Главная / Рынки вооружений / Рынки вооружений

Рынки вооружений

Россия на рынке вооружений Индии
По итогам 2007 и 2008 гг. Индия впервые с 2000 г. обогнала Китай и вышла на первое место среди крупнейших импортеров российского оружия

Индия по периоду 2001-2008 гг. занимает второе место (после Китая) по объему импорта российских вооружений – $8,689 млрд. (21,3% от всего российского экспорта за этот период). Пик военного экспорта России в Индию (в долевом отношении) пришелся на 2003 г. – 36,2% ($1,539 млрд.). Спад по объемам российского экспорта в Индию имел место в 2004-2006 гг. (минимальный объем поставок пришелся на 2005 г. – $570 млн., 13,6%). В последующие два года доля Индии в российском военном экспорте вновь стала возрастать – 22,7% ($1,675 млрд.) в 2007 г. и 19,9% ($1,449 млрд.) в 2008 г. По итогам 2007 и 2008 гг. Индия впервые с 2000 г. обогнала Китай и вышла на первое место среди крупнейших импортеров российского оружия. Однако это объясняется не столько ростом российского военного экспорта в Индию, сколько снижением объемов поставок ВиВТ в Китай.

Дмитрий ДАНИЛКОВИЧ

Владимир ШВАРЕВ

ОЦЕНКА ВОЕННОГО ЭКСПОРТА РОССИИ В ИНДИЮ В 2001-2008 гг.

В долевом отношении по периоду 2001-2008 гг. на долю России пришлось 59,6% от всего фактического объема импорта вооружений Индии. Максимальная доля РФ на рынке Индии в рассматриваемый период имела место в 2002 и 2003 гг., соответственно, 73,3% и 72,8%. Минимальные долевые показатели зафиксированы в 2001 и 2005 гг. (44,7% и 42,6%).

В целом долевой показатель России на рынке вооружений Индии существенно колебался по годам, тем не менее, общая тенденция постепенного снижения доли РФ на индийском рынке очевидна. В частности, за первый 4-летний период (2001-2005 гг.) она составила 65%, за период 2005-2008 гг. – 55,6%. 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ЭКСПОРТ ПВН РОССИИ В ИНДИЮ ПО ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫМ КОНТРАКТАМ И НАМЕРЕНИЯМ В 2009-2012 гг.

Структура экспорта России дана на основе анализа контрактных обязательств и намерений, заключенных по состоянию на 1 января 2009 г. То есть приведенные ниже данные представляют собой прогнозируемый экспорт в Индию на основе уже имеющегося портфеля заказов. Наиболее близкие к реальности данные касаются 2009 г. Однако даже данные по 2009 г. могут в итоге быть скорректированы за счет выполнения новых краткосрочных контрактов. По периоду 2010-2012 гг. коррекция будет еще более значительной за счет заключения новых контрактов.

В период 2009-2012 гг. на основании идентифицированных контрактов и намерений по состоянию на 1 января 2009 г. Индия останется крупнейшим импортером российских вооружений – $16,205 млрд. против $4,704 млрд. в 2005-2008 гг. и $3,985 млрд. в 2001-2004 гг. По годам объем поставок прогнозируется следующим образом – $2,924 млрд. в 2009 г., $3,511 млрд. в 2010 г., $3,198 млрд. в 2011 г. и $6,571 млрд. в 2012 г. (все данные рассчитаны при условии соблюдения графика и объемов поставок согласно обязательствам сторон при заключении контрактов).

Согласно имеющемуся портфелю заказов по состоянию на 1 января 2009 г., доля России на рынке вооружений Индии в период 2009-2012 гг. составит 49,5%. Следует отметить, что данный показатель на текущий момент достаточно условный, поскольку РФ участвует в ряде тендеров, проводящихся Индией, и имеет по ряду из них хорошие шансы на победу. Причем ряд поставок по этим программам придется на период до 2012 г. То есть доля России на рынке Индии может измениться в большую или меньшую сторону в зависимости от результатов этих тендеров.

Авианосец «Викрамадитья» будет полностью готов к передаче индийской стороне в 2012 году.

 

КОНКУРЕНТЫ РОССИИ НА ИНДИЙСКОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

Следует отметить, что по итогам контрактов, подписанных в 2009 г., в ближнесрочной перспективе по фактическим поставкам ПВН будет иметь место существенное перераспределение поставщиков на индийском рынке вооружений, хотя основные изменения ожидаются после 2012 г., поскольку большая часть крупных контрактов, подписанных странами-поставщиками с Индией в 2009 г., имеет долгосрочный характер.

В частности, за счет крупных контрактов, подписанных в 2009 г., существенно укрепили свои позиции на индийском рынке на ближнесрочную перспективу Израиль, США, Франция, Украина, Италия и Швеция. Подробно итоги 2009 г. основных конкурентов России на рынке Индии рассмотрены в статье «Статистика и анализ военного импорта Индии», которую планируется опубликовать в журнале «Национальная оборона» во 2 квартале 2010 г.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ИНДИИ В СФЕРЕ ВТС

На фоне значительного повышения активности западных стран в последние годы наблюдается плавная, но устойчивая тенденция сокращения доли России на индийском рынке вооружений. При сокращении поставок финальных образцов ВиВТ российского производства акцент двустороннего ВТС перемещается в область передачи лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, проведения совместных и заказных НИОКР, а также создания совместных предприятий для разработки, производства, модернизации и ремонта ПВН.

К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, относятся лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ, ОБТ Т-90С, а также авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских УТС HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29.

В связи со столь масштабной передачей технологий, в 2005 г. было подписано соглашение о взаимной охране прав на интеллектуальную собственность, заключения которого давно добивалась Москва.

На основе успешного опыта создания и функционирования совместного российско-индийского предприятия «БраМос», активно прорабатывается вопрос по совместной разработке и производству российско-индийского многоцелевого транспортного самолета MTA (МТС в русской аббревиатуре). Соответствующий проект межправительственного соглашения был окончательно согласован на шестом заседании межправкомиссии, состоявшейся в Нью-Дели в январе 2007 г. На том же заседании был согласован проект совместной разработки и производства перспективного многофункционального истребителя пятого поколения.

Россия и Индия договорились увеличить мощности по производству крылатых ракет «Брамос», а также разработать вариант ракеты воздушного базирования. Кроме того, стороны договорились и о возможности экспорта КР «Брамос» в другие страны.

Ключевым моментом для дальнейшей активизации сотрудничества в сфере двустороннего ВТС стало заявление Владимира Путина о том, что индийский рупийный долг России может быть инвестирован в экономику Индии. Серьезную отдачу, подчеркнул Путин, могло бы принести инвестирование части индийского долга в совместные предприятия в России и Индии. Часть этих СП может быть создана и в оборонно-промышленном комплексе. Ранее главным барьером на пути к решению этой задачи была позиция российского Министерства финансов. Но сейчас ситуация изменилась.

 

По разным оценкам, индийский рупийный долг перед Россией составляет от $1 до 2 млрд. Следует отметить, что Индия ежегодно в полном объеме и в установленные сроки выполняет свои обязательства по платежам, погашая задолженность поставками товаров, которые закупают российские организации.

Несмотря на некоторый рост объемов контрактов, заключенных на поставку российской ПВН в Индию в последние два года, общей тенденции снижения фактических поставок российской ПВН переломить не удалось. Основными причинами сокращения поставок финальных образцов ВиВТ российского производства в Индию, прежде всего, являются:

— существенно возросшие возможности ОПК Индии по разработке и производству основной номенклатуры ВиВТ, а также стратегическая линия руководства Индии по оснащению ВС образцами ВиВТ преимущественно национального производства;

— стремление руководства Индии диверсифицировать импорт ВиВТ с целью минимизации возможных последствий изменения международной обстановки и отношений со странами-поставщиками вооружений;

— ужесточение конкуренции на рынке вооружений Индии в связи с расширившимися возможностями диверсификации импорта ВиВТ после отмены в 2005 г. эмбарго США на поставку в Индию ПВН, введенного после серии испытаний этой страной ядерного оружия в 1998 г.

Одним из наиболее перспективных направлений ВТС в части, касающейся сохранения позиций России на рынке вооружений Индии, остается сотрудничество в области военной авиации. Это обусловлено ограниченными возможностями ОПК Индии по разработке и производству авиационной техники, прежде всего, многофункциональных истребителей среднего и тяжелого класса, вертолетов военного назначения, военно-транспортных самолетов и авиатехники специального назначения.

Авиационная тематика в стоимостном выражении в российско-индийских отношениях наиболее объемна и выгодна. Однако Россия успешно сотрудничает с Индией и по ряду других направлений.

Индия является единственной страной, с которой Россия имеет долгосрочную программу по военно-техническому сотрудничеству. Программа по ВТС на период 2001-2010 гг. предусматривает поставку ВиВТ для всех видов Вооруженных Сил Индии, передачу лицензий и оказание содействия в производстве на индийских предприятиях отдельных видов военной продукции, модернизации ранее поставленной в Индию российской военной техники. Эта программа на общую сумму около $18 млрд. по большинству позиций выполнена.

В 2009 г. продолжилась работа по обсуждению условий подписания контрактов по заключенным в 2007 г. двум межправительственным соглашениям с Индией в области совместной разработки авиационной техники. Общий объем финансирования двух новых совместных программ (по разработке ПАК ФА пятого поколения и среднему военно-транспортному самолету MTA) в предварительном порядке определен в $10,600 млрд. в равных долях с каждой стороны.

Есть перспективы по поставкам Индии ударных вертолетов Ми-28Н (тендер на 22 машины), поставке партии вертолетов Ка-31 (5-6 ед.) и модернизации имеющегося парка Ка-28 (16 ед.). Россия участвует также с вертолетом Ка-226Т в тендере ВВС Индии на поставку 197 легких вертолетов. На тендер по тяжелым вертолетам (15 машин) представлен Ми-26Т.

Истребитель МиГ-35 имеет хорошие шансы в тендере на поставку 126 многофункциональных истребителей стоимостью $10-12 млрд.

Несмотря на аварию в 2008 г. в ходе проведения заводских морских ходовых испытаний, окончательно решился вопрос о передаче Индии в лизинг сроком на 10 лет одной АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Стоимость аренды составит $650 млн. Лодка будет передана Индии в середине 2010 г.

 

По имеющимся данным, «Рособоронэкспорт» ведет переговоры о строительстве еще трех фрегатов проекта 11356 для Индии общей стоимостью не менее $1,7 млрд. Возможный новый заказ на строительство третьей партии фрегатов проекта 11356 связан с тем, что строительство индийских фрегатов проекта 17 столкнулось с проблемами.

ТАНТК имени Бериева, ОАО «Ил» и концерн радиостроения «Вега» рассчитывают на дополнительный заказ со стороны Индии (от 3 до 4 машин) на поставку комплекса ДРЛОиУ на базе Ил-76 с израильской БРЛС «Фалкон».

Основной проблемой во взаимоотношениях с Индией долгое время являлось отставание от графика программы модернизации ТАКР «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» и согласование позиций сторон по увеличению стоимости модернизации корабля. Россия настаивала на существенном увеличении стоимости работ по модернизации сверх оговоренной ранее цены и вводе корабля в строй в 2012 г. (вместо 2008 г.). Этот вопрос удалось окончательно решить в декабре 2009 г.

Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх по итогам официального визита главы индийского правительства в Москву подписали 7 декабря 2009 г. совместную декларацию. В их присутствии были также подписаны межправительственные соглашения о Программе военно-технического сотрудничества на 2011-2020 гг. и послепродажном обслуживании поставленных в Индию российских вооружений и военной техники, протокол к соглашению между правительствами двух стран о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолета (от 12 ноября 2007 г.).

Кроме того, в ходе визита Манмохана Сингха, стороны достигли окончательной договоренности относительно сроков и стоимости модернизации ТАКР «Адмирал Горшков», что стало одним из основных итогов переговоров, сообщило агентство IANS.

По условиям достигнутого соглашения, общая стоимость работ составит $2,3 млрд.

По данным IANS, Россия оценивала общую стоимость работ по модернизации в $2,9 млрд., однако в ходе переговоров было принято решение снизить цену до $2,4 млрд., а затем до $2,3 млрд. Помимо снижения цены российская сторона также согласилась установить на авианосец дополнительное оборудование без дополнительной платы.

В рамках достигнутого соглашения Индия не станет предъявлять России претензии и штрафные санкции в связи с переносом сроков сдачи авианосца на 2012 г.

На текущий момент Индия несколькими траншами уже выплатила за проведение усовершенствования авианосца около $724 млн.

Первоначальный контракт, подписанный «Рособоронэкспортом» и МО Индии в январе 2004 г., предусматривал выделение на восстановление и переоборудование крейсера $974 млн. и еще $530 млн. на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27. Планировалось, что авианосец войдет в состав ВМС Индии к 15 августа 2008 г.

В ходе 9-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое прошло 14-15 октября в Москве, стороны пришли к соглашению решить до конца 2009 г. все организационные вопросы, касающиеся совместной разработки перспективного многофункционального истребителя и приступить к практической работе по его созданию.

Россия и Индия выразили также готовность к сотрудничеству в области совместной разработки вертолетной техники и перспективной БМП. Участники заседания отметили заинтересованность в проведении модернизации имеющихся на вооружении Индии самолетов МиГ-27, танков Т-72М1, боевых машин пехоты БМП-2.

Кроме того, были обсуждены программа создания гиперзвуковой крылатой ракеты «Брамос-2», а также оснащение состоящих на вооружении индийских ВВС истребителей Су-30МКИ авиационной версией ракеты «Брамос».

Россия и Индия договорились увеличить мощности по производству крылатых ракет «Брамос», а также разработать вариант ракеты воздушного базирования.

 

Индийская сторона выразила желание обеспечить завершение совместных с Россией работ по созданию истребителя пятого поколения к 2016 г. (на год ранее утвержденного графика), с тем, чтобы в 2017 г. Индия могла принять его на вооружение.

По результатам работы 9-го заседания комиссии министры обороны РФ и Индии Анатолий Сердюков и Араккапарамбил Куриан Энтони подписали итоговый протокол, в котором определены перспективные направления двустороннего военно-технического сотрудничества и конкретизированы пути реализации текущих проектов.

 

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ В СФЕРЕ ВТС РОССИИ И ИНДИИ В 2009 ГОДУ ПО АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ

АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ РАЗРАБОТКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Оборонные ведомства Индии и России планировали к концу 2009 г. полностью согласовать требования к проекту истребителя пятого поколения (в Индии проект FGFA) и начать реализацию программы разработки.

Переговоры о совместной разработке самолета пятого поколения, основанного на проекте ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) компании «Сухой», Россия и Индия ведут с 2007 г.

Российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант истребителя. ВВС Индии намерены получить двухместный самолет. Это определяется принятой доктриной, которая предусматривает решение перспективным истребителем широкого спектра боевых задач.

Компания ХАЛ, которая будет участвовать в программе разработки со стороны Индии, рассчитывает передать первый самолет ВВС Индии в 2017 г.

Согласно межправительственному соглашению, подписанному в октябре 2007 г., совместно с ХАЛ истребитель будет разрабатываться компанией «Сухой», входящей в ОАК. 22 декабря 2008 г. в Дели ХАЛ и ОАК подписали генеральный контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения.

Индийские генералы хотят иметь только первоклассное оружие.

 

Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян заявил, что российская сторона стремится к созданию единого прототипа, который будет удовлетворять российским и индийским требованиям. Различие будет только в программном обеспечении, установленном на самолетах. В рамках совместной программы также планируется разработать ряд модификаций базового варианта истребителя, включая двухместный и палубного базирования

Таким образом, на первом этапе индийские ВВС получат тот же самолет ПАК ФА пятого поколения, что и Россия. Согласно двустороннему соглашению, разработка модификации для индийских ВВС будет осуществляться Россией и Индией в соотношении 50/50.

В перспективе индийский истребитель пятого поколения должен заменить три типа эксплуатирующихся боевых самолетов. Новый самолет будет создан с использованием технологии малозаметности, оснащен двигателями, позволяющими выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования режима форсажа, оснащаться размещенными во внутренних отсеках системами вооружения, способными атаковать несколько целей одновременно на земле, в море и воздухе, а также новейшими системами связи.

СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА МТА

На совместную российско-индийскую программу создания военно-транспортного самолета MTA из российского бюджета в 2009 г. было выделено 2,156 млрд. руб.

Расходы на программу разработки военно-транспортного самолета MTA оцениваются в $600 млн.

 

В целом расходы на программу разработки военно-транспортного самолета MTA оцениваются в $600 млн. Эта сумма включает расходы до момента начала серийного производства самолетов. Для реализации программы будет создано совместное предприятие (учреждение СП было запланировано на конец 2009 г.). Инвестиции с обеих сторон составят по $300 млн. СП создается на паритетной основе.

Стороны уже согласовали распределение работ. В том числе, планер самолета будет производиться с участием обеих сторон. Техническое задание на самолет утверждено и согласовано российскими и индийскими ВВС. Производственные площадки из имеющихся в распоряжении ОАК и ХАЛ обсуждаются.

Российский и индийский варианты ВТС MTA будут максимально унифицированы. Планер будет собираться в пропорции 50 на 50. Разработка отдельных подсистем будет производиться с учетом возможного экспорта самолетов на рынки третьих стран.

Российский самолет будет оборудован двигателем и авионикой отечественного производства, в то время как в Индии будет эксплуатироваться машина с западным двигателем и индийским БРЭО (по желанию индийской стороны Россия готова поставлять авионику российского производства).

ВТС MTA будет также максимально унифицирован с перспективным гражданским ближне- среднемагистральным самолетом МС-21.

ВВС Индии на первом этапе намерены приобрести 45 самолетов, российские – около 100 ед. Основой для программы станет проект разработанного ОАО «Ил» среднего ВТС Ил-214.

Планируется, что на полную разработку, производство и принятие на вооружение 60-тонного тактического ВТС грузоподъемностью 20 т потребуется 7-8 лет.

Генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян.

ПРОГРАММА Су-30МКИ

Руководство ВВС Индии считает необходимым закупить дополнительно 50 многоцелевых истребителей Су-30МКИ для обеспечения безопасности воздушных рубежей на восточном и западном стратегических направлениях на границах с Китаем и Пакистаном. Заинтересованность Индии в получении дополнительно 50 Су-30МКИ подтвердил начальник штаба национальных ВВС маршал авиации П. Наик.

Дополнительные Су-30МКИ должны пополнить парк этих истребителей, количество которых в составе ВВС Индии ранее было определено в 230 боевых машин к 2015 г. на основе выполнения нескольких сделок с Россией на общую сумму в $8,5 млрд. В настоящее время в составе ВВС Индии находятся 105 Су-30МКИ, которые начали размещаться на базах в северо-восточных штатах Индии. Степень значимости для ВВС Индии истребителей Су-30МКИ подчеркивает тот факт, что компания ХАЛ получила указание «любой ценой» завершить лицензионное производство 140 Су-30МКИ к 2015 г. (то есть ранее утвержденного графика лицензионного производства).

Началом программы поставки Су-30 Индии стал подписанный 30 ноября 1996 г. контракт стоимостью $1,462 млрд., предусматривающий поставку 40 самолетов. Первые машины версии Су-30К были переданы ВВС Индии в 1997 г. В 1998 г. были заказаны 10 дополнительных самолетов стоимостью $277 млн. В 2000 г. заключено соглашение на лицензионное производство в Индии 140 истребителей Су-30МКИ из машинокомплектов, которые изготавливаются НПК «Иркут». Стоимость данного контракта оценивается в $3,5 млрд.

К апрелю 2006 г. компания ХАЛ передала индийским ВВС первые восемь истребителей, собранных в Индии. По данному контракту в 2009-2013 гг. должно быть произведено 98 машин (42 уже собрано). В период 2010-2015 гг. планируется довести лицензионное производство до 16 истребителей ежегодно.

Подписанный в 2007 г. контакт на поставку 40 готовых самолетов Су-30МКИ оценивается более чем в $1,6 млрд. Поставки планируется выполнить до 2010 г.

Кроме того, было подписано соглашение на поставку 18 готовых Су-30МКИ в обмен на поставленные ранее 18 самолетов Су-30К. Поставки по этому контракту были завершены в августе 2009 г. с передачей последних двух машин.

Индия готова принять паритетное участие в программе разработки истребителя пятого поколения.

 

МиГ-35 В ТЕНДЕРЕ ВВС ИНДИИ

В августе 2009 г. начались летные испытания шести истребителей, представленных компаниями-претендентами в рамках тендера на поставку 126 средних многоцелевых боевых самолетов по программе MMRCA общей стоимостью около $10 млрд. Завершить испытания планируется в марте-апреле 2010 г.

БРЛС с АФАР – одно из ключевых условий для победы в тендере MMRCA.

МО Индии опубликовало запрос о предложении на закупку 126 самолетов MMRCA в августе 2007 г. Участие в конкурсе принимают 6 ведущих мировых производителей боевых самолетов, включая ОАК с МиГ-35, французскую компанию «Дассо» с истребителем «Рафаль», европейский консорциум «Еврофайтер» с истребителем EF-2000 «Тайфун», «Грипен интернэшнл» с JAS-39 «Грипен IN», американские компании «Локхид Мартин» с F-16 блок-52 «Файтинг Фалкон» и «Боинг» с F/A-18E/F «Супер Хорнет». Предложения были представлены конкурсантами в апреле 2008 г.

В соответствии со сложившимися в Индии правилами, участники самостоятельно оплачивают все расходы по испытаниям, включая транспортировку и топливо.

Испытания проводятся в три этапа, два из которых уже завершены. На первом комиссия ВВС ознакомилась с характеристиками и возможностями самолетов. На втором этапе были проведены испытания и оценка летно-технических качеств опытных образцов на территории Индии в различных условиях, сходных с теми, где они впоследствии будут эксплуатироваться. В ходе заключительного этапа (2010 г.) будут проведены испытания систем вооружения представленных истребителей, которые пройдут на территории страны-производителя, либо в другом государстве, определенном конкурсантом.

Испытания проводятся по единому для всех претендентов шаблону комиссиями, сформированными из специалистов размещенного в Бангалоре Центра испытаний авиационной техники ASTE (Aircraft and Systems Testing Establishment), а также компании ХАЛ и ВВС.

Планируется, что после окончания комплексной оценки в 2010 г. ВВС огласят «короткий список» предпочтительных претендентов из двух-трех компаний в соответствии с характеристиками самолетов. Основными критериями оценки станут соответствие тактико-техническим требованиям, стоимость и соответствие стратегическим потребностям Индии.

В соответствии с требованиями тендера, его победитель должен поставить ВВС Индии 18 истребителей. Еще 108 машин будут изготовлены по лицензии на мощностях ХАЛ. Выбранный подрядчик должен будет реинвестировать в индийский ОПК 50% от стоимости контракта. Выпущенный МО Индии запрос о предложении предусматривает возможность увеличения количества закупаемых самолетов на 50% – до 189 ед. Ожидается, что выбранная компания-победитель начнет поставку истребителей MMRCA ВВС Индии к 2014 г. Новые истребители MMRCA будут эксплуатироваться ВВС Индии не менее 40 лет.

По российской лицензии компания ХАЛ построит 140 истребителей Су-30МКИ.

 

ПРОГРАММА ЗАКУПКА МиГ-29К/КУБ

В рамках программы закупки палубных истребителей МиГ-29K/КУБ, ВМС Индии в апреле 2009 г. открыли на территории военно-морской базы Ханза в штате Гоа технический центр, который обеспечит поддержку самолетов, а также обучение пилотов.

В День ВМС Индии 4 декабря в страну были доставлены первые четыре палубных истребителя МиГ-29К в разобранном виде, предназначенные для оснащения модернизируемого ТАКР «Адмирал Горшков» (в авианосец «Викрамадитья»). Сборка самолетов будет проведена на территории Индии. Как планируется, поставка оставшихся самолетов будет осуществляться партиями по четыре единицы.

МО Индии подписало контракт общей стоимостью около $740 млн. на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ в 2004 г. в рамках соглашения о передаче и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Контракт предусматривал приобретение тренажеров, техническое обслуживание и ремонт самолетов. Соглашение содержало опцион на дополнительную поставку к 2015 г. еще 29 истребителей МиГ-29К/КУБ.

До ввода в строй авианосца «Викрамадитья» (2012 г.) истребители поступят на вооружение авиационного центра ВМС на базе Ханза в Гоа. Эскадрилья МиГ-29К получила наименование «Блэк Пантер».

В настоящее время ВМС Индии рассматривают вопрос закупки 29 новых МиГ-29К из опциона. Причиной закупки является отставание от графика программы разработки палубной версии легкого боевого самолета «Теджас», а также проблем с модернизацией устаревших самолетов «Си Харриер».

В октябре 2009 г. комитет по оборонным закупкам Индии дал разрешение на приобретение 29 ед. МиГ-29K в рамках реализации опциона к контракту от 2004 г. По оценке, стоимость нового контракта может составить около $2 млрд.

ВМС Индии планируют сформировать в общей сложности три эскадрильи палубных истребителей МиГ-29К. Для этого в перспективе планируется довести общее количество закупленных МиГ-29К/КУБ до 50 ед.

В ноябре 2009 г. ВМС Индии начали реализацию программы по закупке палубных истребителей для перспективных авианосцев. ВМС разослали запросы на информацию компаниям «Боинг», «Дассо» и РСК «МиГ». Предполагается закупка партии из 16 палубных истребителей с возможностью увеличения заказа до 40 ед. для базирования на трех национальных авианосцах. Первый авианосец был заложен в феврале 2009 г. на верфи в Кочине. Согласно графику, он должен быть передан ВМС Индии до конца 2015 г.

Объявление о начале реализации программы по закупке палубных истребителей для перспективных авианосцев совпало по времени с заявлением о планах Индии перевести опцион на закупку 29 самолетов МиГ-29К/КУБ в твердый заказ.

Истребитель МиГ-35 имеет хорошие шансы в конкурсе на поставку 126 многофункциональных истребителей стоимостью $10-12 млрд.

 

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПАРКА МиГ-29 ВВС ИНДИИ

РСК «МиГ» в феврале 2009 г. приступила к реализации программы модернизации парка истребителей МиГ-29 ВВС Индии. Всего будут модернизированы 62 самолета МиГ-29 ВВС Индии. Эти самолеты были поставлены Индии тремя партиями в разное время и имеют разный технический облик. В ходе модернизации все они будут приведены к единому техническому стандарту.

На мощностях РСК «МиГ» будут модернизированы первые шесть самолетов. Это 4 одноместных и 2 двухместных истребителя. Завершить работы по их модернизации планируется до начала 2011 г.

Все остальные самолеты будут проходить модернизацию в Индии на 11-м авиаремонтном заводе. РСК «МиГ» передаст этому заводу всю необходимую техническую документацию. Часть авионики для проведения модернизации будет поставляться из России, часть узлов будет поставлять компания ХАЛ.

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ САМОЛЕТОВ БПА Ил-38SD

Для ВМС Индии в 2009 г. планировалось передать последние два из пяти модернизированных в России самолетов базовой патрульной авиации (БПА) Ил-38SD. Поставка была перенесена с конца 2008 г. на 2009 г. из-за ряда требований, выдвинутых индийской стороной.

Пять самолетов Ил-38 из состава ВМС Индии были модернизированы в России в рамках контракта от 2002 г. стоимостью около $200 млн. Основу модернизации составляет монтаж новой прицельно-поисковой системы «Морской змей». Третий модернизированный Ил-38SD был передан Индии летом 2008 г., 1-й и 2-й самолеты были поставлены в 2006 г. 9 февраля с.г. представители ВМС Индии подписали акт приемки пятого модернизированного самолета Ил-38SD.

В рамках программы модернизации индийские Ил-38SD получили новую систему «Морской змей».

 

ПРОГРАММА ЗАКУПКИ УТС/УБС (ТЕНДЕР)

У России появился шанс на продвижение в Индию УБС Як-130, поскольку из-за проблем, связанных с поставками комплектующих для УТС/УБС «Хоук» компании «БАе системз», МО Индии приняло решение отказаться от намерений подписать соглашение на поставку дополнительной партии УТС данного типа. Вместо этого индийское оборонное ведомство начало тендер на поставку новых УТС. Техническое задание на проект было направлено в феврале 2009 г. шести ведущим производителям.

Некоторое удивление вызывает тот факт, что разработчик УТС «Хоук» – компания «БАе системз» – также находится в числе шести претендентов на поставку новой партии самолетов. Как планируется, на этот раз британская компания представит на конкурс усовершенствованную версию самолета, разработанную для ВВС Соединенного Королевства.

Среди других участников конкурса, которым ВВС Индии направили тендерные документы, названы итальянская «Алениа аэрмакки» с УТС М-346, южнокорейская «Кориа аэроспейс индастри» с T-50 «Голден игл», чешская «Аэро Водоходы» с УБС L-159, а также «Рособоронэкспорт» с Як-130УБС.

Конкурс на поставку самолетов был организован неожиданно быстро. Первоначально ВВС Индии планировали принять на вооружение УТС одного типа. Не исключено, что тендер организован для того, чтобы вынудить британскую компанию снизить стоимость самолетов и получить усовершенствованную версию УТС.

ПРОГРАММА АЛ-55И

Первые три двигателя АЛ-55И для индийского УТС HJT-36 были переданы НПО «Сатурн» корпорации ХАЛ в конце декабря 2008 г. В соответствии с контрактом, в стадии изготовления по состоянию на январь 2009 г. находилась партия из шести опытных АЛ-55И для УТС HJT-36.

В мае 2009 г. корпорация ХАЛ выполнила первый полет УТС HJT-36, оснащенного двигателем АЛ-55И. Этот полет стал началом выполнения этапа летных сертификационных испытаний индийского самолета с российским двигателем. После завершения данных испытаний, в соответствии с условиями контракта, за российской стороной останется обязательство по передаче конструкторской документации.

Все работы по организации производства опытной партии двигателей АЛ-55И, их сертификации и обеспечению лицензионного производства двигателей в Индии НПО «Сатурн» ведет на паритетной основе с УМПО.

На следующем этапе испытаний в 2010 г. с самолетом будут интегрированы предусмотренные программой подготовки пилотов тренировочные системы вооружений.

В августе 2009 г. на НПО «Сатурн» были завершены приемо-сдаточные испытания трех опытных двигателей АЛ-55И. Для выполнения условий соглашения с индийской стороной НПО «Сатурн» должно поставить корпорации ХАЛ еще 3 опытных образца двигателей АЛ-55И.

Двигатель создан по заказу ХАЛ для УТС HJT-36 в рамках реализации контракта, вступившего в силу 1 августа 2005 г. Программа создания HJT-36, первоначальный бюджет которой составил 1,8 млрд. рупий ($36 млн.), долгое время пробуксовывала из-за проблем с выбором подходящей силовой установки. Первоначально примененный на самолете двигатель французского производства оказался недостаточно эффективным. В итоге ХАЛ заключила контракт с НПО «Сатурн», которое разработало и поставило двигатель АЛ-55И.

На сегодня ХАЛ имеет контракт на поставку индийским ВВС ограниченной серии из 12 самолетов HJT-36. Заказчик подтвердил готовность закупить в дальнейшем еще 60 машин. В целом проект предусматривает производство примерно 225 ед. HJT-36 для ВВС и ВМС Индии.

ПОСТАВКА САМОЛЕТОВ Ил-76 ПОД УСТАНОВКУ БРЛС «ФАЛКОН»

Два самолета-платформы Ил-76 под заказанный Индией комплекс ДРЛОиУ «Фалкон» планировалось передать для окончательной комплектации в Израиль до конца 2009 г. В январе 2009 г. Израилю был передан первый из них. В мае 2009 г. ВВС Индии получили первый самолет ДРЛОиУ «Фалкон». Таким образом, программа отстает от первоначально разработанного графика на 18 месяцев.

Контракт стоимостью $1,1 млрд. на закупку трех БРЛС EL/M-2075 «Фалкон», разработанных компанией IAI, и установку их на базе российского самолета Ил-76, Индия и Израиль заключили в марте 2004 г. Подписанный контракт содержал опцион на дополнительное приобретение от трех до пяти систем ДРЛОиУ.

Поставляемые самолеты оборудованы четырьмя двигателями ПС-90А-76, РЛС с фазированной антенной решеткой, изготовленной компанией «Рейтеон», бельгийскими 20-дюймовыми ЖКИ, системой радиоэлектронной защиты израильской компании «Элбит», а также другими системами индийского и французского производства. Экипаж каждого самолета составляет 18 человек.

Поставка двух оставшихся самолетов Индии ожидается в середине или в конце 2010 г. Планируется, что поставленные ВВС Индии машины будут базироваться в Агре. Для приема самолетов авиабаза была модернизирована, включая удлинение ВПП, усовершенствование инфраструктуры и расширение возможностей по техническому обслуживанию Ил-76.

ВВС Индии ведут начальные переговоры о приобретении трех дополнительных самолетов с системой «Фалкон». В 2008 г. разработанное ВВС предложение о заключении контракта ориентировочной стоимостью $2 млрд. было передано руководству индийского МО. В случае принятия положительного решения, поставка всех шести систем ДРЛО может быть завершена в 2009-2012 гг.

По имеющейся информации, компания IAI увеличила стоимость второй партии самолетов на 30% по сравнению с первой партией.

ВЕРТОЛЕТНАЯ ТЕХНИКА

Россия участвует в четырех тендерах на поставку вертолетной техники, проводимых ВВС и ВМС Индии. В частности, это тендер на поставку 22 ударных вертолетов (представлен Ми-28Н), тендер на поставку 15 тяжелых вертолетов (представлен модернизированный Ми-26Т) и тендер на поставку 197 легких вертолетов (представлен Ка-226Т). Кроме того, Россия участвует в тендере на модернизацию имеющегося парка морских вертолетов Ка-28 (16 ед.).

Россия участвует в четырех тендерах на поставку вертолетной техники, проводимых ВВС и ВМС Индии.

Следует отметить, что в конце 2008 г. вертолет Ми-17В-5 победил в тендере на поставку в Индию 80 военно-транспортных вертолетов. КВЗ начнет поставки вертолетов Ми-17В-5 по этому контракту в 2010 г. Поставки планируется завершить в 2014 г. Не исключено, что Индия в дальнейшем продолжит закупки этих машин, которые были доработаны в соответствии с требованиями тендера. До конца 2009 г. украинская компания «Мотор Сич» поставила на КВЗ первые двигатели для вертолетов Ми-17-В5 под этот контракт. Поставки будут осуществляться в рамках долгосрочного контракта, который украинский производитель заключил с КВЗ. На текущий момент «Мотор Сич» обеспечивает двигателями практически все экспортные заказы России на поставки Ми-17.

Результаты тендера по ударным вертолетам МО Индии планирует подвести в течение двух лет и подписать контракт с победителем.

К концу 2009 г. ожидалось принятие решения по тендеру на модернизацию противолодочных вертолетов Ка-28 ВМС Индии. В рамках этой программы предусматривается модернизация бортового радиоэлектронного оборудования и комплекса вооружения 16 противолодочных вертолетов Ка-28, состоящих на вооружении индийских ВМС.

Тендер на 197 легких машин является частью национальной программы глобального обновления вертолетного парка Индии. Предполагается поставка 133 вертолетов для авиации Сухопутных войск и 64 машины – для ВВС Индии. На этот тендер Россия предложила вертолет Ка-226Т.

В ноябре 2009 г. КумАПП завершило программу летных испытаний по оценке летно-технических характеристик легкого вертолета Ка-226Т с двигателями французской компании «Турбомека». Сертификационные испытания и подготовку серийного производства Ка-226Т планируется завершить в 2011 г. Вертолет Ка-226Т, представленный на индийский тендер, оснащен газотурбинными двигателями «Арриус-2G1» производства «Турбомека». Использование на этой модификации силовой установки «Арриус-2G1» повысило возможности машины при эксплуатации в высокогорных районах и в местностях с жарким и влажным климатом. Благодаря новым «высотным» двигателям модифицированный Ка-226Т имеет высокие шансы на победу в тендере.

В августе 2009 г. МО Индии объявило о получении одобрения комитета правительства по безопасности на приобретение пяти вертолетов Ка-31 для ВМС страны. Они станут дополнением к 9 машинам Ка-31, которые были приобретены в 2002 г. для оснащения авианосца «Вираат» и ракетных фрегатов класса «Тальвар». Планируется, что официальное соглашение на поставку Ка-31 будет подписано к концу 2009 г. Потенциальная стоимость контракта и дата поставки не разглашаются.