Главная / Вооруженные Силы / Вооруженные Силы

Вооруженные Силы

Дальняя авиация – 95 лет в строю
Командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий ЖИХАРЕВ отвечает на вопросы журнала «Национальная оборона»

Интервью

Ольга ШИЛОВА

— Анатолий Дмитриевич, Дальняя авиация – одна из составляющих ядерной триады Вооруженных Сил страны. Какова ее основная роль в этом качестве в новом облике ВС РФ и ВВС?

— При переходе к новому облику Вооруженных Сил задачи, которые стояли перед Дальней авиацией не изменились, как и прежде, она остается одной из составляющих ядерной триады Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами остаются вопросы ядерного сдерживания, поддержания ядерного паритета и демонстрации решимости наших сил в применения ядерного оружия.

— Как изменилась структура Дальней авиации в новом облике Вооруженных Сил?

— 1 декабря 2009 г. Дальняя авиация в составе Военно-воздушных сил перешла к новому перспективному облику Вооруженных Сил. Старая организационно-штатная структура, включавшая в себя авиационные дивизии, полки, эскадрильи и части обеспечения авиационно-технической базы, была упразднена.

В новом облике Дальняя авиация представляет собой четыре авиационные базы 1-го разряда, 43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, авиационные полигоны, авиационные комендатуры и другие части обеспечения. Принципиальным отличием новой структуры является отсутствие в ней такого звена управления, как «авиационный полк».

Сразу хотелось бы отметить, что, несмотря на значительные организационные изменения, боевой состав Дальней авиации практически не изменился. Численность личного состава и экипажей осталась на прежнем уровне.

Накануне перехода к новому облику, командованием ДА были проведены летно-тактические учения со всеми авиационными эскадрильями, а также командно-штабные тренировки органов и пунктов управления, после чего – 1-го октября 2009 г. – Дальняя авиация перешла к новому облику.

Спустя более чем 2 месяца с момента вступления изменений в силу, могу отметить лишь положительную тенденцию в развитии ДА, так например, уже заметно повысился уровень управления войсками. Более подробную оценку и анализ проделанной работе можно будет дать лишь по истечении определенного времени.

 

Анатолий Дмитриевич ЖИХАРЕВ родился 5 июля 1956 г. в с. Протопоповка Харьковской области.

В 1978 г. окончил Тамбовское высшее военное училище летчиков им. М. Расковой, в 1988 г. – Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.

В частях Дальней авиации проходил службу на должностях помощника командира корабля, командира корабля, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, замкомандира авиадивизии, заместителя командующего 37-й воздушной армии, первого заместителя командующего 37-й воздушной армии.

Заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер, освоил 8 типов самолетов, имеет налет более 3 тыс. часов.

19 сентября 2009 г. Указом президента Российской Федерации назначен на пост командующего Дальней авиации.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги», «За воинскую доблесть» I степени, «За отличие в военной службе» I степени, «За безупречную службу» II и III степеней и другими медалями.

 

 

— Самолеты ДА регулярно выполняют плановое патрулирование воздушных границ нашего государства. Какие вопросы боевой подготовки отрабатываются во время плановых полетов?

— Исходя из решения Верховного главнокомандующего, с августа 2007 г. экипажи Дальней авиации выполняют полеты по плану воздушного патрулирования в различных регионах государства и на различных направлениях за его пределами.

В ходе выполнения воздушного патрулирования, экипажами Дальней авиации решается ряд комплексных задач, связанных с вопросами боевой подготовки. Практически все они включают в себя выполнение различных задач, в том числе: взлета с максимальным весом, полетами зоне арктических широт, над водной поверхностью и безориентированной местностью, дозаправке в воздухе, тактических пусков ракет и взаимодействия с другими родами ВВС, по указанию главнокомандующего Военно-воздушными силами.

Мы также выполняем задачи по поиску и обнаружению авианосцев и обеспечению полярных станций, исходя из концепции развития нашей арктической зоны. В районе северных широт наши подразделения обеспечивают полярные станции продовольствием, содействует в поисково-спасательных работах в этом районе, выполняя вылеты с аэродромов Воркуты, Тикси и Анадыря.

— Сколько в среднем стратегических бомбардировщиков участвуют одновременно в воздушном патрулировании? Какова средняя продолжительность полетов экипажей ДА на задание?

— Одновременно в воздушном патрулировании, как правило, участвует от двух до четырех самолетов. При выполнении особых задач, по указанию Генерального штаба, это их количество может быть увеличено до 6-8 самолетов. При этом продолжительность нахождения в воздухе может варьироваться от 10 до 22 часов. Практически все задачи связанные с воздушным патрулированием государственной воздушной границы осуществляются с дозаправкой в воздухе, от самолета-танкера Ил-78.

География воздушного патрулирования достаточно разнообразна и выполняется по самым различным направлениям, это район Атлантики, Северного Ледовитого и Тихого океана, акватории Черноморского побережья, а так же вдоль государственных границ Содружества независимых государств.

— В процессе этой работы наши самолеты сопровождаются истребителями-перехватчиками сопредельных государств. Как обстоит работа по координации и взаимодействию с ними в воздушном пространстве?

— В процессе выполнения задач воздушного патрулирования в зоне нейтральных вод и на всем пути следования, самолеты Дальней авиации сопровождаются истребителями-перехватчиками сопредельных государств.

Хотелось бы подчеркнуть, что все полеты ДА проводятся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, поэтому наши ракетоносцы четко придерживаться установленного маршрута. В свою очередь истребители патрульного сопровождения находиться на почтительном удалении, до 500 м.

Однако нередко они нарушают эти правила, подходят гораздо ближе, но при этом никакого визуального контакта между нашими и иностранными экипажами не происходит.

— Как вы оцениваете уровень подготовки летного и технического состава прибывающего для продолжения службы из ВВУЗов? Какой сейчас налет часов у летчиков Дальней авиации, и какова динамика роста за последние годы?

— Несмотря на достаточно высокий уровень подготовки технического состава в ВВУЗах Военно-воздушных сил, личный состав, прибывающий для прохождения службы в рядах Дальней авиации, требует дополнительной переподготовки на базе 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава в г. Рязань.

Первым переобучение на базе этого центра проходит инженерно-технический состав, его переучивают на самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и Ил-78, затем на учебу прибывает летный состав. В этом году прибыло более 70 летчиков и порядка 80 штурманов после окончания ВВУЗов. Они также сейчас будут направлены на обучение, в 43-й ЦБПиПЛС и после этого они продолжат обучение и совершенствование непосредственно в частях Дальней авиации.

Что касается уровня подготовки летного состава ДА, то он с 2007 г. в значительной мере вырос. На протяжении нескольких лет наблюдается положительная динамика в налете часов, так, например, в 2009 г. он составил порядка 110 часов, в то время как еще 2 года назад он насчитывал не более 90.

Кроме того, в Дальней авиации станет больше сержантского состава и военнослужащих проходящих службу по призыву. Так, с этого года количество солдат срочной службы увеличилось в 3 раза. Тем временем, в школах подготовки ВВС мы планируем готовить специалистов сержантского состава, там они пройдут 10-месячное обучение и придут уже младшими авиационным специалистами, на авиационную технику.

— То есть была произведена замена института прапорщиков на институт сержантов?

— Не только. Не хватило того количества прапорщиков, чтобы заменить его сержантами. Нам пришлось делать специальный набор, для обучения в школах. То есть они, отслужив полгода, подписали контракт с Министерством обороны и командиры отправили их к нам, на переподготовку, для подготовки сержантов ВВС.

— В каких учениях, в том числе и международных, будет задействована Дальняя авиация в 2010 г.? Планируются ли пуски ракет?

— Дальняя авиация в 2009 учебном году участвовала практически во всех командно-штабных и оперативно-стратегических учениях. Одно из них, это «Запад-2009» на территории Республики Беларусь, в которых были активно задействованы самолеты Ту-160 и самолеты Ту-95МС. Более того, показ бомбометания на белорусском полигоне, для глав двух государств, выполняли наши ракетоносцы Ту-22М3.

Российская Дальняя авиация в минувшем году участвовали и в совместных учениях с Казахстаном, где на авиационном полигоне Отар также выполняли бомбометание самолетами Ту-22М3.

В 2010 г. мы планируем участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010» и «Мирная миссия-2010», а также во всех остальных командно-штабных учениях, которые будут проводиться под руководством начальника Генерального штаба. Так же запланированы командно-штабные учения с командованием Дальней авиации под руководством главнокомандующего ВВС.

— Ожидается ли поступление новой авиационной техники, планируется ли модернизация стоящих на вооружении авиационных комплексов?

— В 2010 г. поступления новой техники не ожидается, но будет продолжаться опережающая модернизация, причем на всех типах самолетов. Что подразумевает под собой модернизация? Это, прежде всего, замена устаревших блоков агрегатов на современные образцы, в частности, это касается комплексов связи, радиоэлектронной борьбы, прицельно-навигационных комплексов и систем управления оружием.

Наиболее существенная модернизация, естественно, коснется самолетов Ту-160 и Ту-95МС, в меньшей степени Ту-22М3. Завершить эту модернизацию мы планируем к 2015 г.

Расширения аэродромной сети не планируется. Так как те аэродромы, которые сейчас находятся в составе Дальней авиации, находятся в боеготовом состоянии и этих аэродромов вполне хватает для того, чтобы в полной мере обеспечивать работу на всех направлениях.

Безусловно, мы будем проводить реконструкцию аэродромов, будут строиться дополнительные стоянки, магистральные и рулежные дорожки. Все это будет проводиться в рамках отдельного плана, работы по которому также планируется полностью завершить к 2015 г.

Надо сказать, что глубокая модернизация действительно проводится на авиаремонтных заводах, эти заводы определены и если будет холдинг, то они просто войдут в его состав.

Мы планируем получить два самолета Ту-160 с Казанского завода, и тут же сдать в ремонт следующие два самолета, и этот процесс продолжается непрерывно. И если мы будем продолжать эту работу в таком же темпе, то, безусловно, сможем обеспечить высокий уровень боеготовности ДА.

— Ведется ли разработка нового ракетоносца на замену Ту-160? Будет ли в нем реализована технология «стелс»?

— Технологию «стелс» впервые планировали применить на самолете Ту-160. В его конструкции были применены новые композиционные материалы; преломление углов отражения лучей РЛС и эффективная отражающая поверхность, как показалатель малозаметности, у самолета Ту-160, несмотря на его большие размеры, гораздо меньше чем у других самолетов.

Но эта работа не была до конца выполнена, потому что проектировался самолет в 70-е годы, первые Ту-160 поступили на вооружение в 1987 г. и в то время наша промышленность не смогла в полной мере все эти задумки реализовать в этом самолете.

Сейчас выполняются и разрабатываются научно-исследовательские работы по новому перспективному комплексу ДА, этот перспективный комплекс, который пойдет на замену самолетов Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, должен будет сразу заменить и дальние, и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы. Вот там уже будет в полной мере реализована система малозаметности, или, как ее любят называть, «стэлс».

Новая машина будет малозаметна, но полностью исключить ее видимость для самолета такого класса невозможно, уменьшить эффективную отражающую поверхность весьма реально с применением новых технологий и материалов. ПАК ДА должен будет поступить на вооружение в 2025-2030 гг.

— Какая работа ведется сегодня в вопросах международного военного сотрудничества? Планируются ли дружественные вылеты самолетов Дальней авиации, подобные вылетам в Венесуэлу в 2010 г.?

— В сентябре 2008 г. два Ту-160 выполнили полет, с посадкой на аэродроме Либертодор Боливарской республики Венесуэла. Более того, мы выполнили не только перелет, но еще и две летные смены, в район Панамы и Бразилии, после чего вернулись с дозаправкой в воздухе на базовый аэродром Энгельс.

Конечно, выполнению этой задачи предшествовала большая подготовка как летного, так и технического состава. В данный момент личный состав ДА имеет еще более высокий уровень подготовки и готов к выполнению полетов днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с дозаправкой в воздухе, и готов к выполнению подобных задач, в случае поступления соответствующего указания вышестоящего руководства.

— Каковы итоги боевой подготовки в 2009 году?

— По итогам подготовки в 2009 г. мы справились со всеми задачами, которые ставились перед Дальней авиацией, и по итогам года ДА заняла одно из ведущих мест в ВВС. План по подготовке экипажей для выполнения полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, выполнен на 100%. План подготовки на классность, в том числе на 1-й, 2-й, 3-й классы и «снайпера», также выполнен на 100%.

— Как обстоят дела с заправщиками в Дальней авиации, и на базе каких самолетов планируется создавать новые самолеты-танкеры для российских ВВС?

— Самолетов-танкеров в ДА не хватает однозначно для того, чтобы решать все задачи. Тем более, что за последние несколько лет самолет Ил-78 стал особо востребован в ВВС. Он способен производить дозаправку в воздухе самых разных типов самолетов: будь то истребительная авиация (Су-30, МиГ-31) или самолеты авиации ВМФ. Поэтому самолетов-танкеров явно недостаточно как для ДА, так и ВВС в целом.

На базе какого самолета будет создан новый дозаправщик, пока трудно сказать. Мы выдвинули свои требования и предложения конструкторам и разработчикам, сейчас выполняются научно-исследовательские работы, поэтому я думаю, что в перспективе нас ожидает хороший самолет-танкер, предназначенный для выполнения целого спектра задач.

Основные требования, которые мы к нему предъявляем – это новое оборудование. Для того, чтобы «встретиться» с танкером, также необходимо, чтобы количество отдаваемого топлива было гораздо больше, чем сейчас, должна быть увеличена дальность полета самолета, ну и, разумеется, чтобы самолет обладал средствами РЭБ и разведки.

— Сколько воздушных танкеров необходимо для нужд ДА?

— Я могу лишь привести пример – состояние военно-танкерного флота ВВС США и в частности, 8-го стратегического командования, там, где есть стратегические самолеты. На один стратегический самолет у них приходится 2 летающих танкера. У нас это количество на порядок ниже. То есть на каждый стратегический самолет должен быть свой танкер.

Другое дело модернизация танкеров Ил-78М, которые сейчас стоят на вооружении в частях ДА, и разработка Ил-78(76)МФ. Его производство еще не налажено. И совершенно иные сроки, когда это будет на базе другого самолета.

Конечно, будет выбираться самолет, который уже стоит на вооружении, а точнее – отлажен в производстве. Потому, что если сейчас начать проектирование нового самолета-танкера с нуля, то его производство и поступление на вооружение затянется на долгие годы. А если на базе уже существующего самолета произвести какие-то доработки, это будут более реальные сроки – 2015-2017 гг.