Главная / Вооруженные Силы / Вооруженные Силы

Вооруженные Силы

Доклад министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова
На расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства обороны Российской Федерации в 2008 году с учетом результатов финансово-экономической работы и задачах на 2009 год»

Деятельность Вооруженных Сил в 2008 г. планировалась и осуществлялась исходя из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Основные усилия были направлены на сдерживание угроз военной безопасности государства, создания условий для его экономического развития и повышения авторитета на международной арене.

Военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к достижению глобального лидерства, расширением и наращиванием военного присутствия Соединенных Штатов и их союзников по НАТО в регионах, сопредельных с Россией. Устремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ. Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства ее традиционных интересов.

На военно-политическую обстановку оказывали серьезное влияние международный терроризм и религиозный экстремизм, незаконная торговля оружием. Они все чаще проявлялись в странах, граничащих с Россией.

Непосредственной угрозой национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации стало нападение Грузии на Южную Осетию. Эта попытка урегулировать конфликт силовым путем была направлена, в первую очередь, на дестабилизацию обстановки на Кавказе.

В целом анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства.

Для реализации возложенных функций, с учетом сложившейся внешнеполитической ситуации, Министерству обороны в 2008 г. были увеличены объемы ассигнований на 26% по сравнению с 2007 г.

Выделенные средства были распределены по следующим основным стратегическим задачам.

Первая. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности и интересам Российской Федерации.

Около 16% ассигнований Министерства обороны были направлены на поддержание и развитие стратегических сил сдерживания. Реализованы меры по развитию стратегических ядерных сил, контроля космического пространства, наращиванию возможностей систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны.

Назову некоторые из них:

- поставлено на боевое дежурство три дивизиона подвижных грунтовых ракетных комплексов и две шахтные пусковые установки «Тополь-М». К 2016 г. эти комплексы составят основу всей группировки;

- осуществлялись регулярные полеты стратегической авиации в районах судоходства и экономической зоны России. Стратегические самолеты патрулировали акватории Мирового океана, провели пуски крылатых ракет на северных полигонах. Были совершены полеты двух Ту-160 в Республику Венесуэла;

- в рамках реализации программы по оснащению Военно-морского флота новыми подводными атомными стратегическими лодками проекта «Борей», оснащенными ракетным комплексом «Булава», начаты швартовые испытания головного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий»;

- увеличена на 14% орбитальная группировка космических аппаратов;

- поставлена на опытно-боевое дежурство новая радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в г. Армавире;

- продолжается опытная эксплуатация РЛС «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область);

- поставлен на боевое дежурство второй полк, оснащенный зенитными ракетными системами С-400 «Триумф».

Вторая задача.Повышение потенциала сил общего назначения.

На эти цели было выделено около 29% ассигнований. В 2008 г. удалось достичь стабильного проведения запланированных мероприятий боевой и оперативной подготовки, обеспеченных денежными и материальными ресурсами. Всего было проведено более пятидесяти таких мероприятий.

Они были подчинены единому замыслу.

Во-первых, это отработка взаимодействия и боевого слаживания группировок разнородных сил и средств.

Во-вторых, проведение крупномасштабных учений в условиях, максимально приближенных к боевым.

Конечной целью являлась подготовка Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии против Российской Федерации.

Награда из рук Верховного главнокомандующего ВС РФ - событие, которое запомнится на всю жизнь.

Наиболее значимым стало стратегическое командно-штабное учение «Стабильность-2008». К учениям привлекались: четыре общевойсковые армии, три флота, две воздушные армии, отдельная армия ракетно-космической обороны, ракетная армия, а также группировки тылового и технического обеспечения.

Всего было задействовано 150 самолетов, 11 подводных лодок, 28 надводных кораблей, около 86 тыс. человек личного состава и 1750 единиц вооружения и военной техники.

На завершающем этапе учения «Центр-2008» под управлением Верховного главнокомандующего было осуществлено 17 пусков межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков.

Кроме того, состоялись оперативные учения с объединениями Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота.

В 2008 г. проведено восемь совместных учений с Вооруженными Силами иностранных государств: Казахстана, Армении и Монголии. В том числе по линии ОДКБ – командно-штабное учение с Вооруженными Силами Армении «Рубеж-2008».

Предметом серьезного анализа являются события августа 2008 г. По решению Верховного главнокомандующего проведена операция по принуждению Грузии к миру. Грузинские вооруженные силы понесли значительные потери и были деморализованы.

В период проведения операции проявились:

- слаженность действий личного состава при выполнении боевых задач;

- хорошая подготовка подразделений и воинских частей в ходе совершения марша;

- стремительная переброска группировки войск на территории Южной Осетии, в том числе при преодолении барьерного рубежа – Рокского тоннеля;

- мужество и высокий боевой дух солдат и офицеров.

Вместе с тем данный вооруженный конфликт явился для нас поводом для серьезного анализа.

Мы обобщили полученный опыт, сделали выводы. На их основании внесены уточнения в Государственную программу вооружения, государственный оборонный заказ.

Утверждена Концепция развития системы управления Вооруженных Сил на период до 2025 г. Ею предусматривается создание перспективной системы управления на основе использования последних достижений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Мы планируем обеспечить пункты управления группировок войск на всех стратегических направлениях современной техникой. В первую очередь – в Северо-Кавказском военном округе.

Войска учатся тому, что необходимо на войне.

В 2008 г. было уделено значительное внимание вопросам организации боевой подготовки и материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. Выделенные на эти цели ассигнования позволили увеличить количество вылетов боевой авиации, а также выходов в море кораблей и судов ВМФ.

Выполнено 27 дальних походов на боевую службу во все акватории Мирового океана. В море выходили 49 кораблей и судов обеспечения Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов. Всего к выполнению задач привлекалось почти 6000 человек личного состава. Мероприятия такого масштаба не проводились с 1986 г.

Российские военные моряки участвовали в шести международных учениях. Так, силы Черноморского флота совместно с Военно-морскими силами Турецкой Республики в рамках учения «Черноморская гармония» осуществляли задачи по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения в Черном море.

Кораблями и судами ВМФ выполнено 54 зарубежных визита и деловых захода. В том числе был обеспечен официальный визит президента Российской Федерации в Республику Венесуэла.

С октября 2008 г. по настоящее время Военно-морской флот участвует в мероприятиях по борьбе с морским пиратством в районе Африканского рога.

Третья задача – мобилизационная и допризывная подготовка граждан.

Получила дальнейшее развитие практика проведения региональных командно-штабных мобилизационных учений и мобилизационных сборов. В прошедшем году было проведено 74 таких учения. На сборах было подготовлено 77,5 тыс. граждан, пребывающих в запасе.

В 2008 г. осуществлен переход к одногодичному сроку военной службы по призыву. В связи с этим особые требования предъявляются к подготовке допризывной молодежи.

К сожалению, нас не удовлетворяет качество подготовки, осуществляемой по линии РОСТО. Мы планируем готовить специалистов по основным военно-учетным специальностям в структуре Вооруженных Сил. Возможности такой подготовки были продемонстрированы Верховному главнокомандующему в ходе посещения в феврале 2009 г. 212-го учебного центра Сибирского военного округа.

Четвертая задача – техническое оснащение армии и флота.

В общем объеме ассигнований на эти цели приходится около 19%. Эти расходы определены в соответствии с параметрами финансирования Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг. Приоритет отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники.

Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными видами вооружения и военной техники в настоящее время составляет от 60 до 100%. Но большая их часть физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. Как следствие – доля современных образцов вооружения и военной техники составляет около 10%.

Вместе с тем, в связи с корректировкой параметров федерального бюджета, в том числе в части расходов на национальную оборону, военное ведомство было вынуждено перенести сроки реализации ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом более 80% выделенных на НИОКР средств будут направлены на создание финальных образцов вооружения и военной техники;

Пятая задача – развитие потенциала системы обеспечения Вооруженных Сил.

Расходы на эти цели в 2008 г. в среднем составили более 30% ассигнований Министерства обороны. Продолжалось совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил. Финансирование войск было переведено на трехуровневую систему, что позволило оптимизировать денежные потоки.

С целью усиления контроля за финансово-экономической деятельностью в Министерстве обороны завершено создание вертикали контрольных органов. Утверждена Концепция ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах.

В 2008 г. была разработана и начала реализовываться Стратегия социального развития Вооруженных Сил. Достигнуты конкретные успехи.

За счет введения новой системы оплаты труда вырос размер заработной платы гражданского персонала в среднем на 30%.

Дважды была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих. На 40-50% было увеличено денежное довольствие плавсостава и военнослужащих, совершающих прыжки с парашютом.

По инициативе Министерства обороны, поддержанной президентом Российской Федерации, по итогам 2008 г. более 30 тыс. офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, ежемесячно награждается деньгами в размере от 35 до 150 тыс. рублей.

Разрабатывается проект федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих. С учетом этого будет пересмотрена система пенсионного обеспечения.

Выполнено 27 дальних походов на боевую службу во все акватории Мирового океана. В море выходили 49 кораблей и судов обеспечения Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов.

Продолжая тему социальной защиты военнослужащих, хочу подчеркнуть, что вопрос обеспечения их жильем по-прежнему остается одним из основных в нашей работе. C октября 2008г. значительно увеличился размер денежной компенсации за наем жилых помещений. Тем не менее это не позволило в полной мере покрыть затраты военнослужащих, вынужденных снимать жилье. Продолжается обеспечение военнослужащих жильем путем предоставления государственных жилищных сертификатов. По решению президента Российской Федерации в 2008 г. норматив стоимости одного квадратного метра по сравнению с 2007 г. был увеличен с 22,4 до 28,6 тыс. рублей.

Налажено постоянное взаимодействие с федеральными округами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по приобретению квартир для военнослужащих.

Для решения задач, поставленных президентом Российской Федерации по обеспечению бесквартирных военнослужащих постоянным жильем, в 2009 г. за счет всех источников предусматривается получить 44,8 тыс. квартир для постоянного проживания.

Наращивается накопление средств на именных счетах участников военной ипотеки. На 1 марта 2009 г. в нее вступили 54200 военнослужащих, на счета которых начислено более 9,5млрд. рублей.

С целью повышения эффективности использования бюджетных средств проводилась оптимизация системы тылового обеспечения. Эти вопросы решались на основе территориального принципа. Заключались договоры с государственными организациями и коммерческими структурами. В результате значительно сократилось привлечение военнослужащих к выполнению несвойственных им функций.

В 2008 г. введены новые нормы продовольственных пайков, отвечающие требованиям сбалансированного питания.

Разработана новая военная форма. В настоящее время проводятся ее опытные испытания.

Начата работа по созданию в военных округах и на флотах комплексных баз материально-технического обеспечения. Это позволит оптимизировать складскую инфраструктуру Вооруженных Сил и снизить логистические расходы.

Серьезно меняется система сервисного обслуживания Вооруженных Сил. В соответствии с Указом президента Российской Федерации Министерством обороны проводятся мероприятия по созданию открытого акционерного общества «Оборонсервис», 100% акций которого сохраняются в федеральной собственности. «Оборонсервис» объединил в своем составе предприятия и организации Минобороны по различным направлениям деятельности.

Среди которых:

- ремонт и обслуживание вооружения и военной техники;

- строительство, эксплуатация объектов и энергетических систем;

- торгово-бытовое обслуживание, гостиничные услуги;

- информационно-издательская деятельность;

- производство сельскохозяйственной продукции.

Все несвойственные Минобороны России функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу.

Существенным аспектом деятельности Минобороны являлось соблюдение правопорядка. В качестве позитивного итога 2008 г. можно отметить общее сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений.

Вместе с тем состояние дел с дисциплиной нас не удовлетворяет. Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается высоким уровень правонарушений, совершаемых офицерами. Причины роста офицерской преступности мы рассмотрим в ближайшее время на заседании совместной Коллегии с Главной военной прокуратурой. Определим порядок взаимодействия и необходимый комплекс мер по профилактике правонарушений.

Среди военнослужащих по контракту отмечаем такие виды преступлений, как уклонение от прохождения военной службы и нарушение уставных правил взаимоотношений.

К сожалению, не удалось снизить уровень небоевых потерь в Вооруженных Силах. Это следствие нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных воинских коллективах. В 2008 г. такие потери составили 471 человек. С целью исправления ситуации планируется внести изменения в программы подготовки офицеров и сержантов, больше времени уделять обучению формам и методам работы с подчиненными.

Важным итогом деятельности Министерства обороны следует считать разработку перспективного облика Вооруженных Сил. В 2008 г. основные усилия были сосредоточены на подготовительной и организационной работе на долгосрочную перспективу.

15 сентября 2008 г. президентом Российской Федерации утверждены параметры основного боевого состава Вооруженных Сил до 2020 г.

Поставлены задачи, которые должны быть поэтапно решены:

- перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности;

- повышение эффективности системы управления Вооруженными Силами;

- оснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники;

- совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки;

- обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, постоянным и служебным жильем.

Основной боевой состав Вооруженных Сил разработан с учетом сохранения окружного руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает изменения существующей общей структуры. Они будут состоять из трех видов – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и трех родов войск – Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска.

Планируется создание соответствующей перспективному составу Вооруженных Сил трехзвенной системы управления: военный округ – оперативное командование – бригада.

На каждом стратегическом направлении создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени.

На необходимом и достаточном уровне сохранится потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания.

В перспективном составе Вооруженных Сил предполагается содержание только соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной техникой. Они должны быть способны выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания.

Кроме того, предусматривается иметь необходимуюмобилизационную составляющую в виде баз хранения и ремонта вооружения и техники, а также подвижные средства ремонта.

При этом вопросы мобилизационного развертывания передаются в военные округа, главные командования, главные и центральные управления Минобороны.

Указом президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. установлена штатная численность военнослужащих в один миллион человек.

Планируется привести количество офицерских должностей к уровню 15% от штатной численности военнослужащих. При этом устранить дисбаланс в соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и в центральном аппарате. В рядах Вооруженных Сил должны быть сохранены лучшие, наиболее профессионально подготовленные и мотивированные на военную службу кадры.

В настоящее время в армии и на флоте проводится аттестация военнослужащих. Именно ее результаты станут базой для определения дальнейшего служебного предназначения каждого офицера. Этой работе уделено первостепенное внимание.

Планируем продолжить перевооружение армии. К 2015 г. доля современных образцов будет доведена до 30%, а к 2020 г. – до 70%. Основным условием реализации этой задачи является ежегодное финансирование Государственной программы вооружения в установленных объемах с учетом инфляции.

Наши усилия будут направлены не на отдельные поставки вооружения и военной техники, а на перевооружение соединений и воинских частей.

В системе военного образования продолжится поэтапная оптимизация. В настоящее время сеть военно-учебных заведений приводится в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах.

На основании решения президента Российской Федерации к 2013 г. будут созданы 10 системообразующих вузов. На правах обособленных структурных подразделений в их состав войдут ныне существующие военные училища и институты.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заслушивает доклад командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Константина Сиденко.

Прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных заведениях сержантов контрактной службы с получением профессионального образования по программам начального или среднего специального образования.

Кроме того, проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности суворовских военных училищ и кадетских корпусов. С 2009 г. училища перейдут на семилетний срок обучения.

Один из вариантов развития и современного оснащения довузовского военного учебного заведения был продемонстрирован президенту Российской Федерации в Нахимовском военно-морском училище. Уже сегодня там реализуются новые образовательные программы, расширен перечень учебных дисциплин. Оснащены современным оборудованием учебные аудитории.

В 2008 г. произведен первый набор в Пансион воспитанниц Министерства обороны. В нем начали обучение дочери военнослужащих из отдаленных гарнизонов Вооруженных Сил.

В соответствии с поставленными задачами считаем необходимым в 2009 г. основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий по выходу на перспективный облик Вооруженных Сил.

До 1 декабря этого года должны быть завершены организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации.

Финансирование этих мероприятий планируется проводить за счет средств, выделяемых на текущее содержание армии и флота, а также за счет привлечения средств от реализации военного имущества.

Особо хочу сказать о задаче, связанной с принятым 4 февраля 2009 г. решением президентов государств-членов ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Уже на сентябрь 2009 г. запланированы совместные тактические учения Коллективных сил на территории Республики Казахстан.

Предполагается оснастить эти силы современным вооружением и военной техникой, специально разработанной формой одежды и экипировкой. С российской стороны в состав Коллективных сил войдут воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада.

Также значимым мероприятием Вооруженных Сил в этом году будет оперативно-стратегическое учение «Запад-2009». Оно планируется совместно с Вооруженными Силами Республики Белоруссии. Прорабатывается вопрос участия в этих учениях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооруженных Сил ограничены. В этих условиях усилия руководства Минобороны России направлены на повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов.

Приоритетными направлениями финансирования останутся расходы на оснащение Вооруженных Сил новыми образцами вооружения и военной техники, а также на социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Подводя итог, необходимо сказать: задачи, поставленные перед Вооруженными Силами в 2008 г., в целом выполнены. На сегодняшний день есть четкое понимание перспектив развития армии и флота. Верховным главнокомандующим сформулированы задачи Вооруженным Силам на ближайшую и долгосрочную перспективы. Качественное выполнение этих сложных и масштабных задач будет зависеть от слаженной, каждодневной, кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота.