Главная / Главная тема / Главная тема

Главная тема

К новому облику Вооруженных Сил России
Начальник вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместитель министра обороны РФ Владимир ПОПОВКИН отвечает на вопросы журнала «Национальная оборона» 

Интервью

Ольга ШИЛОВА

— Владимир Александрович, какие направления оснащения Вооруженных Сил нового облика вам представляются наиболее перспективными?

— Одной из важнейших задач, стоящих перед Минобороны России в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику, является их оснащение вооружением и военной техникой (далее – ВВТ), соответствующим современным требованиям и обеспечивающих необходимый уровень боевого потенциала группировок войск для пресечения вооруженной агрессии против Российской Федерации.

Современный этап развития оружия в ведущих зарубежных государствах характеризуется бурным созданием интегрированных (комплексированных) разведывательно-информационно-ударных систем, ориентированных на применение всех входящих в них элементов (средств разведки, информобеспечения, наведения и управления оружием и войсками) по единому замыслу в едином информационном пространстве, и обеспечивающих оперативное (практически в реальном масштабе времени) реагирование на изменение боевой обстановки.

Широкое применение роботизированных систем, создаваемых на базе современных промышленных технологий (в том числе нанотехнологий), во всех средах ведения военных действий (море, суша, воздух, космос) фактически приведет уже в ближайшей перспективе к реализации концепции так называемых «бесконтактных войн».

Владимир Поповкин.

Особое внимание уже сегодня необходимо уделять информационно-телекоммуникационной сфере, поскольку именно элементы автоматизированных систем управления станут ключевыми объектами воздействия на начальных этапах военных действий (а, скорее всего, даже и до официального развязывания вооруженного конфликта).

На рубеже 2020-2025 годов ожидается завершение разработки и ввод в боевой состав армий промышленно развитых стран Запада ряда новых систем вооружения, что позволит вооруженным силам этих стран одновременно вести боевые действия во всех средах (космос, воздух, море, суша) с акцентом на воздушно-космическую сферу.

В этих условиях, а также с учетом имеющихся сегодня жестких ресурсных ограничений, основной целью развития системы вооружения ВС РФ на период до 2020 года является парирование наметившегося отрыва качественных и количественных параметров ВВТ зарубежных государств по сравнению с отечественным оружием.

К настоящему времени специалистами Минобороны России проведен комплекс мероприятий по обоснованию будущего облика ВС РФ. Результаты проведенной работы позволили определить параметры основного боевого состава Вооруженных Сил на 2016 год и на период до 2020 года.

Численность, структура и боевой состав ВС РФ, формы и способы боевых действий являются основой для определения необходимой номенклатуры и количественного состава вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих соответствие перспективной системы вооружения требованиям по эффективному противодействию возникающим угрозам.

В соответствии с этим, в интересах создания системы вооружения, способной быстро и адекватно реагировать на любые вызовы и военные угрозы, необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях развития вооружения и военной техники.

В части стратегических вооружений и космических средств:

– оптимизация типажа стратегических ВВСТ, модернизация существующих и создание новых типов боевого оснащения ракетных комплексов стратегического назначения с улучшенными тактико-техническими характеристиками, в том числе по преодолению перспективных систем противоракетной обороны, совершенствование информационных средств и системы боевого управления;

– поддержание и развитие орбитальных группировок космических аппаратов предупреждения о ракетном нападении, разведки, связи и навигации.

В части сил общего назначения:

– создание систем разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления для построения на их основе единого информационного пространства поля боя;

– создание интегрированной информационной среды, разработка системы унифицированных стандартов хранения и обмена данными;

– универсализация, информатизация и «интеллектуализация» образцов ВВСТ, их интегрирование и комплексирование, обеспечивающие придание им многофункциональных свойств;

– максимальная унификация образцов ВВСТ, их подсистем и агрегатов, разрабатываемых для различных потребителей;

– создание «интеллектуальных» роботов и робототехнических комплексов военного назначения различных видов базирования, повышение степени автономности их функционирования;

– создание малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации, особенно в сфере разведки и боевого управления;

— снижение заметности образцов ВВСТ и военных объектов во всех диапазонах длин волн;

– совершенствование системы эксплуатации и сервисного обслуживания ВВСТ, в том числе за счет создания неремонтируемых и необслуживаемых образцов со встроенной диагностикой, разработанных на основе магистрально-модульного принципа конструирования.

Оснащение Вооруженных Сил новыми образцами ВВТ находится на особом контроле у Дмитрия Медведева.

 

В рамках реализации отмеченных направлений планируется:

для Сухопутных войск – интеллектуализация оружия, сокращение типажа и номенклатуры разрабатываемого «традиционного» вооружения и сосредоточение усилий на трех составляющих: создании системы унифицированных боевых платформ; средств высокоточного оружия; систем разведывательно-информационного обеспечения и управления;

для Военно-воздушных сил – создание гиперзвукового оружия, перспективных авиационных, в том числе беспилотных, комплексов, а также средств воздушно-космической обороны;

для Военно-морского флота – повышение боевых возможностей вооружения, сокращение типажа разрабатываемых средств, обеспечение реализации программ строительства и ремонта образцов, обеспечивающих удержание господства в ближней морской зоне и боевую устойчивость морской компоненты сил ядерного сдерживания.

Основной целью развития системы вооружения ВС РФ на период до 2020 года является парирование наметившегося отрыва качественных и количественных параметров ВВТ зарубежных государств по сравнению с отечественным оружием.

Ожидаемые результаты от реализации направлений развития системы вооружения ВС РФ на период до 2025 года в целом позволят:

– обеспечить возможность решения задачи стратегического сдерживания вероятного противника от развязывания ядерной (обычной) войны в любых условиях военно-стратегической обстановки;

– обеспечить решение задач сил общего назначения в части:

– поражения группировок противника, авиационной поддержки войск, выполнения разведывательных задач, переброски и десантирования ВВТ и личного состава;

– ведения высокоманевренных боевых действий на континентальных театрах военных действий, поражения войск (сил) противника при подготовке и ведении боя в глубине обороны противника, отражении контратак и ведении оборонительных действий, вскрытия подготовки и начала массированного ракетно-артиллерийского удара во все периоды военно-политической обстановки;

– ведения радиолокационной разведки, обеспечения зенитного ракетного прикрытия ключевых объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры Российской Федерации от ударов средств воздушно-космического нападения;

– обеспечить боевую устойчивость морских стратегических ядерных сил, нанесение заданного ущерба военно-экономическим центрам противника обычным высокоточным оружием и нестратегическим ядерным оружием, поражение группировок военно-морских сил противника в дальней и ближней морской зоне, благоприятный оперативный режим и защиту морской деятельности Российской Федерации.

— Каковы основные приоритеты перевооружения видов и родов войск?

— В части стратегических вооружений предусматривается повышение уровня оснащенности компонентов стратегических ядерных сил современными образцами вооружения, в т.ч. ракетными комплексами наземного базирования «Тополь-М» и морского – «Булава-30».

Также будет продолжено строительство новых подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных ракетным комплексом «Булава». Уже в ближайшее время в боевой состав флота будут включены две такие субмарины – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Третья лодка этой серии, «Владимир Мономах», была заложена на ФГУП «Севмашпредприятие» в апреле 2007 года. Запланированы также работы по модернизации авиационных комплексов дальней авиации Ту-160 и Ту-95МС.

Одним из важнейших приоритетов развития ядерных сил сдерживания является модернизация системы боевого управления и средств предупреждения о ракетном нападении. Работы, проводимые в этой области, обеспечат устойчивое и оперативное управление ядерным оружием в любых условиях обстановки.

В части авиационной техники и вооружения на перспективу можно выделить следующий перечень приоритетных мероприятий:

– создание и закупка разведывательных комплексов с беспилотными летательными аппаратами;

– перевооружение авиационной группировки за счет закупок перспективных образцов и глубокой модернизации состоящей на вооружении авиационной техники;

В части средств противовоздушной обороны:

– поставки ЗРС С-400 и ЗРПК БД «Панцирь-С» с необходимым типажом зенитных управляемых ракет, а также доработка имеющихся зенитных управляемых ракет для обеспечения их «работы» по самолетам РЛДН;

– организация серийного производства и начало поставок в боевой состав перспективного вооружения ПВО;

В части ВВТ Сухопутных войск предусматривается:

– ускоренная модернизация существующих образцов вооружения с одновременным сокращением их типажа;

– разработка новых средств разведки тактического звена, увеличение объемов их закупки.

 

 

В части ВВТ Военно-морского флота:

– серийное строительство многоцелевых надводных кораблей с высокоточным ударным и противолодочным оружием, эффективными средствами ПВО, самообороны и авиационными средствами различного назначения, интегрированными в едином контуре автоматизированного управления не только самого корабля, но и корабельной группы (соединения), повышение их скрытности по различным физическим полям, увеличение автоматизации и унификация различных систем корабля, обеспечение модульности конструкций и блоков;

– принятие на вооружение ВМФ крылатых ракет большой дальности с обычной (неядерной) боевой частью для поражения наземных целей;

– переход к созданию многоцелевых кораблей за счет поэтапной замены части кораблей дальней морской зоны на фрегаты;

– оснащение комплексами специального противоминного вооружения и телеуправляемыми противоминными аппаратами кораблей противоминнного обеспечения.

В части Космических войск запланированы:

– комплекс мероприятий по восполнению орбитальной группировки военного назначения космическими аппаратами нового поколения;

– создание полноценной системы разведки космической обстановки;

– модернизация старых и строительство новых радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении.

Также будут выполнены работы по поддержанию и дальнейшему развитию космодрома Плесецк, обеспечено развитие наземной инфраструктуры системы управления космическими аппаратами.

— Как финансируется гособоронзаказ?

— Последствия мирового финансового кризиса и его проявлений в нашей стране не обошли стороной и государственный оборонный заказ.

Фактический уровень финансирования гособоронзаказа оказался ниже запланированного в рамках ГПВ-2015, что потребовало перераспределить средства между направлениями расходов программы.

Учитывая, что основным фактором, влияющим на оснащенность войск, является поставка в войска новой техники, ассигнования на проведение закупок в 2010 году будут увеличены и составят около 68% от общего объема государственного оборонного заказа.

При этом пришлось пойти на частичное сокращение объемов НИОКР и уменьшение ассигнований на ремонт ВВТ почти в два раза.

При их распределении приоритет отдан стратегическим ядерным силам (Ракетные войска стратегического назначения, морские и авиационные ядерные силы), средствам ракетно-космической обороны и ПВО, авиации, а также средствам оперативного обеспечения действий Вооруженных Сил (Космические войска, средства разведки, РЭБ, связи и АСУ).

Пересмотрен порядок организации работ по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники. При этом значительно сокращен перечень таких работ за счет их группирования по видам (типам) продукции и исполнителям. Фактически, это означает переход к сервисному обслуживанию парка техники, что будет способствовать рациональному расходованию средств и повысит ответственность за результат.

В условиях снижения объемов НИОКР делается ставка на расширение практики внедрения инициативных разработок, выполняемых предприятиями промышленности, с последующим их серийным производством в рамках ГОЗ.

Что касается финансирования государственного оборонного заказа на 2009 год, то по состоянию на 8 ноября Минобороны России его мероприятия профинансированы на общую сумму 352,0 млрд. рублей (около 74% от общего объема).

Будет продолжено строительство новых подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных ракетным комплексом «Булава».

— Как используется опыт других государств?

— В настоящее время зарубежный опыт повсеместно используется при планировании развития системы вооружения ВС РФ.

Мировая практика показывает, что в большинстве развитых стран интенсивность развития ВВТ осуществляется посредством применения программно-целевого метода планирования, который, по мнению зарубежных специалистов, позволяет осуществлять эффективное управление основными мероприятиями, в том числе и в части управления развитием ВВТ, в условиях рыночной модели экономики. Подобная практика получила широкое распространение в ходе военного строительства в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и ряде других стран.

Как показывает опыт данных государств (рисунок 1), развитие ВВТ, как неотъемлемая часть военного строительства, осуществляется в рамках долгосрочных программ, охватывающих значительные периоды времени (от 5 до 15 лет) и реализуется в рамках годовых планов. При этом общими чертами данного процесса являются две основные особенности: планирование строительства вооруженных сил осуществляется в рамках общегосударственного планирования, а основным инструментом такого планирования является федеральный (государственный) бюджет.

Несмотря на тот факт, что процессу развития ВВТ в различных государствах присуща национальная специфика, обусловленная факторами исторического характера, особенностями взглядов военно-политического руководства государств на способы и средства обеспечения национальной безопасности, Россия нашла свои пути адаптации методов программно-целевого планирования под решение своих задач планирования развития системы вооружения.

Активное использование программно-целевого метода планирования в Российской Федерации в настоящее время уже позволило добиться определенных результатов в рамках разработки программно-плановых документов развития ВС РФ. К примеру, к ним следует отнести три российские программы вооружения (ГПВ-2005, ГПВ-2010 и ГПВ-2015), государственные оборонные заказы и др. В основе разрабатываемой в настоящее время ГПВ-2020 также лежат принципы программно-целевого метода планирования.

Что касается использования зарубежного опыта, при определенных достоинствах процессов управления развитием ВВТ ведущих мировых держав им присущи и определенные недостатки – как правило в странах с развитой рыночной экономикой в основе процессов управления развитием ВВТ лежит финансовый расчет как гласный стимул управления всеми ее элементами, что не избавляет даже самую совершенную систему от таких негативных факторов, как зависимость административных органов, включая высшее руководство, от интересов ВПК. Поэтому к любому использованию зарубежного опыта всегда необходимо подходить осмысленно, принимая во внимание его положительные стороны с учетом российской действительности.

— Пистолет Макарова – личное оружие подавляющего числа российских офицеров – будет заменен новым оружием?

— В середине 90-х годов по заказу Минобороны России была проведена конкурсная разработка нового армейского пистолета. По ее итогам на вооружение был принят пистолет ПЯ (пистолет Ярыгина, заводское название – «Грач»). Разработанный пистолетный комплекс превосходит современные отечественные и не уступает зарубежным образцам по кучности стрельбы, убойному и пробивному действию пуль, надежности функционирования в различных условиях эксплуатации.

Планируется постепенное оснащение войск пистолетом ПЯ в рамках общих программ переоснащения Вооруженных Сил Российской Федерации на новые образцы вооружения и военной техники.

— Когда мотострелки получат на вооружение коллиматорные прицелы, повышающие точность стрельбы?

— По сравнению с традиционными «мушечными», коллиматорные прицелы обеспечивают повышение точности стрельбы и, в особенности, скорости прицеливания, за счет того, что при прицеливании нужно совмещать всего две точки – метку, видимую через окуляр, и собственно цель.

По заказу Минобороны России проведена опытно-конструкторская работа, в ходе которой разработано 3 типа коллиматорных прицелов. В настоящее время планируются закупки этих прицелов для подразделений Сухопутных войск (в 2010 году – 250 штук). После проведения их опытной войсковой эксплуатации будет уточнена потребность в этих прицелах и начнутся полномасштабные закупки.

— Каковы перспективы обновления средств разведки для артиллерии?

— Развитие отечественных средств разведки ведется по следующим направлениям:

– повышение дальности и оперативности ведения разведки, в том числе, за счет применения беспилотных летательных аппаратов;

– доведение разведывательной информации до потребителя в масштабе времени, близком к реальному;

– обеспечение устойчивости функционирования в условиях РЭП;

– снижение массогабаритных характеристик.

Замена устаревших средств разведки осуществляется в плановом порядке в рамках государственного оборонного заказа. Войска планируется оснастить современными комплексами радиолокационной разведки «Зоопарк-1М», «Кредо-1С», «Соболятник», «Арагви», артиллерийскими звуковыми комплексами АЗК-7М и подвижными разведывательными пунктами нового поколения, а также комплексами с беспилотными летательными аппаратами для ведения разведки и корректировки огня артиллерии, выдачи данных для подготовки полетных заданий ракетных комплексов.