Главная / Геополитика / Геополитика

Геополитика

LAVEX-2009: уровень конкуренции остается высоким
С 5 по 8 октября с.г. на территории бывшей американской авиабазы Метига в ливийской столице Триполи состоялся третий международный арабо-африканский авиационный салон LAVEX-2009.

Стенд консорциума Rafale International, объединяющего Dassault, Snecma и Thales, был на салоне наряду со стендом «Рособоронэкспорта» одним из самых больших и стильных.

Эта база получила свое название по имени десятилетней ливийской девочки, погибшей на земле при катастрофе военного самолета США. История проведения этого, вероятно, самого молодого авиационного салона мира началась только в 2006 г., всего через несколько лет после снятия с Ливии международных санкций, наложенных Советом Безопасности ООН в 1992 г. Новая выставка сразу привлекла самое пристальное внимание российских и европейских производителей военной и коммерческой авиационной техники, ведь до введения санкций Ливия всегда была одним из крупных покупателей такого рода продукции.

Константин МАКИЕНКО

ТРИПОЛИ – МОСКВА

ЛИВИЯ НА РЫНКЕ ВВТ ДО ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ

СССР в свое время поставил в эту страну сотни истребителей МиГ-21, МиГ-23, истребителей-бомбардировщиков Су-22М, перехватчиков и разведчиков МиГ-25, вертолетов Ми-24 и Ми-14. Кроме того, Ливия закупила тысячи единиц танков Т-55, Т-62, Т-72 и другой бронетанковой техники. Ливийские власти традиционно уделяли большое внимание не только прямым закупкам вооружений, но и строительству объектов военной инфраструктуры. Так, Главное техническое управление (ГТУ) МВЭС СССР в свое время построило в этой стране судоремонтные мастерские и ремонтные предприятия Сухопутных войск и ПВО, которые стали самыми крупными объектами, возведенными Советским Союзом за рубежом за всю историю военно-технического сотрудничества Москвы с зарубежными государствами. Следует подчеркнуть, что Ливия была выгодным коммерческим покупателем советских вооружений, а не их получателем на льготной или безвозмездной основе, каковыми в то время были подавляющее большинство советских партнеров. При этом хотя СССР выполнял львиную долю ливийских заказов, Джамахирия всегда стремилась диверсифицировать свои источники вооружений. Так, помимо советской авиационной техники ВВС Ливии закупили французские истребители Mirage F1, а также американские военно-транспортные самолеты С-130 Hercules и вертолеты Chinook.

 

Вообще в семидесятые-восьмидесятые годы Ливия создала непропорционально крупные вооруженные силы, для обеспечения которых производились колоссальные закупки вооружений и военной техники. Однако даже в восьмидесятые годы, когда ливийские войска вели крупномасштабные боевые действия в Чаде, ВВС Джамахирии продолжали закупки авиационной техники третьего поколения, хотя в это время на рынок уже предлагались и советские МиГ-29, и французские Mirage 2000. Пожалуй, последней поставкой современной техники стала передача в Ливию из СССР 15 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. Так что ВВС Ливии не успели приобрести истребители четвертого поколения до введения в 1992 г. санкций ООН…

В период действия санкций даже номинальная численность боевых самолетов ВВС Ливии сократилась почти втрое, с вооружения были сняты Mirage 5, МиГ-25, МиГ-23МС, МиГ-23БН. При этом парк самолетов пришел в неудовлетворительное состояние и большинство машин оказались небоеготовыми. Аналогичная, хотя, быть может, и менее острая ситуация складывается и с ВВТ других видов вооруженных сил. Таким образом, к моменту снятия санкций в Ливии, казалось бы, аккумулировался высокий потенциал отложенного спроса на закупки новых видов вооружений.

ПОСЛЕ ОТМЕНЫ САНКЦИЙ

Однако когда в 2004 г. режим санкций ООН, ЕС и США был окончательно снят, ожидания новой волны массовых закупок для модернизации деградировавших вооруженных сил этой страны не оправдались. Современные подходы руководства Джамахирии к импорту вооружений ни в чем не напоминают потребительской лихорадки семидесятых – начала восьмидесятых годов. Напротив, закупки отличаются сдержанностью, консерватизмом и осторожностью. Россия, которая еще в 1999 г. одной из первых среди крупных экспортеров вооружений приостановила действие санкций в отношении Ливии, в авиационном сегменте с тех пор заключила лишь небольшие контракты на ремонты ранее поставленной техники. АХК «Сухой» произвела ремонт 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, а РСК «МиГ» еще в 2003 г. подписала контракт стоимостью $20 млн. на ремонт 16 истребителей МиГ-23МФ предположительно с доведением их до уровня МиГ-23МЛД. Ливийские военные, таким образом, отказались от реализации масштабных программ ремонтов и модернизации авитехники третьего поколения, составляющих основу парка ВВС.

Это является косвенным признаком ориентации на закупки в будущем самых современных из представленных на рынке боевых авиационных комплексов, которые по современной российской терминологии принято относить к поколению «четыре плюс» или «четыре плюс плюс». Основная же часть полученных в последнее время контрактов касается ремонтов и модернизации вооружений и техники Сухопутных войск. По всей видимости, наиболее крупный из реализуемых сегодня Россией контрактов предусматривает ремонт и модернизацию ливийских танков Т-72М.

Кроме небольших ремонтных контрактов с Россией, Ливия сотрудничает по этой тематике и с Украиной. Так, на Львовском авиаремонтном заводе был проведен ремонт нескольких ливийских «спарок» МиГ-23УБ и истребителей-бомбардировщиков Су-22М. Однако качество этого ремонта у многих специалистов вызывает большие сомнения…

Успехи Франции на ливийском рынке после отмены санкций выглядят пока убедительнее всего. В 2006 г. консорциум Astrac, объединяющий Thales и Safran, получил контракт стоимостью $180 млн. на ремонт и модернизацию 12 истребителей Mirage F1 из 29 машин этого типа, номинально стоящих на вооружении ВВС Джамахирии. Судя по тому, что, по крайней мере, один Mirage F1 совершал во время LAVEX-2009 демонстрационные полеты, выполнение этого контракта началось. Всего же с 2004 г. Франция заключила с Ливией контракты общей стоимостью почти 305 млн. евро и осуществила поставки на сумму около 30 млн. евро. Помимо контракта на ремонт и модернизацию Mirage F1 Франция, по всей видимости, получила заказ на поставку в эту страну противотанковых ракетных комплексов. В 2007 – начале 2008 г. ожидалось, что Ливия может стать долгожданным первым экспортным заказчиком новейшего французского истребителя Rafale в количестве до 14 единиц. Однако до настоящего момента такого рода контракт так и не был подписан.

 

Наряду с провалом попыток продвижения Rafale в Марокко отсутствие прогресса на ливийском рынке стало, быть может, крупнейшим неуспехом французских экспортеров вооружений за последние два-три года. Тем не менее, Dassault продолжает настойчивые попытки в этом направлении. Активность французов была особенно заметна на LAVEX-2009. Стенд консорциума Rafale International, объединяющего Dassault, Snecma и Thales, был на салоне наряду со стендом «Рособоронэкспорта» одним из самых больших и стильных. Кстати, оформленный в радикально черный антрацитовый цвет стенд Rafale International находился прямо напротив выполненного в красной цветовой стилистике стенда «Рособоронэкспорта», а большая модель Rafale хищно смотрела на плакат с российским Су-35. Случайная цветовая и пространственная композиция будто иллюстрировала конкуренцию двух машин на ливийском рынке.

На выставке присутствовали два истребителя Rafale, которые совершали ежедневные демонстрационные полеты. Поражала чрезмерная активность, если не сказать бестактная навязчивость членов французской делегации, в день открытия салона. Похоже, после серии провалов Rafale в Марокко, на тендерах в Корее и Сингапуре и в условиях сохраняющейся неопределенности в Бразилии французские экспортеры вцепились в потенциальных ливийских клиентов отчаянной хваткой последнего шанса.

Впрочем, неожиданную конкуренцию Rafale может составить другой европейский истребитель – Typhoon. Итальянские ВВС представили на салоне одну такую машину, выполнявшую великолепную летную программу. В отличие от размашистых виражей Rafale итальянский пилот крутил свой показ в очень компактном секторе и по возвращению на землю неизменно получал восторженный прием ливийских военных. Учитывая особые политические отношения с Италией и Германией, которые сыграли особую роль в лоббировании решения об отмене антиливийских санкций Совбеза ООН и Евросоюза, шансы Typhoon на ливийском рынке выглядят, как минимум, ненулевыми. Для Франции ситуация осложняется еще и тем, что ливийцы прекрасно помнят о ее роли в период «Войны на Тойотах» в 80-е годы прошлого века. Французы предоставили тогда в распоряжение чадского лидера Хиссена Хабре разведывательную информацию и вооружение на сотни миллионов. Эта помощь позволила чадским формированиям нанести ливийцам тяжелое поражение, причем в боях против них принимали прямое участие 90 десантников 11-го десантно-штурмового батальона французской армии. В битвах за оазисы Фада, Уади-Дум, Аузу и в ходе рейда чадских сил на ливийскую авиабазу в Маатан-эс-Сарра ливийцы потеряли тысячи человек убитыми и сотни ранеными. Вряд ли гордый лидер Джамахирии забыл об этом унижении.

В настоящее время ливийский парк боевой авиации в основном представлен истребителями третьего поколения.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

В ходе визита в Ливию в апреле 2008 г. президента Владимира Путина была достигнута договоренность о списании ливийского долга России в обмен на закупки российской машинотехнической продукции военного и гражданского назначения. Таким образом, теоретически можно ожидать, что Ливия приобретет различные российские вооружения, причем первоочередным приоритетом станут закупки авиационной техники и техники ПВО. Учитывая давнюю и богатую традицию советско-ливийского ВТС, принимая во внимание, что основу парка ВВС Ливии составляют самолеты советского производства, что большое число ливийских военных, в том числе и в ВВС, получили образование в СССР или в России и хорошо говорят по-русски, эта перспектива выглядит вполне реалистичной.

Начиная с 2007 г., ливийские военные провели оценку нескольких российских предложений, в том числе истребителей Су-30МКМ, Су-30МК2 и Су-30МКИ. Высокопоставленные представители ВВС Ливии совершили ряд ознакомительных полетов на российских истребителях. В настоящее время ливийские ВВС активно интересуются наиболее совершенным российским самолетом Су-35, позиция которого усилена контрактом российских ВВС на закупку 48 Су-35С, подписанным на МАКС-2009. Кроме того, ожидается заказ небольшого количества Як-130 и Су-30МК2 в качестве спарки для подготовки пилотов Су-35.

Ливия проявляет также особый интерес к разведывательно-ударному вертолету Ка-52, и это было заметно, в том числе и на LAVEX-2009. Модель этого вертолета, представленная на стенде «Рособоронэкспорта», привлекала повышенное внимание как профессиональных участников салона, так и обычных посетителей.

На выставке присутствовали два истребителя Rafale, которые совершали ежедневные демонстрационные полеты.

 

Стоит отметить активное участие в работе салона московского двигателестроительного предприятия «Салют». Заводчане представили полномасштабные модели двигателей АЛ-31Ф-М1 и АИ-222-25. Было заметно, что ливийские военные хорошо знают эту компанию и ее продукцию, во всяком случае, они постоянно присутствовали на стенде «Салюта». Помимо участия предприятия в моторизации учебно-боевого самолета Як-130, «Салют», по всей видимости, надеется на продвижение своих двигателей АЛ-31ФН для ремоторизации ливийских МиГ-23 и на возможную интеграцию глубоко модернизированной версии АЛ-31-Ф2 на будущие ливийские многофункциональные истребители.

Надеясь на скорое получение крупных ливийских контрактов, источники в российской делегации подчеркивали, что в соответствии со сложившейся традицией диверсификации поставщиков вооружения ливийский рынок будет оставаться высококонкурентным, и что хотя у России есть все шансы получить 30-40% новых заказов, борьба за них предстоит предельно жесткая.

Константин Владимирович МАКИЕНКО – заместитель директора Центра АСТ