Главная / Главная тема / Главная тема

Главная тема

ПАК ФА: первый полет
«Сухой» дал ответ американскому «Рэптору»

Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень.

Этот день все мы ждали давно. И, наконец, свершилось. 29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет опытного авиационного комплекса пятого поколения, также известного как ПАК ФА и Т-50. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Опытный образец ПАК ФА провел в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. «В ходе полета мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, самолет произвел штатную уборку и выпуск шасси. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять», – отметил Сергей Богдан.

НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

«Сегодня мы приступили к выполнению программы летных испытаний самолетов пятого поколения. Это большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты, наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий. В планы Компании «Сухой» входит и дальнейшее развитие программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами. Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию «стоимость – эффективность» и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке», – сказал генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян, комментируя начало летных испытаний.

Первые впечатления экспертов от внешнего облика новой машины – исключительно позитивные. При поверхностном внешнем сходстве ПАК ФА с F-22 различия не просто существенные – «Сухой» представил принципиально новую разработку. Найден оригинальный, «свой» облик истребителя пятого поколения. Самолет, безусловно, удался. А ведь это пока лишь демонстратор технологий. Серийные машины будут более гармоничными, их внешний вид после доводки претерпит изменения к лучшему.

В конструкции ПАК ФА нашли широкое применение композитные материалы, которые обеспечат дополнительные возможности при реализации малозаметности машины.

Как сообщалось ранее, истребитель пятого поколения отличается высокой интеллектуализацией борта. Характерными чертами ПАК ФА являются также многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток); сверхманевренность; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн; способность взлетать и садиться, используя участки ВПП длиной 300-400 метров.

ПАК ФА будет способен совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в воздухе, иметь качественно новую электронику и максимальную автоматизацию процессов полета.

Михаил Погосян и Сергей Богдан на заводском аэродроме КнААПО.

 

Среди других боевых качеств самолета – многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокая эффективность и безопасность полетов.

В официальных материалах Компании «Сухой» отсутствуют какие-либо упоминания о тактико-технических характеристиках ПАК ФА, его размерности, составе бортового радиоэлектронного оборудования и штатном вооружении. Очевидно, это объясняется соображениями обеспечения требуемого режима секретности на данном этапе проекта. В то же время доступные фото- и видеоизображения нового самолета уже стали предметом детального изучения и анализа, в том числе – в ведущих спецслужбах мира и крупнейших зарубежных центрах компетенции в области боевой авиации.

Так, о первом полете прототипа российского истребителя пятого поколения директор ЦРУ Леон Панетта доложил президенту Бараку Обаме в ходе представления традиционной ежедневной разведывательной сводки. Есть основания ожидать, что американское разведсообщество интенсифицирует усилия по сбору информации о состоянии и ходе реализации программы ПАК ФА, что потребует соответствующих контрразведывательных мероприятий по линии Федеральной службы безопасности России, а также мер реагирования со стороны органов, осуществляющих противодействие иностранным техническим разведкам.

В целом можно констатировать, что первый полет прототипа российского истребителя пятого поколения – крупное достижение не только АХК «Сухой», но и российского авиапрома в целом, особенно на фоне кризисных явлений в оборонно-промышленном комплексе.

Особо следует отметить, что ключевой фактор успешного старта проекта ПАК ФА связан с личностью руководителя Компании «Сухой». Михаил Погосян и возглавляемый им коллектив сумели в сжатые сроки решить не только сложнейшие конструкторские и производственные проблемы, но и преодолеть целый ряд административных барьеров, обеспечив стране технологический триумф, свидетелями которого мы все сегодня являемся.

Конечно, впереди еще годы работы, чтобы довести прототип до стадии серийного производства. Однако бэкграунд «Сухого», потенциал инженеров и конструкторов фирмы позволяет обоснованно надеяться на успех проекта ПАК ФА, причем не только технологический, но и коммерческий. Главное – обеспечить приоритетное и ритмичное финансирование, а также политическую поддержку на уровне президента и председателя правительства, от которых зависит очень многое.

Состоявшийся полет ПАК ФА дал повод для заявлений относительно сроков развертывания его серийного производства. Первая установочная партия истребителей пятого поколения должна быть поставлена Министерству обороны РФ в 2013 г. С 2015 г. должны начаться серийные закупки. Об этом 29 января заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства. Вместе с тем, по его словам, «еще многое нужно будет сделать. Речь и о двигателе, и о вооружении».

Как пояснил В. Путин, ПАК ФА из состава первой установочной партии должен получить Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава, чтобы уже через три года «летчики начали на ней (машине) работать и обучаться».

ДВИГАТЕЛЬ, ВООРУЖЕНИЕ, РАДАР

Как сообщило НПО «Сатурн», накануне взлета ПАК ФА, 21 января в подмосковном Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, разработанным НПО «Сатурн», предназначенным для самолета пятого поколения. Полет длился 45 минут и прошел успешно, замечаний к работе двигателя не было.

В обеспечение начала полета двигателя, в том числе с принципиально новой системой автоматического управления, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний. После завершения необходимого объема испытаний на летающей лаборатории получено заключение на первый полет самолета пятого поколения с новым двигателем. Очевидно, в сообщении речь идет об «изделии 117» .

Вместе с тем на повестке дня стоит задача разработки принципиально нового двигателя пятого поколения, обеспечивающего крейсерский сверхзвуковой полет на бесфорсажных режимах работы – российского аналога американского F119-PW-100. Это сложнейшая научно-техническая задача, поскольку она потребует решения целого ряда разноплановых задач. Среди них – создание на основе нанотехнологий новых уникальных материалов, обладающих заранее заданными свойствами, принципиально новых жаропрочных сплавов, развитие перспективных технологий и т.д.

По нашим оценкам, разработка авиационного двигателя пятого поколения займет 10-15 лет и потребует отдельного бюджета в объеме $3-4 млрд., а с учетом финансирования работ по смежной тематике (нанотехнологии, новые конструкционные материалы, прикладные научные исследования и пр.) – в общей сложности $7-9 млрд. Однако на все эти затраты необходимо пойти, причем осознанно и не бояться их, так как успешная реализация этой программы позволит не только оснастить ПАК ФА принципиально новым двигателем, но и достигнуть прорывных результатов по важнейшим направлениям науки и техники, обеспечив мультипликативный эффект.

Первая установочная партия истребителей пятого поколения должна быть поставлена Министерству обороны РФ в 2013 г.

 

Следует отметить, что в недавнем интервью журналу «Национальная оборона» (№11, 2009 г.) управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров высказался за формирование пула разработчиков и производителей по двигателю пятого поколения: «я убежден, что какому-то одному предприятию весь двигатель ПАК ФА в том виде, как мы его представляем, сегодня трудно сделать. Это возможно только в кооперации». Очевидно, что данное приглашение адресовалось, прежде всего, ММПП «Салют». Роль координатора проекта целесообразно отвести Объединенной двигателестроительной корпорации, которая должна стать получателем целевых ассигнований из бюджета.

Как известно, принципиальной особенностью истребителя пятого поколения является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках фюзеляжа. Так, у F-22 имеется два центральных отсека, и два боковых (для ракет ближнего воздушного боя класса «воздух-воздух» AIM-9X).

На имеющихся фотографиях прототипа российского истребителя пятого поколения отчетливо различимы расположенные продольно один за другим два больших грузоотсека, размеры которых позволяют разместить перспективные ракеты (их разработку ведет Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в соответствии с Комплексной целевой программой разработки новых авиационных средств поражения, сроки которой увязаны с программой создания ПАК ФА).

Ряд источников говорит о том, что разработчиками ПАК ФА удалось решить задачу открытия створок отсеков и пуска ракет на сверхзвуковых режимах полета.

Истребитель также будет оснащен встроенной 30-мм авиационной пушкой.При необходимости ПАК ФА сможет нести вооружение на подкрыльевых пилонах, в тех миссиях, где требование малозаметности не является критическим. Там же могут быть размещены подвесные топливные баки для выполнения перегоночных полетов.

Разрабатываемый НИИП имени В.В. Тихомирова бортовой радар с АФАР для ПАК ФА должен составить конкуренцию БРЛС AN/APG-77, которой оснащен F-22. Натурный образец российской БРЛС с АФАР Х-диапазона был впервые продемонстрирован в ходе работы международного салона МАКС-2009. АФАР выполнена на отечественной элементной базе на основе наногетероструктур GaAs и передовых технологий антенных систем с электронным управляемым лучом. Там же НИИП имени В.В. Тихомирова представил АФАР L-диапазона, предназначенную для установки в отклоняемые носки крыла истребителя. АФАР выполнена на современных гибридно-интегральных отечественных технологиях и обеспечивает электронное сканирование лучом в широком секторе углов по азимуту и в широкой полосе частот.

ЭПР «голого» планера ПАК ФА в передней полусфере, по оценкам зарубежных экспертов, составляет около 0,5 м2. После нанесения на самолет радиопоглащающего покрытия и замены существующего фонаря на беспереплетный с радиорассеивающим напылением показатели ЭПР могут уменьшиться до 0,01-0,03 м2.Участие Индии в программе ПАК ФА позволит не только разделить расходы на реализацию проекта (сообщалось, что Дели может взять на себя до 25% финансовых затрат на разработку отдельных систем и элементов истребителя), но и снизить стоимость машины при начале серийного производства (в перспективе индийские ВВС хотели бы закупить 50 одноместных и 200 двухместных ПАК ФА, часть из которых могла бы производиться компанией HAL по лицензии; российские ВВС ориентированы только на одноместную версию) – ведь чем больше серия, тем ниже стоимость единичного экземпляра. Для коммерческого успеха необходимо, чтобы экспортная версия ПАК ФА была привлекательна по цене и для других потенциальных инозаказчиков.