Главная / Рынки вооружений / Рынки вооружений

Рынки вооружений

«Рособоронэкспорт»: итоги десятилетия
«Рособоронэкспорту» за счет экспортных заказов удалось в течение длительного периода времени поддерживать «на плаву» российский ОПК

За 10 лет с момента образования ФГУП «Рособоронэкспорт» более шести с половиной лет компанию возглавляли Сергей Викторович Чемезов (с апреля 2004 г. по ноябрь 2007 г.) и Анатолий Петрович Исайкин (с ноября 2007 г. по настоящее время). В период их руководства компанией России удалось не только восстановить, но и существенно укрепить свои позиции на мировом рынке оружия.

Владимир ШВАРЕВ

В целом можно констатировать, что российская система ВТС сегодня вполне удовлетворяет потребностям не только отечественных поставщиков, но и иностранных заказчиков.

Дальнейшее совершенствование в системе ВТС связано с оптимизацией процесса принятия государственными органами власти решений о поставках продукции военного назначения инозаказчикам. Необходимо также активизировать работу по развитию законодательной базы военно-технического сотрудничества.

КОММЕРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Специфика ВТС заключается в оптимальном совмещении интересов национальной безопасности государства с интересами хозяйствующих субъектов. Это возможно только в рамках специально созданного для этих целей предприятия «Рособоронэкспорт» – государственного посредника, являющегося, по сути, инструментом реализации исключительных полномочий президента РФ в области ВТС и выполнения долгосрочных обязательств России в рамках международных договоров.

Анализируя итоги работы «Рособоронэкспорта» с ноября 2000 г., можно сказать, что идея создания единого государственного посредника себя полностью оправдала.

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт» – единственный в России государственный посредник по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. Предприятие создано Указом президента Российской Федерации №1834 от 4 ноября 2000 г. и осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Предприятие является правопреемником федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение» и «Промэкспорт».

На текущий момент только ФГУП «Рособоронэкспорт» имеет право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России.

Статус государственного посредника дает предприятию уникальные возможности расширять и укреплять долговременное взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами, обеспечивать лидирующие позиции России на мировом рынке вооружений.

ФГУП «Рособоронэкспорт» входит в число ведущих компаний на мировом рынке. На его долю приходится более 80% экспорта российских вооружений и военной техники.

Президентским указом №1574 от 26 ноября 2007 г. генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» назначен Анатолий Исайкин.

Одновременно указом №1575 Сергей Чемезов, который до этого являлся генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» с апреля 2004 г., был назначен генеральным директором Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».

Согласно президентскому указу №1577 от 26 ноября 2007 г. о преобразовании ФГУП «Рособоронэкспорт» в открытое акционерное общество, 100% акций компании находятся в федеральной собственности, эти акции впоследствии будут переданы ГК «Ростехнологии».

После назначения в 2004 г. Сергея Чемезова генеральным директором «Рособоронэкспорта», уже следующие два года стали очень результативными с точки зрения дальнейшего укрепления позиций России на мировом рынке оружия.

Прежде всего, значительно увеличился портфель заказов. Если в 2003-2004 гг. этот показатель колебался на уровне $15-16 млрд., то по состоянию на середину декабря 2005 г. портфель заказов увеличился до $20 млрд. К середине февраля 2006 г. портфель заказов возрос до $23 млрд. В декабре 2006 г. портфель заказов оценивался уже суммой около $30 млрд. Из них на долю «Рособоронэкспорта» приходился $21 млрд.

Расширилась география поставок, произошли существенные изменения в структуре военного экспорта, значительных результатов добились самостоятельные субъекты ВТС, были предприняты конкретные шаги по улучшению ситуации в сфере ремонта, поставки запчастей и послепродажного обслуживания. Россия усилила работу в секторе модернизации техники как вновь поставленной, так и советского производства.

Стоимость контракта на поставку Индии палубных истребителей Миг-29К/КУБ – $740 млн.

 

Военно-техническое сотрудничество сыграло ключевую роль в сохранении, развитии и укреплении российского ОПК в условиях крайне ограниченного гособоронзаказа. Благодаря средствам, полученным от военного экспорта, удалось не только сохранить предприятия «на плаву», не растерять кадровый и технологический потенциал, улучшить их финансово-экономическое положение, но и существенно улучшить ситуацию в области НИОКР, модернизации, а в ряде случаев – выйти на серийное производство. За период 2001-2010 гг. именно военно-техническое сотрудничество сыграло решающую роль в модернизации вооружений Российской армии.

В 2005 г. гособоронзаказ впервые превысил объем военного экспорта (в гособоронзаказ включена стоимость закупки новой техники, модернизация и ремонт имеющихся вооружений и затраты на НИОКР). В то же время, несмотря на тенденцию увеличения ГОЗ в последующие годы, его объем вплоть до настоящего времени недостаточен для нормального функционирования российского ОПК.

К примеру, в США внутренний заказ на поставку продукции военного назначения (ПВН) более чем в 8 раз превышает объемы экспорта. То есть нормальное функционирование оборонных предприятий США в малой степени зависит от объемов зарубежных поставок, которые можно рассматривать лишь как источник дополнительных доходов к основной деятельности по снабжению собственных вооруженных сил.

В России ситуация диаметрально противоположная. До 2001 г. соотношение ГОЗ/экспорт было значительно ниже 0,5. В 2002 г. в России оно достигло 0,56 (ГОЗ – 80 млрд. руб., средний курс доллара – 30,0), в 2003 г. – 0,69 (ГОЗ – 113 млрд. руб., средний курс доллара 29,5).

Превышение внутреннего госзаказа по отношению к военному экспорту в 2005 г. (соотношение 1,07) стало существенным положительным моментом, но это еще далеко не решало на тот момент проблему загрузки российского ОПК. Для того, чтобы говорить о кардинальном изменении ситуации в данной сфере, соотношение ГОЗ/экспорт должно соответствовать тому уровню, который имеют США. Однако России достичь соотношения ГОЗ/экспорт порядка 8 единиц вряд ли удастся даже в долгосрочной перспективе.

Тем не менее, в период 2006-2010 гг. соотношение ГОЗ/экспорт плавно возрастало. В 2010 г. этот показатель, по оценкам, составит около 1,7 с перспективой выхода на уровень в 2,0 в ближайшие несколько лет. Выход на такие показатели по выполнению ГОЗ при одновременном удовлетворении требований инозаказчиков потребовал увеличения мощностей российского ОПК (впервые с начала 1990-х гг.), кардинальной модернизации производства, привлечения инвестиций и расширения инновационной деятельности.

То есть, если на первом этапе военный экспорт обеспечил выживание российского ОПК, то на втором этапе, в который вступает Россия, военно-техническое сотрудничество, продолжая поддерживать предприятия ОПК, параллельно решает задачи по кардинальной модернизации производства. Это говорит о том, что военный экспорт еще долго будет являться очень важным фактором, влияющим на функционирование российского ОПК.

Военно-техническое сотрудничество остается для многих российских оборонных предприятий значимым источником поступления финансовых средств.

В последние три года, в течение которых «Рособоронэкспорт» возглавляет Анатолий Исайкин, компания продолжила активную маркетинговую политику на мировом рынке оружия. Результаты, достигнутые за этот период, по ряду направлений можно считать прорывными.

ВТОРОЕ МЕСТО И 10 МИЛЛИАРДОВ

По итогам 2009 г. объем экспорта ВВТ России достиг $8,5 млрд. (в 2008 г. – $8,35 млрд.). Доля «Рособоронэкспорта» составила $7,5 млрд. (в 2008 г. – $7,7 млрд.). Остальная часть поставок ПВН в 2009 г. пришлась на компании, которые имеют право на самостоятельное ведение ВЭД в области поставки запчастей, сервиса и ремонта. Таких компаний на сегодняшний день – 21. В 2009 г. поставки осуществлялись в 62 страны.

Объем экспорта вооружений России в первой половине 2010 г. составил $5,3 млрд. или 56% от годового плана, определенного в сумме $9,5 млрд. Как заявил Анатолий Исайкин на пресс-конференции, посвященной десятилетию ФГУП «Рособоронэкспорт», 28 октября 2010 г., уже очевидно, что годовой план будет перевыполнен. Общая цифра поставок по итогам 2010 г. может перевалить за $10 млрд. По его словам, ежегодно компания увеличивает объем зарубежных поставок в среднем на $500-700 млн.

Российские неатомные подлодки – одни из самых востребованных на рынке.

 

В общем объеме экспорта ВВТ в 2009 г. поставки военной авиатехники составили около 50%, техники для Сухопутных войск – 19%, средств ПВО – 13,3%, ВМТ – 13,7%. На остальные категории военной техники пришлось около 4%.

Основными странами-импортерами российского вооружения Анатолий Исайкин назвал Индию, Алжир, Китай, Венесуэлу, Малайзию и Сирию. Интенсивные переговоры ведутся с Ливией и Саудовской Аравией.

Российское оружие пользуется большим спросом у ряда стран-членов НАТО. Это Турция, Греция, а также страны Восточной Европы. Кроме того, заявки на российскую ПВН приходят из Афганистана и Ирака. Поставки в эти страны осуществляются с одобрения американских властей и при соответствующем финансовом обеспечении США. Прежде всего, в данном случае речь идет о вертолетной технике.

Следует отметить, что «Рособоронэкспорт» стал инициатором борьбы за защиту интеллектуальной собственности российских разработчиков и создания соответствующей законодательной базы для противодействия контрафактному производству вооружений.

Для работы в этом направлении образована специальная комиссия. По оценке Анатолия Исайкина, работа комиссии со странами, заинтересованными в цивилизованном сотрудничестве с Россией в сфере ВТС, уже приносит положительные результаты.

Для исключения возможности копирования или нелицензионного производства российских вооружений сейчас пункт об охране интеллектуальной собственности в обязательном порядке предусматривается в межправительственных соглашениях по ВТС.

В качестве примера цивилизованного решения вопросов по охране интеллектуальной собственности Анатолий Исайкин отметил, что Китай, к примеру, купил лицензию на производство автоматов АК.

Китай, также как и другие импортеры российских вооружений, делает акцент на совместной разработке и совместном производстве вооружений. Поэтому «Рособоронэкспорт» считает вполне закономерным снижение объемов военно-технического сотрудничества с Пекином, тем более с учетом того, что ОПК КНР развивается ускоренными темпами. Сейчас в общем объеме продаж «Рособоронэкспорта» доля Китая составляет 9%, а в перспективе, возможно, еще несколько снизится.

В отношении импорта вооружений Анатолий Исайкин заявил, что в перспективе Россия откажется от импорта некоторых отдельных систем вооружений, хотя сам по себе импорт элементов ВВТ – это нормальный процесс, соответствующий мировой практике. Отказ от зарубежных подсистем возможен при должном технологическом развитии соответствующих производств в РФ. К примеру, сейчас качество приборов ночного видения, систем управления огнем, производимых в России, быстрыми темпами приближается к уровню западных аналогов. «В целом же закупка за рубежом отдельных типов ВВТ или подсистем составляет мизерную часть от общих объемов российского экспорта», – подчеркнул Анатолий Исайкин.

Во взаимоотношениях с основными странами-партнерами в сфере ВТС Россия перешла от традиционных отношений «продавец-покупатель» к организации лицензионного производства российской техники. Успешно развивается также такое направление ВТС, как создание совместных предприятий по разработке и производству новых видов вооружений. В интересах инозаказчиков в РФ проводятся НИОКР по нескольким десяткам тем.

 

Россия демонстрирует положительную динамику роста экспорта вооружений и устойчиво занимает второе место на мировом рынке оружия после США.

В последние годы удалось диверсифицировать экспорт вооружений и расширить его географию. Если в 2005 г. 90% российских поставок приходилось на две страны – Китай и Индию, то в 2009 г. 90% объема российского экспорта пришлось на 10 стран, в том числе на Индию – около 30%, на Китай – 9%.

Портфель заказов по состоянию на октябрь 2010 г. превышает $37 млрд. В первой половине 2010 г. были заключены экспортные контракты на поставку вооружений и военной техники на сумму около $8,3 млрд.

«Рособоронэкспорт» ведет работу на мировом рынке оружия в условиях жесткой конкурентной борьбы. Причем зачастую конкуренция со стороны других стран носит нецивилизованный характер.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. использование приемов и способов недобросовестной конкуренции стало еще более активным, что связано с сокращением финансовых возможностей отдельных государств по закупкам вооружений и военной техники.

«Рособоронэкспорт» постоянно сталкивается с противодействием со стороны западных государств-экспортеров даже в той нише, которую традиционно занимает российская продукция военного назначения. Причем конкуренты используют рычаги политического и финансово-экономического давления на потенциальных импортеров российского оружия. Особенно на государства, которые являются должниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. Конкуренты активно работают по дискредитации российского оружия на рынках стран Азии и Латинской Америки.

Недобросовестная конкуренция является одной из существенных угроз национальной безопасности государства. Россия несет убытки, наносится ущерб деловой репутации экспортеров российского оружия, а на пути расширения географии поставок военной продукции ставятся барьеры. В этой связи «Рособоронэкспорт» постоянно ведет комплексную работу по предупреждению и пресечению практики нецивилизованной конкурентной борьбы.

В рамках концепции активного и наступательного маркетинга «Рособоронэкспорт» совершенствует условия расчетов, формирует гибкую и взвешенную ценовую политику, расширяет географию и номенклатуру поставок российских вооружений.

Реализуются разнообразные формы сотрудничества и расчетов. В частности, с государствами, располагающими собственным военным производством, либо базой по ремонту и обслуживанию военной техники, создаются совместные предприятия, в том числе по обслуживанию российской военной техники и по адаптации ее к местным требованиям. Оказывается технологическое содействие в модернизации местных оборонных предприятий с целью разработки и производства ПВН для третьих стран.

В своей работе «Рособоронэкспорт» использует гибкие схемы оплаты за поставляемую продукцию. В том числе, путем оплаты встречными поставками традиционных экспортных товаров той или иной страны. Это могут быть высоколиквидные продовольственные и непродовольственные товары, а также нефть и газ.

Что касается нефтедобывающих стран, то ведутся переговоры с российскими нефтедобывающими и газодобывающими компаниями на предмет сдачи месторождений им в концессию для разработки, а роялти этих компаний «Рособоронэкспорт» предлагает выплачивать путем поставок военной техники.

Еще одним важным инструментом повышения экспортных возможностей является продажа лицензий. В дальнейшем в экспортных соглашениях доля лицензионных контрактов будет расти. В то же время, подход к продаже каждой лицензии осуществляется очень взвешенно. Обговариваются все условия, в том числе по роялти, если предусматривается продажа изделий в третьи страны.

Новой формой сотрудничества стало предоставление государственных кредитов на закупку российского оружия. Такая схема реализована с Иорданией ($350 млн.), Индонезией ($1 млрд. двумя траншами по $500 млн.), Венесуэлой ($2,2 млрд.), Шри-Ланкой ($300 млн.).

Еще одним перспективным направлением расширения ВТС является урегулирование проблемы задолженности ряда стран перед Россией за счет встречных закупок наших вооружений. Такие схемы в разных вариантах реализованы с Сирией, Алжиром, Ливией, Южной Кореей и рядом других стран.

Вся деятельность «Рособоронэкспорта» осуществляется в строгом соответствии с внешнеполитическим курсом страны. Работа ведется в тесном контакте с МИД РФ по дипломатическому сопровождению переговоров.

«Рособоронэкспорт» имеет разветвленную сеть представительств: они действуют в 48 зарубежных странах и более чем в 30 субъектах РФ.

«Рособоронэкспорт» является официальным поставщиком ООН. В перспективе компания намерена расширить сотрудничество с этой организацией, в том числе по линии обеспечения операций по поддержанию мира, контролю за производством и нераспространением легкого стрелкового оружия.

Контракты на экспорт истребителей предусматривают и поставку бортового вооружения.

 

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ ОПК

«Рособоронэкспорту» за счет экспортных заказов удалось в течение длительного периода времени поддерживать «на плаву» российский ОПК. Главными проблемами являлись недостаточное количество мощностей, ослабление кооперационных связей между предприятиями (особенно в том, что касается поставщиков комплектующих второго и третьего уровней). За период 1990-2000 гг. был утерян ряд ключевых военных технологий, для восстановления которых потребовались большие государственные инвестиции. В ОПК наблюдался большой отток научных кадров. Такой же, если не большей кадровой проблемой стал недостаток высококвалифицированных рабочих и специалистов. Третьей очень серьезной проблемой в кадровой сфере являлось недостаточное количество высококлассных менеджеров, в компетенцию которых входит изучение рынка.

Не случайно в декабре 2007 г. гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и ректор МГИМО Анатолий Торкунов подписали соглашение о стратегическом партнерстве, в соответствии с которым в МГИМО организована профильная кафедра «Менеджмент в области ВТС и ОПК» в составе факультета «Международные экономические отношения». Соглашение подписано с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в интересах отечественного ОПК и реализации государственной политики в области ВТС России с иностранными государствами.

В целом можно констатировать, что закупка новой военной техники для ВС РФ в рамках государственной программы вооружения на период 2011-2020 гг. стала возможной благодаря тому, что российский ОПК в наиболее тяжелый период постсоветской эпохи выжил за счет экспортных заказов. Существенную роль сыграла также финансовая помощь государства предприятиям ОПК, которая стала предоставляться по мере укрепления экономики страны. Особенно существенную поддержку «оборонке» государство оказало в период кризиса 2008-2009 гг.

В марте 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал документ «Основы государственной политики в области развития ОПК на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». В программе будут задействованы 1729 предприятий, входящих в реестр ОПК. Основная нагрузка при выполнении государственной политики развития ОПК возложена на вертикально интегрированные структуры. Приоритетом ОПК РФ в ближайшие 3-4 года станет развитие радиоэлектронной промышленности.

«Рособоронэкспорт» активно участвует во всех интегрированных структурах, создающихся в сфере обороной промышленности.

Одним из эффективных направлений работы «Рособоронэкспорта» по возрождению российского ОПК стала практика заключения генеральных соглашений о партнерстве с администрациями областей, где сосредоточено большое количество оборонных предприятий.

Соглашениями предусматривается оказание «Рособоронэкспортом» помощи регионам в продвижении изготовленной местными предприятиями военной продукции на мировой рынок. В таких договорах «Рособоронэкспорт» берет на себя обязательства по анализу рынков сбыта продукции, проведению переговоров, подписанию экспортных контрактов, проработке заявок предприятий на импорт комплектующих изделий, материалов, технологий и лицензий, привлечению внебюджетных средств по финансированию оборонных разработок, а также поиску инвесторов и заказчиков инновационной продукции ОПК соответствующих областей.

Одна из важнейших задач «Рособоронэкспорта» сегодня – создание сети сервисного обслуживания.

 

Получила широкое распространение практика предоставления «Рособоронэкспортом» финансовой помощи российским предприятиям ОПК в виде коммерческих кредитов и займов. При этом «Рособоронэкспорт» либо берет кредиты сам, либо выступает в роли поручителя.

Большой проблемой, над которой постоянно работает компания, является повышение качества российской ПВН. Претензий у инозаказчиков достаточно много. В значительной степени это объясняется тем, что большая часть поставляемого за рубеж ВВТ не состоит на вооружении Российской армии и не выпускается серийно, фактически представляя собой ОКР для инозаказчика, требующие большого количества доработок.

Еще одна проблема – наведение должного порядка в сегменте сервисного обслуживания и поставок запчастей. Ее необходимо решать путем создания технических центров и консигнационных складов. Деятельность «Рособоронэкспорта» в этом направлении уже приносит положительные результаты.

Для перехода на принципиально новую систему организации послепродажного обслуживания в «Рособоронэкспорте» создан центр каталогизации продукции военного назначения, предназначенной на экспорт. Вопросы каталогизации предметов снабжения, на которых базируется система материально-технического обеспечения, в настоящее время являются самыми распространенными в контрактных требованиях инозаказчиков. Каталогизация нужна не только инозаказчикам, но и российским предприятиям-поставщикам, которые налаживают между собой информационное взаимодействие. Результатом работы по каталогизации станет единый информационный ресурс – сводный каталог предметов снабжения, которым могут пользоваться все заинтересованные участники.