перевооружению парка транспортно-десантных вертолетов армейской авиации, в основном состоящих из устаревших вертолетов Ми-8МТ, на их наиболее совершенную модификацию – вертолеты Ми-8МТВ-5.

Очевидно, что качество поставляемой в войска новой и модернизированной вертолетной техники во многом определяется полнотой выполнения требований ТТЗ к образцам АТ и В, которая в полном объеме может быть оценена только на этапе проведения летных испытаний, в первую очередь, государственных совместных испытаний (ГСИ). Рассмотрим более подробно состояние разработок и достигнутые результаты испытаний основных образцов вертолетной техники, определяющих боевые возможности группировки армейской авиации ВВС.

Государственные совместные испытания опытного боевого вертолета Ми-28Н были начаты в мае 2005 г. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объема наземных работ и испытательных полетов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолета. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, была создана государственная комиссия по проведению ГСИ опытного боевого вертолета Ми-28Н, работу которой возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС.

В соответствии с решением ГК ВВС, ГСИ вертолета Ми-28Н были проведены в два этапа. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолетов. При этом решениями командования ВВС были сформированы технические облики вертолета Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолетом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения, второго этапа ГСИ – воздушных целей с применением ракет «воздух-воздух», а также высокую выживаемость вертолета за счет оснащения средствами радиоэлектронного подавления.

Наряду с Ми-24П/В, вертолеты Ми-8МТ/МТВ составляют основу вертолетного парка армейской авиации.

 

Первый этап ГСИ завершен в 2007 г., а целом ГСИ вертолета Ми-28Н завершены в декабре 2008 г. Введение этапности проведения ГСИ за счет привлечения к ним вертолетов установочной партии позволило выполнить запланированный объем испытаний в установленные сроки.

По результатам ГСИ установлено, что по летно-техническим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, возможностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям применяемого оружия Ми-28Н в целом соответствует требованиям ТТЗ.

В настоящее время в соответствии с программными документами начаты поставки вертолетов Ми-28Н в войска. По сравнению с вертолетом предыдущего поколения Ми-24П/В вертолет Ми-28Н имеет следующие новые боевые свойства:

— круглосуточность применения вооружения и пилотирования вертолета за счет оснащения обзорно-прицельной системой, очками ночного видения и пилотажной станцией летчика;

— повышенную выживаемостью за счет обеспечения защиты экипажа от пуль калибра 12,7 мм и оснащения вертолета бортовым комплексом обороны;

— высокую точность навигации за счет оснащения современным навигационным комплексом и спутниковой навигационной системой;

— возможность точного выхода на цель по внешнему целеуказанию за счет оснащения современным комплексом связи;

— расширенные возможности по уничтожению воздушных целей за счет введения в состав вооружения управляемых ракет «воздух-воздух».

Сравнительный анализ тактико-технических характеристик этих вертолетов показал, что по уровню летно-технических характеристик, боевой живучести, функциональным возможностям комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (пилотажно-навигационный комплекс, обзорно-прицельная система, комплекс средств связи, элементы бортового комплекса обороны) и вооружения (в части точностных характеристик применения неуправляемого оружия, подвижности пушечной установки и уничтожения воздушных целей) вертолет Ми-28Н существенно превосходит Ми-24П/В.

Отличительной особенностью вертолета Ка-52, находящегося в настоящее время на этапе ГСИ, является возможность его использования в интересах решения специальных задач. В первую очередь, к числу таких задач следует отнести выдачу информации о тактической обстановке в районе боевых действий, лазерный подсвет целей взаимодействующим спецподразделениям, организацию связи и передачу разведывательной информации.

Ка-52.

 

При решении традиционных огневых задач вертолет Ка-52 имеет следующие новые боевые свойства:

— круглосуточность боевого применения;

— высокую оперативность поиска наземных и воздушных целей;

— высокую точность выхода на цель;

— расширенные возможности по уничтожению воздушных целей;

— возможность реализации автоматизированного маловысотного полета.

Для решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ, под председательством ГК ВВС создана государственная комиссия по проведению испытаний опытного боевого вертолета Ка-52.

В соответствии с решением ГК ВВС, ГСИ вертолета Ка-52 проводятся в 2 этапа со сроками завершения 1-го этапа в 2009 г., 2-го этапа – в 2010 г. В рамках первого этапе ГСИ в декабре 2008 г. выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолетов и их опытной эксплуатации. Это позволит сократить сроки испытаний за счет привлечения к ГСИ вертолетов установочной партии и в установленные сроки завершить ОКР и начать поставки вертолетов Ка-52 в войска.

Как уже отмечалось, сокращение численности парка средних транспортно–десантных вертолетов типа Ми-8 различных модификаций обусловливает необходимость закупок вертолетов Ми-8МТВ-5 и Ми-8МТВ-5-1. Основными отличиями вертолета Ми-8МТВ-5, закупки которых уже начаты, от базового образца являются:

— возможность пилотирования и посадки на необорудованные площадки в темное время суток за счет оснащения ОНВ;

— повышенная безопасность полетов за счет оснащения метео-РЛС;

— повышение транспортных возможностей за счет установки внешней подвески грузоподъемностью до 5 т;

— механизация погрузочно-разгрузочных работ за счет установки аппарели, правой сдвижной двери.

На вертолете Ми-8МТВ-5-1 дополнительно будут реализованы: круглосуточное применение штатного оружия за счет оснащения круглосуточной ОПС, высокая точность навигации за счет оснащения современным комплексом навигации и электронной индикации.

Выполнение комплекса рассмотренных выше мероприятий является одним из важных элементов программы перевооружения группировки АА. Ее реализация позволит существенно повысить боевые возможности частей и подразделений АА по выполнению огневых и транспортно-десантных задач, в том числе за счет повышения выживаемости и обеспечения круглосуточности действий в едином информационно-разведывательном поле с применением современных средств связи и РЭП, а также возможности поражения современной бронетанковой техники противника.