Главная / Вооруженные Силы / Вооруженные Силы

Вооруженные Силы

Безопасность страны зависит от каждого

Переоснащение Вооруженных Сил РФ и повышение степени их боеготовности президент России Дмитрий Медведев включил в число высших приоритетов государства. Однако решить эту задачу без помощи всего нашего общества – невозможно. Об основных направлениях взаимодействия общества и армии корреспондент журнала «Национальная оборона» побеседовал с председателем Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, главой Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР) Александром Каньшиным.

Интервью:

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

— Александр Николаевич, какова, на ваш взгляд, роль российского общества в обеспечении национальной безопасности нашей страны?

— Прежде всего, каждый из нас всегда должен помнить, что огромная территория России, ее колоссальные природные богатства всегда будут желанным лакомым куском для других государств. При этом следует учесть, что наш людской потенциал далеко не столь велик, нежели территориальный. Поэтому для полноценной защиты России нам нужна сильная и высокопрофессиональная армия. Без нее мы просто не способны выжить в этом жестоком мире. Не зря на Западе говорят: либо Россия будет сильным государством, либо она вообще прекратит свое существование. И если мы хотим иметь высокопрофессиональную армию, наше общество должно добиваться от государства адекватных действий в этом направлении и принимать активное участие в их реализации. В свете последних военных преобразований необходимо понимать, что армия сама себя реформировать не может, а каждый гражданин в ответе за то, что будет происходить с нашими защитниками. Ведь именно от этих людей зависит наш с вами покой и безопасность страны в целом.

Вместе с тем, сегодня в Вооруженных Силах и других силовых структурах, где предусмотрена военная служба, есть немало проблем, требующих активного вмешательства общества. На этом фоне основными направлениями взаимодействия общества и силовых структур являются повышение авторитета и престижа военной службы, социального статуса военнослужащих, приведение законодательства о воинской службе в соответствие с современными условиями, совершенствование системы гражданского контроля над силовыми структурами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, шефство общества над армией, патриотическое воспитание молодежи и т.д.

 

Александр Николаевич КАНЬШИН

 

Родился 14 июня 1956 г. в поселке Северный Банк Сальянского района Азербайджанской ССР. С 1958 г. проживал в станице Марьинская Георгиевского района Ставропольского края.

 

В 1977 г. окончил с золотой медалью Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени Маршала Советского Союза А.И. Еременко. В 1984 г. – с отличием высшие офицерские курсы имени Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова, а в 1990 г. – с отличием Военно-политическую академию им. В.И. Ленина.

 

Проходил службу в должностях командира мотострелкового взвода; секретаря комитета ВЛКСМ батальона курсантов; помощника начальника политотдела по комсомольской работе военного училища; помощника начальника политотдела по комсомольской работе армейского корпуса; заместителя командира полка по политической части; начальника отдела – помощника начальника политуправления Северо-Кавказского военного округа по комсомольской работе; начальника отдела – помощника начальника политуправления Сухопутных войск по комсомольской работе; инспектора организационного отдела Военно-политического управления Сухопутных войск; старшего офицера управления главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ.

 

В 1993 г. уволен из рядов Вооруженных Сил по выслуге лет. Полковник запаса. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями СССР и РФ, наградами ряда зарубежных стран, Русской Православной Церкви и высшими наградами Республики Северная Осетия – Алания, Московской, Волгоградской, Калужской областей.

 

В 1993 г. создал коммерческую фирму – товарищество с ограниченной ответственностью – компания «МЕГАПИР». Затем с командой единомышленников создал ряд коммерческих структур, объединившихся к 1997 г. в Национальную Ассоциацию объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), которая объединила более 50 общественных, благотворительных некоммерческих и коммерческих организаций. С 1997 г. – Председатель Совета директоров Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР).

 

16 ноября 2006 г. приказом министра обороны РФ назначен в Общественный совет при Министерстве обороны РФ, 16 января 2007 г. избран председателем Комиссии Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

 

3 мая 2007 г. Указом президента РФ №572 утвержден членом Общественной палаты Российской Федерации. 23 мая 2007 г. избран заместителем председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за силовыми структурами, правоохранительными органами и реформированием судебно-правовой системы.

 

Указом президента России 28 сентября 2007 г. вновь утвержден членом Общественной палаты РФ второго созыва. 23 января 2008 г. на пленарном заседании Общественной палаты РФ избран председателем Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей.

Доктор философских наук. Женат. Имеет двух детей и внука.

 

 

— Расскажите подробнее об основных направлениях работы Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, председателем которой вы являетесь.

— Несмотря на общее сокращение количества профильных комиссий Общественной палаты РФ, в прошлом году нам удалось создать специальную комиссию, которая занимается вопросами национальной безопасности, оборонно-промышленного комплекса, а также проблемами ветеранов военной службы, военнослужащих и членов их семей. Мы выработали для себя и ряд других стратегических направлений, на которых сосредоточили свои основные усилия. Например, сегодня приоритетами для нас стали: обеспечение безопасности военной службы, реформирование и сокращение армии, социальная адаптация увольняемых военнослужащих, активное включение офицеров запаса в социально-экономическую жизнь страны, обеспечение наших защитников жильем, борьба с коррупцией в силовых структурах, решение проблем всех категорий вестернов и многие другие вопросы.

В частности, 26 сентября прошлого года прошло пленарное заседание Общественной палаты РФ, которое было посвящено роли общества в решении проблем национальной безопасности. Уже в ходе подготовки к нему члены нашей комиссии и другие коллеги по Общественной палате побывали во многих регионах страны, в военных округах и на флотах. Мы воочию посмотрели, в каких условиях живут и служат в отдаленных военных гарнизонах от Калининграда до Камчатки «государевы люди». В июле Комиссия изучила ситуацию в Дальневосточном регионе, Тихоокеанском флоте, а в сентябре мы совершили рабочую поездку в Южную Осетию и Республику Северная Осетия-Алания.

Особое внимание уделяется сокращению так называемых небоевых потерь, предупреждение гибели и сохранение здоровья военнослужащих.

 

Вывод неутешительный: наша армия, призванная в первую очередь обеспечивать неприкосновенность государственных рубежей, по сути своей больше похожа на ополчение. В воинских частях преобладают устаревшие боевая техника, вооружение, средства связи, люди плохо одеты, не имеют условий для нормального быта и досуга. При этом Минобороны расходует огромные средства на беспрерывные оргштатные мероприятия, например, ликвидацию-восстановление Сухопутных, Космических войск, другие неоправданные управленческие решения. Кстати, похожая ситуация во многих отраслях огромного государственного хозяйства, в том числе, как ни прискорбно это признавать, в оборонной промышленности.

Поэтому по итогам пленарного заседания, на котором были рассмотрены конкретные проблемы, наша Комиссия разработала предложения и направила их Верховному главнокомандующему, правительству, руководству силовых структур, Совету безопасности. Также были учтены и прошлогодние предложения ОП РФ о создании коллегиального органа, призванного заниматься анализом хода реформ по типу Главного военного совета при Верховном главнокомандующем.

Серьезное беспокойство общества вызывает предстоящее масштабное сокращение офицерского корпуса на 200 тысяч человек, а также ликвидация института прапорщиков. Очевидно, что в случае недостаточной подготовленности этих мероприятий могут возникнуть очень негативные последствия как для армии, так и для российского общества в целом. Опасения общественности, например, вызывает слабая готовность к замене прапорщиков и офицеров сержантами, а также недостаточная проработка нормативно-правовой базы самой реформы, сжатые сроки ее проведения. Вместе с тем, мы считаем, что программа увольнения и адаптации военнослужащих должна получить статус федеральной целевой программы. Также наша Комиссия предложила создать специальную правительственную комиссию под руководством одного из вице-премьеров, которая занималась бы вопросами сокращения Вооруженных Сил. Это позволит более четко координировать действия силовых структур, местных органов власти, министерств и ведомств.

Вместе с тем, особое внимание Комиссии уделено сокращению так называемых небоевых потерь, предупреждение гибели и сохранение здоровья военнослужащих. Так, всего в 2008 году при исполнении обязанностей военной службы в результате происшествий и преступлений в силовых структурах, небоевые потери составили 604 военнослужащих, причем почти половина из них покончили с собой.

В конце января 2009 года представители всех силовых структур отчитались по небоевым потерям и рассказали о предпринимаемых мерах по их снижению. В заседании Комиссии приняли участие первый заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Мокрицкий, советник Контрольного управления президента РФ Вячеслав Алешин, представители правозащитных организаций. Необходимо отметить, что Главная военная прокуратура активно сотрудничает с общественными объединениями и это способствует повышению эффективности правопрофилактических и правоприменительных мероприятий.

Зачастую небоевые потери обусловлены недостаточным уровнем подготовки призывников. Большую актуальность этот вопрос приобрел в связи с переходом наших Вооруженных Сил на 12-месячный срок службы по призыву. Ведь за один год сделать из вчерашнего школьника грамотного военного специалиста, умеющего обращаться со вверенной ему техникой, готового к тяготам и лишениям службы – задача трудная. Более того, сокращение срока службы непременно повлечет за собой увеличение учебно-боевой и служебной нагрузки на личный состав. И здесь со всей остротой встает вопрос о подготовке молодежи к службе, как в физическом, так и в морально-психологическом плане. Активизация деятельности гражданского общества в этой сфере является одним из основных направлений работы нашей комиссии.

Александр Каньшин и Василий Лановой в Южной Осетии.

Учитывая все проблемы, мы пришли к единому мнению: необходимо восстанавливать в учебных заведениях на обязательной основе полноценную начальную военную подготовку. Причем, в качестве преподавателей и воспитателей можно активно привлекать офицеров запаса, коих в ближайшее время значительно прибавится. К слову, у нас в стране более 50 тысяч школ, которые могут обеспечить новые рабочие места для тех офицеров, кто окончил службу и желает найти себя в гражданской жизни. Офицеры запаса могут подготовить будущих защитников как в профессиональном, так и морально-психологическом плане, заложить патриотические и духовно-нравственные основы. К сожалению, позиция Минобрнауки в этом вопросе полностью противоположна мнению Минобороны и Общественной палаты.

Одновременно требует обновления система медицинского контроля и помощи по укреплению здоровья и морально-психологической готовности допризывной и призывной молодежи. На наш взгляд, эти вопросы должны стать важной составной частью приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Помимо этого, в центре внимания Комиссии находятся вопросы устранения противоречий в законодательстве по вопросам военной службы и приведение его в соответствие реалиям сегодняшнего дня. Судите сами. В России действуют более 80 законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность военнослужащих. Многие устарели, вошли в противоречия с другими законами. В результате у военных возникают серьезные проблемы. Например, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», входит в противоречие с новым Жилищным кодексом РФ. Это дает возможность муниципалитетам забирать себе квартиры, которые военнослужащие оставляют, переезжая из гарнизонов к новому месту службы. Несмотря на то, что это жилье находится в резерве Министерства обороны, на балансе квартиры стоят именно в муниципалитетах. И в соответствие с Жилищным кодексом местное самоуправление вправе распределять его среди малоимущих. А ведь это тысячи квартир! Общественная палата обратилась ко всем губернаторам с просьбой решить этот непростой вопрос в пользу людей в погонах. Должен заметить, что практически во всех субъектах Федерации руководители пошли нам навстречу, и до устранения правовой коллизии эти квартиры будут передаваться только военнослужащим.

Начата активная работа и по ветеранской линии, поскольку, на мой взгляд, общество не может быть здоровым, если в нем несчастливы те люди, которые отдали лучшие годы во имя своей Родины. То, что мы поставили наших стариков на грань выживания, обрекли их на жалкое существование, ни в коей мере не красит ни наше государство, ни российское общество, ни каждого из нас. В этой связи мы пытаемся, прежде всего, изменить психологию общества по отношению к людям преклонного возраста и ветеранам военной службы. Старость должна быть счастливой. В мае прошлого года мы провели общественные слушания, в ходе которых рассмотрели проблемы использования потенциала ветеранов в социально-экономической жизни страны, патриотическом воспитании молодежи, роли бизнес-структур по участию в социальных программах для ветеранов и созданию рабочих мест для социально-активной категории граждан, имеющих статус ветеранов. Кстати, 3 февраля текущего года мы обсуждали проблемы сельских ветеранов на выездных слушаниях в Ставропольском крае. В частности, обсуждались вопросы социальной поддержки сельских ветеранов в рамках нацпроекта по развитию села, информирования данной категории граждан об их правах и льготах, инновационные формы помощи пожилым людям, инвалидам и малоимущим семьям, проживающим в сельской местности.

Сейчас в нашей стране насчитывается более 25 млн. ветеранов различных категорий (труда, войны, боевых действий, военной службы и другие). Социальная обеспеченность и размер доходов большинства из них остаются на крайне низких уровнях. Существенно отличается уровень жизни ветеранов, проживающих в городе и на селе, а разночтения в законодательстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях серьезно усложняют их жизнь. Самостоятельно отстаивать свои права ветеранам крайне сложно, чему мешает разрозненность и нескоординированность действий ветеранских организаций и движений. По примеру других государств мира Общественная палата РФ предлагает создать федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого должны быть сосредоточены все вопросы ветеранов, как категории граждан, требующей особого внимания и заботы со стороны государства и общества.

— А занимается ли ваша Комиссия проблемами оборонно-промышленного комплекса?

— Из поля зрения предыдущего состава Общественной палаты выпала очень важная сфера – оборонно-промышленный комплекс, что явилось, на мой взгляд, большим упущением. И нам удалось в определенной степени восполнить этот пробел. Мы сейчас собираем и анализируем информацию по этой тематике, поскольку, как показывает практика, именно представители ОПК, имея в своих рядах лучшие умы, высококлассных специалистов, обладая гибким менеджментом, передовыми научно-техническими разработками, огромными финансовыми ресурсами, коренным образом влияют на международную ситуацию, развитие и переоснащение армии. Отечественная «оборонка» является в настоящее время основной движущей силой инновационного развития экономики. Это тем более справедливо, если учесть, что наряду с промышленным потенциалом именно в нем сосредоточены и наши основные ресурсы. На долю оборонно-промышленного комплекса приходится порядка 70% всей производимой в России наукоемкой продукции и около 50% научных сотрудников. Сегодня, когда финансовые средства в федеральном бюджете есть и выделяются они в больших объемах, общество желает быть уверенным, что наши военнослужащие владеют современной техникой и вооружением.

Тем не менее, начать полноценное оздоровление ОПК пока не удалось. Около трети оборонных предприятий в условиях финансового кризиса имеют отрицательные финансовые показатели или находятся на грани банкротства. Сегодня среди задач ОПК одной из важнейших является проведение комплекса мер по финансовому оздоровлению и перспективе каждого из предприятий, подконтрольных государству. Необходимо разобраться с расчетом тарифов на услуги монополий, без чего нельзя обеспечить долговременное планирование создания производства и модернизирования военной техники и вооружения.

Июльское выездное заседание Комиссии, посвященное вопросам состояния и развития оборонно-промышленного комплекса, которое проводилось в г. Комсомольск-на-Амуре при посещении Авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина и ОАО «Амурский судостроительный завод», показало, что предпринятые государством меры по развитию авиастроительного комплекса и в частности ОАО «Компания «Сухой» дают определенные положительные результаты. В то же время положение ОАО «Амурский судостроительный завод» является крайне сложным. Загрузка производственных мощностей предприятия – не более 30%. Происходит активный отток высококвалифицированного персонала. Предприятие находится на грани банкротства. При этом могут остаться без работы более 5 тыс. человек, что может резко обострить социальную напряженность в Дальневосточном регионе. В связи с этим Комиссия направила обращение к председателю правительства России Владимиру Путину. По поступающей из Комсомольска-на-Амуре информации определенные шаги по поиску путей решения проблемы предпринимаются. Судьба, будущее этого и других предприятий ОПК, от которых напрямую зависит обороноспособность страны, конечно же, не может нас не волновать.

Вместе с тем главной проблемой оборонной промышленности является кадровый голод. Средний возраст работников оборонной отрасли приближается к 50 годам. За последние два года заработная плата выросла в среднем в 1,5 раза. Вместе с тем, уровень ее остается низким. По этой и ряду других причин произошел массовый отток специалистов. Нужна эффективная программа, подкрепленная ресурсами по подготовке и закреплению специалистов, особенно молодежи, на предприятиях оборонной промышленности. Эти же меры должны реализовываться и в отношении научных кадров.

Еще одна проблема заключается в том, что многие предприятия ОПК продолжают жить по правилам, сложившимся еще в кризисные 90-е, – приписки, «серые схемы». Денег «оборонка» получает столько, что многие предприятия не могут их освоить и идут на различные хитрости. Конкурсы на поставки, объявляемые Минобороны России, зачастую выигрывают посредники, в полтора-два раза завышающие цены предприятий. Особые претензии к сделкам по медицинскому оборудованию, радиоэлектронным средствам и средствам связи. В итоге в ходе югоосетинской операции мы наблюдали плохую оснащенность наших войск вооружением, техникой, средствами индивидуальной защиты и связи, что, несомненно, явилось следствием проблем и в нашей оборонке.

— Что реально в силах сделать гражданское общество для оздоровления Российской армии, и какие шаги уже предпринимаются в этом направлении?

— Если говорить о конкретике, то, как мы знаем, государство – это производная от общества, а армия – это важная силовая составная часть государственного аппарата. При этом я хочу отметить, что возглавляемая мной Комиссия Общественной палаты РФ занимается не только проблемами военнослужащих Министерства обороны, но также и других силовых ведомств, где российским законодательством предусмотрена военная служба, например ФСБ, МЧС, МВД, ФСО. И тут нужно понимать, что все наши силовые структуры имеют тот облик, который им создает наше общество. По существу, именно мы с вами даем заказ государству в лице тех или иных силовых министерств и ведомств, обеспечиваем эти ведомства всем необходимым, в том числе и людским, материальным, финансовым ресурсами. И наше общество вправе, с одной стороны, требовать с них за выполнение тех функций, которые на них возложены, а с другой – должно всячески помогать и содействовать тем людям, которые стоят на страже нашей Родины. Если же не будет со стороны общества поддержки, подпитки силовиков и одновременно общественного контроля над ними, то сами силовые структуры ничего не смогут сделать ни в плане оздоровления, ни в деле повышения престижа и статуса военной службы, ни в плане повышения безопасности. С другой стороны, на мой взгляд, обороноспособность России может серьезно пострадать, если не будет должного внимания к людям в погонах, прежде всего, со стороны общества и, конечно, самого государства.

Системное развитие гражданского контроля над государственными и силовыми структурами во многом позволяет снять остроту назревших проблем. Именно на это работает качественно новая модель взаимодействия гражданского общества и силовой составляющей государства при обеспечении интересов общества и личности.

Тем не менее, сегодня трудно сказать, в чем силовики нуждаются больше: в контроле со стороны общества или в его поддержке. Все должно гармонично сочетаться, без перекосов и перегибов. Наша Комиссия старается работать именно по такому принципу. Чтобы лучше понять, что происходит в Вооруженных Силах и в других силовых структурах, нужно больше ездить по гарнизонам, общаться с военнослужащими и сотрудниками спецслужб. С этой целью мы намерены провести ряд встреч, совещаний, общественных слушаний в воинских частях уже в самое ближайшее время. Только так можно помочь военнослужащим в решении наболевших вопросов.

Хлеб и соль от российского казачества.

 

— Как известно армия – это школа жизни и мужества. Не так давно поднимался вопрос о том, чтобы люди, не служившие в армии, не могли занимать высокие государственные посты. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Я считаю, что вопрос о том, что человек, не служивший в армии, не может занимать высокие посты на госслужбе – ставится не зря. Даже если законодательно это не будет принято, моральный, нравственный аспект этой проблемы всегда будет актуальным, потому что гражданин, который был способен в молодые годы отдать какой-то временной промежуток служению Родине, уже заслуживает уважения, так как прошел некую проверку на прочность. Очевидно, что и в дальнейшей своей карьере такой человек будет со знанием дела относиться к армейским проблемам.

Вместе с тем, одной из важнейших точек приложения общественных усилий мне видится в повышении престижа военной службы. Ведь для того, чтобы контрактниками становились адекватные, достойные люди, а призывники не воспринимали повестку в военкомат как «черную метку», недостаточно лишь повысить военнослужащим денежное содержание, своевременно давать квартиры, отремонтировать казармы и поставить в них телевизоры. Необходимо еще и реанимировать в сознании россиян представление о военной службе как о высоком служении Отечеству, как о деле настоящих мужчин и т. д.

Правда, пока ситуация в этом плане также, к большому сожалению, существенно к лучшему не меняется. Престиж воинской службы среди молодежи по-прежнему крайне низок. Почему? Вообще слово престиж, заимствованное, как известно, из французского языка, обозначает положительное отношение общества в целом к какому-либо явлению, роду занятий. Давайте попытаемся взглянуть на современное общество: какие качества преобладают среди людей, особенно у молодежи? Увы, мы с вами не можем включить в подобный список ни благородство, ни мужество, ни честность. Создается впечатление, что сегодняшняя молодежь ориентируется скорее на такие черты, как стяжательство и ловкачество. Культивируется принцип «бери от жизни все», о чем нам неустанно напоминает известная реклама на телевидении. Но разве можно, служа в армии, пытаться «брать от жизни все»? Ведь служить – это, прежде всего, отдавать! Отдавать молодость, здоровье, а иногда и жизнь… А человек, который приходит в Вооруженные Силы, должен продемонстрировать готовность отдавать. Таким образом, сопоставляя качества, которые доминируют в обществе сегодня, и какие необходимы для защитника Отечества, становится очевидно, что престиж армии не вырастет до тех пор, пока все общество не перестанет жить по принципу «бери больше, не отдавая ничего взамен». Более того, общество должно компенсировать, человеку который его защищает все тяготы и лишения, культивировать уважительное отношение к человеку в погонах.

— Расскажите о Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), председателем Совета директоров которой вы являетесь.

— В 90-е годы XX столетия на обочине жизни оказались тысячи офицеров Вооруженных Сил. Для многих из них это было настоящей трагедией. Ведь лучшие свои годы все они отдали армии. Более 15 лет назад, когда я уволился из армии, многие еще молодые офицеры запаса старались объединиться, что бы хоть как-то выжить в те непростые времена. В 1993 году, объединившись небольшой группой ушедших в запас офицеров, мы поставили перед собой задачу – выжить в тех условиях, драматических и для России, и для Вооруженных Сил. Пройдя через серьезные трудности, мы создали социально-экономическую базу нашей организации и стали помогать тем, кому трудно. В первую очередь – Вооруженным Силам, ветеранам, подрастающему поколению. Нас поддержали государственные органы, общественные организации, известные военачальники, деятели науки и культуры, за что мы им очень благодарны. Совместными усилиями мы сумели создать собственные экономические ячейки, которые и составили основу Ассоциации. Сегодня в организацию входят десятки некоммерческих благотворительных и общественных объединений.

Наша Ассоциация имеет главную отличительную особенность: она состоит из офицеров, находящихся в запасе, а это, как известно, особая социальная среда, и стремление офицеров помочь друг другу вполне естественно. Оно базируется не только на наших желаниях, но и возможностях: у многих офицеров запаса по два-три высших образования, высокий уровень патриотизма, благородства и, что немаловажно, есть умение трудиться, переносить любые тяготы и лишения. Именно эти люди могут и должны быть стержнем, костяком нашего общества.

Например, в Ассоциации успешно работают секретарь Общественной палаты РФ академик Евгений Велихов, Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, маршал артиллерии Владимир Михалкин, губернатор Московской области Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов, народный артист СССР Василий Лановой, депутат Госдумы генерал армии Игорь Пузанов, генерал-полковник Александр Овчинников и многие другие ветераны военной службы, Великой Отечественной войны и боевых действий.

Мы считаем, что офицеры запаса многое могут сделать для России в экономике, социальной и общественной сферах. Офицеры в запас не уходят. Офицеры всегда были и останутся активным социальным слоем нашего общества. Их патриотизм, умение работать, опыт, знания нужно активнее передавать молодежи.