Главная / Вооруженные Силы / Вооруженные Силы

Вооруженные Силы

Роль и место беспилотных летательных аппаратов в системе вооружения авиации ВВС
Включение многофункциональных комплексов с БЛА различного целевого назначения в систему вооружения авиации ВВС придаст боевым ударным комплексам новые качества интегрированной боевой системы

Возможность возникновения крупномасштабной войны в настоящее время весьма низка и в будущем (2020-2050 гг.) также должна быть уменьшена. Для того чтобы это стало возможным, необходимо продолжать поддерживать триаду стратегических ядерных сил сдерживания: ВВС, ВМФ, РСВН. Пока у нас есть «кнопка», и весьма серьезная, способная привести к действию СЯС в ответно-встречном ракетно-ядерном ударе, развязывание крупномасштабной войны для государства-агрессора не может быть выгодным.

Александр ЗЕЛИН

Имея мощные СЯС сдерживания, РФ существенно обезопасит себя и от развязывания региональных войн. Что касается возникновения локальных войн, то они, как и в настоящее время, так и в перспективе, по-прежнему весьма вероятны. Территориальные претензии отдельных государств в дальнейшем могут продолжать обостряться (претензии стран Балтии, Грузии, Украины, Польши и др.), не исключены также внутригосударственные вооруженные конфликты на национальной и национально-этнической почве.

Роль авиации ВВС в обеспечении национальной безопасности страны в настоящее время и в перспективе весьма высока. Независимо от экономического кризиса остро встает вопрос о долгосрочной (на 15 лет и более) перспективе ее развития.

Александр ЗЕЛИН.

В ближайшей перспективе (до 2015 г.) система вооружения фронтовой авиации ВВС будет иметь в своем составе находящиеся в настоящее время на вооружении авиационные комплексы (АК) четвертого поколения, модернизируемые АК поколения 4+ и 4++, а также перспективные АК пятого поколения. Доля устаревшей техники к этому периоду в составе парка авиации ВВС будет уменьшаться, а перспективной и модернизируемой – увеличиваться.

Основные направления модернизации АК четвертого поколения хорошо известны, среди них весьма важной является возможность решения разнохарактерных задач в вылете, т.е. многоцелевая направленность АК.

Проблема многоцелевого использования АК фронтовой авиации всегда стояла весьма остро, был создан специальный род авиации – истребительно-бомбардировочный, но, как показал опыт его применения в боевых условиях, ИБА в вылетах решала, как правило, исключительно ударные задачи и в редких случаях – истребительные (Вьетнам, Корея). На том уровне развития авиационной техники не представлялось возможным создание АК, способного решать две разнохарактерные задачи (ударные и истребительные) в одном вылете (МиГ-27, Су-17 различных модификаций).

АК четвертого поколения (МиГ-29, Су-27), которые создавались как чисто истребители, также должны за счет модернизации иметь возможность нанесения ударов по наземным (морским) объектам. На сегодняшний день существенного отечественного опыта их многоцелевого применения в боевых условиях нет, а практика применения АК предыдущего поколения указывает на несовместимость в вылете выполнения двух разнохарактерных задач по ряду причин, основной из которых являются трудности с адаптацией летчика в процессе перехода от выполнения одной задачи (истребительного боя) к другой (удару по наземным объектам).

При создании АК пятого поколения за счет установки специального обзорно-прицельного оборудования и автоматизации процесса прицеливания данная проблема в определенной степени, можно сказать, решается, но опять же однозначно убедительного практического подтверждения целесообразности совмещения двух разнохарактерных задач в вылете, на сегодняшний день нет.

По-видимому, кроме технической реализуемости, решать данный вопрос необходимо совместно со специальной летной подготовкой экипажей многоцелевых АК, что приведет, естественно, к значительному увеличению времени и стоимости их подготовки. Так, если летчик ФА первого класса готовится в целом за 7-8 лет и стоимость его подготовки ориентировочно составляет $3,4 млн., а летчик-снайпер – 10-12 лет с затратами $7,82 млн., то подготовка летчика 1 класса на многоцелевых самолетах может занять до 8-10 лет и стоить до $5,5-6,0 млн., летчика-снайпера – 15-17 лет с затратами $12-14 млн. При этом средний годовой налет летчиков 1 класса должен составлять 100-120 часов.

Беспилотные летательные аппараты различных типов должны найти широкое применение в российских ВВС.

В перспективе пилотируемая фронтовая авиация будет развиваться в направлении создания многофункциональных АК – комплексов, на базе которых за счет установки специального оборудования создаются комплексы различного целевого предназначения. Многофункциональные (МФ) АК в вылете решают одну, соответствующую своему целевому назначению задачу. В качестве примера МФ АК можно привести фронтовой бомбардировщик Су-24, который решал ударные задачи – Су-24М, разведывательные – Су-24МР, РЭП (постановка помех) – Су-24МПП.

Другим направлением развития ФА является создание многоцелевых АК – комплексов решающих в вылете две разнохарактерные задачи: ударные и истребительные, разведывательные и ударные. К многоцелевым АК относятся комплексы поколения 4+ и пятого поколения (МиГ-29СМ, Су-27СМ, ПАК ФА). Возможно также создание многофункциональных АК на базе многоцелевых, за счет установки на них контейнеров со специальным оборудованием (разведывательным и РЭП).

Однако следует отметить, что создание многоцелевых АК, эффективно решающих две разнохарактерные задачи в вылете, потребует компромиссной оптимизации основных ТТХ (массы боевой нагрузки – нормальной и максимальной, максимальной скорости полета и перегрузки, тактического радиуса полета и др.), что, в свою очередь, приведет к серьезным дополнительным затратам на их разработку и эксплуатацию.

К рассматриваемому программному периоду (2025 г.) объем задач, возлагаемый на авиацию ВВС, как можно ожидать, не только не уменьшится, но и увеличится в 1,3-1,5 раза за счет количественного и качественного увеличения объектов действия, что потребует увеличения состава авиационной группировки, действующей на стратегическом направлении. Однако, в связи с увеличением стоимости создания и эксплуатации самих АК нового поколения, а также увеличения стоимости их освоения летным составом, можно ожидать, что при прогнозируемом уровне финансирования количественный состав авиации ВВС к 2025 г. может существенно уменьшиться.

В этом случае к 2025 г. пилотируемая авиация ВВС будет не в состоянии решать требуемый объем задач в локальной войне, как это требуют программные документы по национальной безопасности и военная доктрина Российской Федерации.

Одним из направлений решения данной проблемы может стать широкое применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного целевого назначения, которые за счет более низкой стоимости создания и эксплуатации в рамках тех же ассигнований, выделяемых на авиацию ВВС, за счет значительно большего их количества в составе авиационной группировки (АГ) способны существенно повысить ее боевые (оперативные) возможности.

Необходимость создания многофункциональных малозаметных беспилотных боевых систем как роботизированной составляющей перспективной смешанной АГ пилотируемых и беспилотных АК диктуется следующими обстоятельствами:

— ростом стоимости создания, освоения и эксплуатации пилотируемых АК;

— сокращением количественного состава группировки пилотируемых АК;— опасностью потерь пилотируемых АК и летного состава при действиях на стратегическом направлении;

— необходимостью пополнения мирового рынка вооружений новыми высокотехнологическими системами ВВТ.

Многофункциональные беспилотные летательные аппараты совместно с пилотируемыми АК в составе смешанной АГ должны быть способны решать ударные, истребительные задачи, а также разведывательные задачи и РЭП.

Комплексы с ударными БЛА предназначены для решения в составе сил и средств ВВС следующих боевых задач:

— создание угрозы гарантированного поражения целей обычным оружием в установленный период;

— поражение важных военных и государственных объектов противника;

— завоевание господства в воздухе путем поражения средств противостоящей группировки ПВО, дезорганизации системы управления авиацией, ПВО, войсками и флотом;

— изоляция района боевых действий;

— борьба с резервами и вторыми эшелонами войск противника;

— контртеррористическая борьба (удары по лагерям подготовки и базам террористов).

Для обеспечения решения данных боевых задач комплекс с ударными БЛА должен обладать:

— высокой досягаемостью объектов действия;

— высокой выживаемостью от средств ПВО противника;

— широкой номенклатурой управляемых средств поражения, многоразовостью боевого применения;

— невысокой стоимостью создания потребной группировки смешанного пилотируемого и беспилотного состава;

— способностью осуществлять автономный (высокоточный) полет с возможностью оперативного изменения программы полета;

— возможностью обнаружения и прицеливания по объектам действия с участием наземных операторов;

— возможностью передачи информации по каналам двухсторонней связи;

— возможностью реализации функций обмена информацией в рамках существующих АСУ, разведывательных систем, информационных систем обмена, распределения и передачи информации;

— возможностью длительного хранения.

Боевое применение комплексов с ударными БЛА предусматривает следующую последовательность действий:

— полет в заданный район;

— допоиск объектов поражения;

— передачу на наземные командные пункты (пункты управления) данных о цели, в том числе видеоизображений для ее идентификации;

— поражение объектов действия по разрешающим командам с земли;

— возвращение к месту базирования.

США активно работают над концепцией боевого применения ударных БЛА.

По отношению к пилотируемым АК роботизированные комплексы с БЛА имеют следующие преимущества:

— отсутствие экипажа на борту (отсутствие потерь летного состава);

— способность пребывания в высоких степенях боевой готовности практически неограниченное время;

— возможность совершать длительный полет в широком диапазоне высот;

— меньшими размерами, меньшей заметностью и уязвимостью от средств ПВО;

— меньшими расходами на эксплуатацию;

— существенно меньшей стоимостью (~ $0,2 млн.) и времени подготовки (~ 1 год) оператора БЛА;

— возможностью выполнения нескольких разнохарактерных задач в вылете (ударных и истребительных, разведывательно-ударных).

По отношению к крылатым ракетам большой дальности:

— меньшую чувствительность к качеству внешнего целеуказания;

— способностью осуществления допоиска и идентификации целей с использованием бортовых информационных средств;

— возможностью выполнения боевой задачи как автономно, так и в контуре автоматизированного управления и контроля со стороны оператора в реальном масштабе времени.

Исходя из потребностей в решения задач, возлагаемых на авиацию ВВС в войнах и вооруженных конфликтах с учетом дефицита возможностей пилотируемой авиации, типоразмерный ряд многофункциональных комплексов с боевыми БЛА должен включать:

— комплексы с БЛА средней дальности (оперативно-тактические);

— комплексы с БЛА большой дальности и продолжительности полета (оперативные и оперативно-стратегические).

Следует отметить, что создание многофункциональных комплексов с БЛА данного типоразмерного ряда требует решения ряда проблем, в частности:

по конструкции летательного аппарата:

— изыскание новых нетрадиционных компоновочных схем ЛА;

— разработка технологии снижения заметности в ИК-, РЛ-, видимом диапазонах;

— широкое использование композиционных материалов с целью уменьшения массы конструкции;

— уменьшение затрат на разработку, производство и техническое обслуживание;по бортовым системам:

— разработка интеллектуальной бортовой системы управления полетом с участием оператора;

— оптимизация функций оператора и их роли в управлении полетом и выполнении боевых задач;

— разработка бортовых систем высокоточной навигации;

по вооружению:

— разработка малогабаритного управляемого оружия общего назначения;

— исследования по созданию оружия на новых физических принципах;

по средствам передачи, сбора и обработки информации:

— применение технологии комплексной обработки данных различных информационных датчиков;

— создание сверхширокополосной помехозащищенной линии передачи информации;

— использования технологии автоматического распознавания объектов действия;

– интеграции в разведывательно-ударные системы.

Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал сделать необходимые выводы из уроков прошлогодней войны с Грузией в плане технической оснащенности наших войск.

 

Включение многофункциональных комплексов с БЛА различного целевого назначения в систему вооружения авиации ВВС придаст боевым ударным комплексам новые качества интегрированной боевой системы:

по условиям боевого применения:

— обеспечит многофункциональность, высокоточность, всепогодность и всесуточность;

— обеспечит модульность, адаптивность и универсальность;

— повысит избирательность выполнения боевой задачи, уменьшит время реагирования;

по выживаемости:

— уменьшит заметность группировки;

— обеспечит скрытность функционирования (маловысотный полет);

– обеспечит безопасность операторов, уменьшит потери экипажей;

Закупка в интересах ВС РФ израильских беспилотников – тупиковое и бесперспективное решение. Ставка в первую очередь должна быть сделана на российские разработки в области БЛА.

по эксплуатации:

— снизит стоимость жизненного цикла группировки;

— повысит унификацию обслуживания и применения;

по управлению:

— обеспечит взаимодействие формирований, вооруженных пилотируемыми и беспилотными комплексами, на основе разработки перспективной АСУ ВВС;

— обеспечит рациональное целераспределение между пилотируемыми и беспилотными формированиями.

Для определения рациональных соотношений между пилотируемой и беспилотной компонентой в составе смешанной группировки необходимо на основе концептуальных и технических  проработок  промышленности по критерию «эффективность – стоимость – реализуемость» выявить преимущества, которые будут иметь место от включения многофункциональных БЛА в состав группировки и на этой основе сформировать количественно-качественный состав группировки, направленный на повышение эффективности ее боевого применения.

Исходя из анализа эффективности функционирования комплексов с БЛА в составе смешанной группировки с учетом затрат на ее создание и функционирование в боевых условиях, в 2020-2025 гг. могут быть получены результаты, оказывающие существенное влияние на принципы формирования Государственной программы вооружения за счет:

— существенного возрастания эффективности решения задачи стратегического сдерживания совместно с комплексами АСЯС с учетом возможностей оперативных и оперативно-стратегических БЛА;

— эффективного сохранения ударного потенциала группировки в условиях региональной войны;

— повышения потенциала смешанной группировки при аналогичных затратах на ее создание по сравнению с группировкой, включающей только пилотируемые комплексы.

Таким образом, одним из наиболее рациональных направлений повышения оперативных возможностей перспективной АГ в условиях ограниченного финансирования, выделяемого на строительство и боевую подготовку авиации ВВС, может стать включение в состав системы вооружения авиации ВВС определенного типоразмерного ряда многофункциональных комплексов БЛА различного целевого назначения (ударных, истребителей, разведчиков, РЭП, борьбы с ПВО), создаваемых на основе единого базового комплекса с БЛА.

Включение в состав авиационной группировки комплексов с многофункциональными БЛА, конечно, не призвано заменить пилотируемую авиацию, а направлено на усиление ее боевых возможностей по решению задач в войнах и вооруженных конфликтах.

Александр Николаевич ЗЕЛИН – главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник