Главная / История / История

История

Освоение Арктики: этапы большого пути
8 августа 1914 г. сегодня считается датой рождения полярной авиации

Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда?

Ольга ШИЛОВА

А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? Это исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.

Впервые в мире в период с 8 по 31 августа 1914 г. российский экипаж – летчик Я.И. Нагурский и наблюдатель – черноморский матрос Е.В. Кузнецов на гидросамолете «Фарман-Генри» выполнил полеты по ледовой разведке в Арктике.

Выполнено 5 полетов, самолет пролетел около 1100 км за 11 час. 40 мин.

Поэтому день 8 августа 1914 г. сегодня считается датой рождения полярной авиации.

В рапорте на имя начальника Главного гидрографического управления Нагурский писал: «Летать в арктических странах, хотя и тяжело, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии большую услугу в следующих случаях: при рекогносцировке льдов, в открытии новых земель, нахождении и нанесении на карту подводных преград, препятствующих судоходству».

12 августа 1956 г. на встрече с прославленными полярными летчиками, полярниками и ледовыми капитанами Я.И. Нагурский вспоминал: «Сегодня мне самому трудно понять, как я тогда мог решиться на такой шаг. Приборы были примитивными. Кабины как таковой не было. Над нами висело неизведанное небо, вокруг дули ветры самых неожиданных направлений и скрещивались не исследованные воздушные течения. Никогда не забуду чувства, которые я испытал, оставшись с глазу на глаз с суровой таинственной Арктикой».

 

Отправной точкой развития авиации в Арктике можно считать 1932 г., когда первый гидросамолет достиг северной оконечности Таймыра и совершил посадку на мысе. В 30-е годы прошлого века исследования Арктики, осуществляемые с помощью полярной авиации, имели не только научное и экономическое значение, но и укрепляли позиции нашей страны на политической арене,  демонстрируя державную мощь России. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны не прекращалось развитие Арктики и Северного морского пути. В то время освоению Севера придавалось особенное стратегическое значение.

Шестьдесят лет тому назад, 11 марта 1950 г., именно с целью демонстрации державной мощи Советского Союза в самый разгар «холодной войны» начат перелет двух самолетов Ил-12Д с двумя планерами Ц-25 к Северному полюсу.

Пеpелет пpоходил по маpшpуту Мясково (Тула) – Казань – Свеpдловск – Омск – Новосибирск – Кpаснояpск – Подкаменная Тунгуска – Хатанга – Тикси – о. Котельный – станция «Севеpный полюс-2» – Севеpный полюс.

Командиры экипажей самолетов Ил-12Д 374-го авиационного тpанспоpтного полка 12-й военно-тpанспоpтной авиационной дивизии – Герой Советского Союза капитан А.H. Харитошкин и майоp В.Ф. Родин. Pуководил пеpелетом А. Гиpко.

Риск программы был настолько велик, что все члены экипажей самолетов Ил-12 и планеров Ц-25 были добровольцами и холостяками.

Здесь уместно вспомнить, что звание Геpоя Советского Союза присвоено стаpшему лейтенанту А.H. Харитошкину 15 мая 1946 г. за 816 боевых вылетов на штуpмовку войск пpотивника и бомбаpдиpовку стpатегических объектов пpотивника, выполненных на ильюшинском бомбаpдиpовщике Ил-4.

Пятого апреля 1950 г. самолеты Ил-12Д с буксиpуемыми ими планеpами Ц-25 осуществили посадку на льдину в 300 километpах от Севеpного полюса в pайоне дpейфующей станции «Севеpный полюс-2». А седьмого апреля самолеты Ил-12Д с буксируемыми ими планерами выполнили пpолет на высоте 400 метpов над Севеpным полюсом

Взлет и посадка выполнены на дpейфующей льдине в pайоне станции «Севеpный полюс-2».

После выполнения задания, 11 мая 1950 г. транспортные самолеты Ил-12Д с буксиpуемыми планеpами Ц-25 после полета на Севеpный полюс вернулись к себе на тульский аэродром.

Через два месяца, 13 июля 1950 г. состоялся первый полет первого опытного пассажиpского самолета Ил-14 с поршневыми двигателями АШ-82ФН. Командиром экипажа этого самолета был известный летчик-испытатель, шеф-пилот ОКБ С.В. Ильюшина – В.К. Коккинаки.

Именно самолет Ил-14 в различных модификациях долгие годы, вплоть до начала 1990-х годов, был основным самолетом, выполнявшим огромную работу как в арктических районах, так и в районах Антарктиды. Именно этот самолет был тем звеном, которое связывало Арктику и его население, и все арктические станции с Большой землей. Именно этот самолет связывал между собой все антарктические станции.

Сегодня нет самолета Ил-14. Замерла жизнь в Арктике. Местные жители, не видевшие никогда паровоза, не видят некогда обычного для себя самолета. Они, по сути, отрезаны от Большой земли. Еле теплится активная жизнь внутри Антарктиды. Перевозки внутри Антарктиды для нас, великой державы, выполняют или американцы на военно-транспортных самолетах С-130, или канадцы на модифицированных самолетах DC-3, которые разработаны еще в 1930-х годах. А в нашей стране рассуждения о самолете для Арктики и Антарктиды продолжаются. И только рассуждения. А самолета как нет, так и не видно, когда он появится.