Главная / Главная тема / Главная тема

Главная тема

Выбор приоритетов
Вооруженные Силы России в 2009 году

 

Верховный главнокомандующий ВС РФ Дмитрий Медведев уделяет первостепенное внимание вопросам повышения боевой готовности армии и флота.

Начавшийся учебный год для Российской армии, безусловно, является особым именно потому, что боевая подготовка будет проходить в условиях перехода к новому облику Вооруженных Сил. В течение 2009 учебного года соединения и воинские части будут заниматься по промежуточной программе боевой подготовки, составленной с учетом объемов и сроков мероприятий реформирования их организационно-штатной структуры.

Владимир ШАМАНОВ

Главному управлению боевой подготовки и службы войск во взаимодействии с органами боевой подготовки видов Вооруженных Сил и родов войск предстоит подготовить новые программы боевой подготовки, по которым с 1 декабря 2009 г. начнется обучение войск уже в новой организационно-штатной структуре. Еще одна особенность начавшегося учебного года состоит в ставшем устойчивым росте объемов денежных средств, выделяемых на подготовку войск, что позволяет эффективно решать проблемные вопросы, связанные с обеспечением топливом и боеприпасами. Кроме того, в этом учебном году после тщательно проведенного анализа итогов операции по принуждению Грузии к миру будут скорректированы направления оснащения армии новым вооружением и военной техникой.

В прошедшем 2008 учебном году в Вооруженных Силах прошла серия масштабных учений с привлечением соединений, частей и органов управления. Самое значимое из них – оперативно-стратегическое учение «Центр-2008», в котором были задействованы войска Приволжско-Уральского военного округа, части и подразделения видов Вооруженных Сил и родов войск, а также подразделения Вооруженных Сил Республики Казахстан. Министр обороны А.Э. Сердюков в ходе подведения итогов минувшего учебного года отметил, что возможность задействовать в рамках одного мероприятия боевой подготовки столько сил и средств появилась впервые за последние тридцать лет.

В прошедшем году эффективность подготовки и качество боевой выучки войск были проверены реальным боевым применением в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Важнейшим аспектом проведенной операции является не только «проверка боем», но и накопление реального опыта применения войск. Оценивая результаты действий наших частей и подразделений в ходе операции по принуждению Грузии к миру, следует констатировать, что, несмотря на проблемы, связанные с низкими темпами перевооружения армии на новые образцы вооружения и военной техники, система боевой подготовки в целом себя оправдала, войска показали высокий уровень готовности к боевым действиям. Это стало решающим фактором, повлекшим поражение режима Саакашвили в «пятидневной войне». В лучшую сторону отмечены подразделения ВДВ, армейская авиация и группировка сил Черноморского флота. Чуть менее эффективно действовали мотострелковые и танковые подразделения, а также фронтовая авиация.

Грузинским силам ПВО удалось сбить несколько российских самолетов.

 

В тоже время, в ходе операции выявлены отдельные недостатки в организации управления, зачастую скудные данные о противнике давала разведка. Операция по принуждению Грузии к миру отчетливо показала, что сил нашей армейской авиации катастрофически не хватает. У командующего группировкой войск помимо мощных средств огневого поражения, ПВО и разведки для эффективного ведения боевых действий сегодня обязательно должны быть средства для быстрой переброски войск в нужный район и на нужное направление. На оперативном уровне таким средством служит военно-транспортная авиация, на тактическом – армейская авиация, то есть вертолеты. Благодаря доставшемуся нам в наследство от Советской армии парку Военно-транспортной авиации мы смогли за двое суток перебросить в район конфликта значительное количество батальонных тактических групп десантников, быстро нарастив группировки войск на югоосетинском и абхазском направлениях. А вот для мобильных действий войск с привлечением сил армейской авиации, этих сил оказалось явно недостаточно, что явилось негативным фактором, ограничивавшим темпы продвижения войск.

Применение на югоосетинском направлении хотя бы двух полноценных полков армейской авиации с боеготовыми вертолетами, позволило бы ударами боевых вертолетов эффективно поддержать миротворцев, а высадкой тактического вооруженного десанта перехватить основные маршруты выдвижения колонн Вооруженных Сил Грузии и нанести им огневое поражение еще на подступах к Цхинвалу. По этой же причине – скудности нашего вертолетного парка – на начальном этапе боевых действий на югоосетинском направлении не применялись вертолеты – постановщики помех с целью подавления грузинских средств ПВО. Результат известен: в первые дни войны с помощью зенитных ракетных комплексов украинского производства грузинским силам ПВО удалось сбить несколько наших самолетов. А вот на абхазском направлении, где только на авиабазе в Сенаки десантники захватили целую батарею «Буков» – потерь авиации не было. Секрет прост: от начала действий сразу же начато применение вертолетов – постановщиков помех, что исключило возможность эффективной работы средств ПВО противника.

Подразделения ВДВ доказали свою высокую эффективность в ходе боевых действий против Грузии.

 

Опыт операции по принуждению Грузии к миру показал необходимость выхода на качественно новые параметры всего комплекса средств огневого поражения. Для этого потребуется совершенствовать систему руководства подразделениями и частями в тактическом звене, средства ведения войсковой разведки. И объединить эти две составляющие с системами управления огнем наземной артиллерии и танковыми подразделениями. Такова мировая тенденция перспективного ведения боя общевойсковыми подразделениями, и нам, строя конкурентоспособные Сухопутные войска, нельзя больше воевать дедовскими способами. Даже на грузинских трофейных танках, которые мы в достаточном количестве захватили в полосе наступления обеих группировок, были обнаружены элементы такой комплексной системы огневого поражения израильского производства. С использованием группировки летательных аппаратов, в том числе – беспилотных самолетов-разведчиков, и средств войсковой разведки такие системы позволяют распределять цели на поле боя средствам поражения почти в автоматизированном режиме. К счастью, из-за слабой обученности грузинские танкисты не смогли воспользоваться этой системой. Российская промышленность имеет подобные наработки, их скорейшее внедрение является еще одним приоритетным направлением перевооружения нашей армии.

Крайне важный вопрос – необходимость скорейшей разработки новой комплексной системы распознавания «свой – чужой» и установки ее не только на самолетах и вертолетах, но и на наземной технике. Ведь все наши соседи – бывшие союзные республики и страны соцлагеря – оснащены еще советским вооружением, на котором стоит такая же система распознавания, как и у нас. Добавим, что и выглядят эти их танки и самолеты точно так же, как наши. Как тогда в бою, когда дорога каждая секунда, отличить своих от чужих? При этом вновь созданная система «свой – чужой» должна определять противника в кратчайшее время. Это диктуется скоротечностью современного боя.

На вооружении наших подразделений в ближайшее время обязательно должны появиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), прежде всего самолеты-разведчики, позволяющие эффективно вести разведку, не рискуя личным составом разведподразделений. Если говорить о действенности БПЛА отечественных разработок, то, несмотря на длительную работу, проделанную целым рядом занимающихся этой тематикой предприятий, все имеющиеся разработки, как показало в том числе и их применение в Южной Осетии, пока не отвечают предъявляемым требованиям. Позиция министра обороны не только по отношению к БПЛА, но и в целом по оснащению войск всеми необходимыми средствами предельно конкретна: если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей. Так что пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики не удивляются, когда узнают, что на вооружение Российской армии поступили беспилотные самолеты-разведчики израильского, например, производства. Министром обороны поставлена задача Генеральному штабу, руководителям центральных органов военного управления, главным командованиям видов Вооруженных Сил и командованиям родов войск провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности. И, если сегодняшний потенциал промышленности не позволяет создать отвечающий современным требованиям тот или иной образец вооружения или военной техники, проанализировать возможность закупки подобного образца у иностранных производителей. Так, уже сегодня во Франции и в Израиле закупаются тепловизоры для нашей бронетанковой и авиационной техники. Безусловно, нам важно поддержать отечественного производителя. Но главным приоритетом в закупочной политике Минобороны, и министр это обозначил более чем конкретно, будет необходимость обеспечения воюющих подразделений всем, что необходимо для эффективного ведения боя, для победы в этом бою. И хотя этот аргумент вроде бы очевиден, приведу еще один наглядный пример. На том же абхазском направлении облет позиций наших войск регулярно совершали грузинские БПЛА израильского производства. И мы в большинстве случаев вынуждены были с этим мириться. Сбивать эти беспилотники с помощью того же зенитного ракетного комплекса «Бук» слишком дорого, а переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела» его не «захватывает». Слишком мало исходящее от такого БПЛА тепловое излучение. Ну а основное средство ПВО десантных подразделений – ЗУ-23-2 до летящих на высоте порядка 3000 метров БПЛА просто не доставало.

Режим Саакашвили получил ЗРК «Бук» благодаря незаконным украинским поставкам.

 

С сожалением вынужден констатировать, что экипировка грузинских военнослужащих и их оснащение современными средствами боевого обеспечения показали наше отставание. В частности, так называемый комплект поля боя и для десантников, и для мотострелков требует серьезного совершенствования. Сделанные разными производителями бронежилеты и разгрузки для магазинов плохо сочетаются друг с другом, а «времен очаковских и покоренья Крыма» саперная лопатка вообще мешает солдату передвигаться на поле боя. И это при том, что аналогичную по функциональности, но удобную портативную складную лопатку можно легко купить в любом охотничьем магазине! Или такой пример: после операции по принуждению Грузии к миру я показал начальнику Генерального штаба индивидуальный прибор грузинского пехотинца американского производства для обозначения своего переднего края. Это небольшой фонарик, который, если поднять его над собой, хорошо заметен подлетающим с тыла самолетам и вертолетам, оставаясь невидимым со стороны фронта. На войне такое средство необходимо как воздух: атакующий в ночных условиях передний край противника летчик штурмовой и армейской авиации четко увидит «свои» позиции. У нас же для этих целей служит так называемый оранжевый дым, применив который, мы сами показываем противнику очертания нашего переднего края.

Более 60 лет у нас на вооружении стоит автомат Калашникова. Но сегодня в комплекте к стрелковому оружию каждого бойца должен идти прицельный комплекс, позволяющий вести эффективный огонь как днем, так и ночью. На вооружении стоят громоздкие бинокли, тяжелые, но малоэффективные в боевых условиях радиостанции тактического звена Р-159 и Р-160. Быстро теряющие емкость аккумуляторы этих станций стали проблемой еще в период афганской войны, но массовой замены им до настоящего времени в войсках нет.

На вооружение Российской армии могут быть приняты БПЛА израильского производства.

Еще четыре года назад Главное управление боевой подготовки имело заказывающие функции и возможность напрямую влиять на закупку необходимых войскам средств и вооружения. Завершающую стадию согласования проходит вопрос о создании при первом заместителе министра обороны координационного совета, который будет определять круг необходимого армии вооружения и боевого оснащения. Естественно, одну из ведущих ролей в этом координационном органе должно и будет играть отвечающее за подготовку, а значит, и за готовность войск к войне Главное управление. Вот тогда на основании наших рекомендаций будут не только проводиться закупки, но и открываться опытно-конструкторские работы.

В рамках работы по оптимизации системы полигонов подготовлен план, предполагающий сокращение количества полигонов с 296 до 163. Решение о его практической реализации будет принято министром обороны уже в ближайшее время. При этом отмечу, что на качестве боевой подготовки сокращение количества полигонов скажется только позитивно – избавившись от малоиспользуемых полигонов, на содержание которых ежегодно тратятся немалые средства, соединения и воинские части получат возможность надлежащим образом укомплектовать и дооборудовать действительно необходимые для боевой подготовки директрисы и стрельбища.

В Вооруженных Силах в прошедшее году развернута работа по выполнению требований приказа Министра обороны №400, которым определены требования по награждению деньгами лучших офицеров Вооруженных Сил.

Основной категорией офицерского состава при определении поощряемых, является тактический уровень. Критериями, по которым определялись лучшие офицеры в 2008 учебном году, являются: высокий уровень личной подготовленности и примерности офицера, результаты практического выполнения соединениями и воинскими частями боевых задач, результаты итоговой проверки за 2008 г., достигнутые показатели на учениях и тренировках различных уровней. Точный учет результатов деятельности офицеров позволил сделать этот процесс объективным.

По результатам 2008 г., офицеры, награждаемые деньгами в течение 2009 г. будут получать: командир взвода – от 35 до 60, командир соединения – от 110 до 150 тысяч рублей в месяц.

В целом проделанная работа позволяет сделать вывод, что принятие мер по награждению лучших офицеров деньгами обеспечит значительный рост мотивации к совершенствованию офицерского состава, повышение престижа военной службы, закладывает основу для стабилизации состава офицерских коллективов в условиях перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации. На первый план выходят вопросы организации состязательности.

Российская экипировка не отвечает современным требованиям.

Предварительный анализ показывает, что, беря за основу итоги 2008 г. а необходимо конкретизировать подходы к реализации дальнейшей работы по награждению офицеров деньгами. Необходимость корректировки вызвана в первую очередь спецификой задач, решаемых офицерами. В 2009 г., наряду с участием в выполнении мероприятий боевой подготовки, боевой службы и боевого дежурства будут выполняться мероприятия по передаче ВВТ, запасов материальных средств, сопровождения воинских грузов и многие другие, которые по своей напряженности соизмеримы с выполнением задач, определенных существующим приказом.

При изменении состава офицеров с переходом к новому облику Вооруженных Сил в Сухопутных войсках в 2009 г. количество командиров взводов, рот, батальонов возрастает, одновременно снижается количество заместителей командиров рот, батальонов и им равных, а также офицеров управлений полков. Схожие изменения количества по основным категориям офицерского состава в других видах и родах войск.

За счет сокращения должностей заместителей командиров рот, батальонов появляется возможность расширения категорий награждаемых офицеров, учитывая опыт 2008 г. Рассматривается вопрос о включении в перечень офицеров, ранее не учтенных соединений и воинских частей инженерных войск, РЭБ, войск РХБЗ, железнодорожных войск, а также инженерно-технический состав ВВС.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА ПЕРЕЙДУТ НА ТРЕХЗВЕННУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ: ВОЕННЫЙ ОКРУГ – ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ – БРИГАДА. ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, ПО-НОВОМУ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ И СИСТЕМА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Учитывая возрастание значимости и напряженности работы по подготовке младших специалистов для соединений и воинских частей постоянной готовности, необходимо включить в перечень окружные учебные центры, учебные центров видов и родов войск.

Особо хочу остановиться на офицерах, поступивших в видовые академии и академию Генерального штаба. Ведь это лучшие офицеры, и к моменту поступления в академию они 10 месяцев работали в войсках. Считаю их достойными поощрения, тем более, что эта мера позволит повысить стремление офицера быть лучшим, а также социально поддержит их семьи на период обучения.

Кроме того, подлежит рассмотрению вопрос о включении в перечень категорий подлежащих награждению офицеров оперативных и оперативно-стратегических командований.

Важно уже сегодня не допустить отток из кадрового состава офицеров, награжденных деньгами по итогам 2008 г. Для чего в ходе мероприятий по переходу к новому облику Вооруженных Сил обеспечить для них первоочередное рассмотрение к назначению на должности в новых структурах соединений, воинских частей и органов военного управления. Должна быть развернута индивидуальная работа с ними, в том числе и разъяснение того, что они находятся в центре внимания не только сослуживцев, но и общественности. Каждый из награжденных деньгами офицеров должен понимать, что «кому много дается, с того и много и спрашивается». Работа на местах должна быть направлена на поднятие авторитета данной категории офицеров, обеспечение их высокой примерности. Правилом должно стать привлечение их к активной работе в качестве наставников – опоры командиров соединений и воинских частей.

Опыт операции по принуждению Грузии к миру показал необходимость выхода на качественно новые параметры всего комплекса средств огневого поражения.

 

Возвращаясь к перечню задач боевой подготовки в 2009 учебном году отмечу, что процесс обучения войск будет характеризоваться глубинными изменениями в структуре видов Вооруженных Сил и родов войск. Сухопутные войска перейдут на трехзвенную систему управления: военный округ – оперативно-тактическое командование – бригада. Исходя из этого, по-новому будет строиться и система боевой подготовки.

В соответствии с очередностью выполнения мероприятий по переходу к новому облику Вооруженных Сил, условно выделю четыре группы соединений и воинских частей.

Первая группа – части и соединения, которые остаются в прежней структуре и не меняют мест дислокации. На новые штаты они должны перейти до начала февраля 2009 г. Там боевая подготовка будет осуществляться по полному циклу. Если подразделения укомплектованы военнослужащим по контракту, это будет годовой цикл, с двумя неделями контрольных занятий между зимним и летним периодами обучения. Для воинских частей, укомплектованных по смешанному принципу, то есть имеющих в своих рядах военнослужащих по призыву и контрактников – занятия и учения будут проводиться по пятимесячной программе боевой подготовки.

Вторая группа – части и соединения, подлежащие реформированию до 1 июня. До окончания их перехода к новому облику в них будет проводиться только одиночная боевая подготовка. А с 1 июня они приступят к этапу слаживания по пятимесячной программе, который завершится проведением ротных и батальонных тактических учений, а затем и бригадного тактического учения.

Третья группа включает в себя части и соединения, которым предстоит менять места дислокации, из нескольких городков перемещаться в один, перевозить большое количество материальных средств, вооружения и боеприпасов, а также проводить оргштатные мероприятия. Их реформирование завершится к 1 декабря 2009 г. На основании расчетов, подготовленных штабами округов, оперативных командований и соединений, командующим военных округов предписано определить графики: когда эти части и соединения будут заниматься одиночной боевой подготовкой, а когда – мероприятиями реформирования.

Черноморский флот поставленные в ходе «пятидневной войны» боевые задачи полностью.

 

Ну и четвертая группа частей и соединений – участники масштабных учений 2009 г.: «Кавказ-2009», «Осень-2009», «Запад-2009» и «Ладога-2009». Боевая подготовка частей и соединений, участвующих в этих учениях, будет определяться с учетом объемов и задач проведения оргштатных мероприятий, с обязательным проведением слаживания взводов и рот, тактическими занятиями в составе батальонов, с обязательными полевыми выходами подразделений ПВО и спецподразделений.

К 1 марта планируется завершить процесс разработки новых программ боевой подготовки Сухопутных, Воздушно-десантных и береговых войск. Затем, на основе этих программ к 1 сентября будет завершена работа над методиками боевой подготовки для видов, родов войск и специальных войск. А с 1 декабря 2009 г. Вооруженные Силы должны начать заниматься уже по новым, привязанным к новому облику армии, программам боевой подготовки.

Цель военной реформы – придать Российской армии качественно новый облик.

 

 

Владимир Анатольевич ШАМАНОВ – начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант