Главная / Рынки вооружений / Рынки вооружений

Рынки вооружений

Обзор рынков вооружений
Ноябрь 2010 года

«Тигр» – на экспорт

Если Бразилия примет решение о закупке бронеавтомобилей «Тигр», они будут производиться на Арзамасском машиностроительном заводе, сообщил пресс-секретарь ООО «Военно-промышленная компания» Сергей Суворов. По его словам, речь о сборочном производстве машин в Бразилии пока не идет.

Как сообщалось ранее, в начале сентября представители «Военно-промышленной компании» и ФГУП «Рособоронэкспорт» передали полицейскому батальону специальных операций Бразилии, дислоцирующемуся в

Рио-де-Жанейро, первый бронированный автомобиль ГАЗ-233036 «Тигр» СПМ-2. Испытания «Тигра» в Бразилии должны завершиться до марта 2011 г.

Интерес к российскому бронеавтомобилю проявили власти нескольких бразильских штатов. Бразильская полиция планирует использовать такие машины для обеспечения правопорядка в ходе чемпионата мира по футболу в 2014 г. и во время проведения Олимпиады-2016.

Учитывая то, что МО России намерено отказаться от закупок ББМ «Тигр» в пользу Iveco LMV, исполнение экспортных заказов остается единственно возможным условием сохранения их серийного производства.

 

ОАЭ заказали «Апачей»

Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности (DSCA) МО США уведомило Конгресс о планируемой поставке ОАЭ в рамках программы «Иностранные военные продажи» 60 ударных вертолетов Apache.

Правительство ОАЭ обратилось к администрации США с запросом о поставке 30 ударных вертолетов AH-64D block 2 Apache Longbow, переоборудованных к конфигурации AH-64D block 3, и 30 ударных вертолетов

AH-64D block 3, запасных двигателей T700-GE-701D, а также другого оборудования и связанных элементов материально-технического обеспечения. Общая стоимость соглашения может составить $5 млрд.

ОАЭ приобрели 30 вертолетов AH-64A Apache в 1993-1996 гг. В 2007-2008 гг. машины были усовершенствованы к конфигурации AH-64D block 2.

Индия построит собственный истребитель пятого поколения

В Индии обнародованы планы по созданию национального истребителя пятого поколения. В отличие от 30-тонной машины, совместно разрабатываемой Индией и Россией, предложенный Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) МО Индии самолет относится к категории средних истребителей взлетной массой около 20 т.

Как заявил руководитель агентства развития авиационных технологий (ADA) П.С. Субраманьям, разработка эскизного проекта национального истребителя пятого поколения среднего класса уже началась и, как ожидается, будет завершена через 18 месяцев. На начальном этапе предполагается определить технические и эксплуатационные требования, а также выработать концепцию создания самолета. Предположительно, это будет двухдвигательный истребитель в весовой категории МиГ-29.

Касаясь программы легкого боевого самолета LCA «Теджас», П.С. Субраманьям заявил, что 10 опытных образцов и предсерийные варианты самолета выполнили 1450 полетов, включая около 200 вылетов с системами вооружения. Как ожидается, «Теджас» получит разрешение на эксплуатацию в течение следующих двух месяцев. Принятие самолета на вооружение ВВС Индии запланировано на 2011 г.

ВВС Индии намерены приобрести 120 одноместных LCA «Теджас» и 16 двухместных учебно-боевых самолетов для оснащения семи эскадрилий. ВМС страны планируют закупить 57 самолетов этого типа.

В настоящее время для удовлетворения требований ВВС ADA рассматривает возможность оснащения истребителя LCA «Теджас» израильской управляемой ракетой Python класса «воздух-воздух». ВМС считают необходимым проведение работ по оснащению «Теджаса» израильскими ракетами Derby, которыми уже вооружены истребители Sea Harrier. БРЭО самолета «Теджас» предусматривает возможность интеграции на борт самолета различных систем вооружения.

Как ожидается, около 100 из 200 запланированных к производству самолетов «Теджас» будут оснащены двигателем GE-414 компании General Electric. Совместно с французской Snecma также реализуется проект создания двигателя «Кавери» с учетом изменившихся массогабаритных характеристик самолета «Теджас».

Беспилотник для танка

Итальянская компания OTO Melara продемонстрировала малоразмерный БЛА, который может запускаться через ствол танковой пушки.

Одноразовый малоразмерный беспилотный летательный аппарат, получивший название Horus, предназначен для запуска из 120-мм гладкоствольных орудий командирских танков. Взлетный вес аппарата 1,3 кг, он изготовлен из углеродистого стекловолокна по аэродинамической схеме «утка» со складывающимся носовым стабилизатором и смещенными вперед основными крыльями. БЛА имеет тянущий воздушный винт, который приводится в действие электродвигателем, питающимся от литиево-полимерных батарей. Длина БЛА составляет 98 см, размах крыла 1,65 м, крейсерская скорость около 6 м/с, максимальная 30 м/с, продолжительность патрулирования до 30 минут. Аппарат оснащен оптико-электронным сенсором, обеспечивающим оперативную непрерывную выдачу видеоинформации о ситуации на поле боя.

Принадлежащее компании OTO Melara подразделение роботизированных систем успешно завершило реализацию двух контрактов в интересах МО Италии. Изготовлены два летательных аппарата и наземные станции управления, готовые к поставке заказчику. В ВС Италии этими БЛА будут укомплектованы танки Ariete.

США примут участие в программе производства тяжелых БТР «Намер»

Министерство обороны Израиля выбрало компанию General Dynamics победителем тендера на изготовление для ВС Израиля новых тяжелых гусеничных бронетранспортеров «Намер».

В настоящее время стороны ведут переговоры по согласованию окончательных условий контракта. Как ожидается, стоимость начального этапа производства составит около $400 млн. Согласно условиям соглашения, компания General Dynamics будет изготавливать только корпуса БТР, а финальную сборку и интеграцию различных систем планируется осуществлять в Израиле. Первые поставки бронетранспортеров ожидаются в 2012 г.

БТР «Намер» предназначен для взаимодействия с основными боевыми танками в условиях ведения интенсивных боевых действий и рассчитан на перевозку десанта в составе 9 человек.

БТР создан на базе ходовой части израильского танка Merkava Mk.4. Специально разработанный корпус в базовом исполнении имеет достаточно легкую бронезащиту, для усиления которой используются дополнительные модули гибридной брони с активно-реактивными компонентами. Дополнительное бронирование обеспечивает защиту от большинства современных противотанковых кинетических и кумулятивных снарядов. Для посадки и высадки десанта используется бронированная дверь, расположенная в кормовой части БТР.

Вооружение бронетранспортера в стандартной версии составляет дистанционно управляемый боевой модуль Katlanit/Samson фирмы Rafael с 12,7-мм пулеметом, позволяющим вести огонь в любое время суток, и 60-мм миномет. На боевом модуле вместо 12,7-мм пулемета в полевых условиях может быть установлен автоматический 40-мм гранатомет Mk-19.

В общей сложности МО Израиля намерено приобрести около 600 БТР «Намер». Первый контракт на поставку 45 новых бронетранспортеров был размещен в сентябре 2007 г. В настоящее время их производство осуществляется в Израиле. Привлечение к программе американской компании позволит использовать для изготовления БТР средства, предоставляемые в рамках американской военной помощи.

Израиль планирует получить фиксированный процент от любых продаж третьей стороне изготовленных компанией General Dynamics бронетранспортеров, включая возможное участие этой машины в тендере на поставку СВ США новой «Наземной боевой машины» (GCV Ground Combat Vehicle).

F-35B для Королевского флота

Великобритания заказала компании Lockheed Martin разработку варианта палубного истребителя F-35B, оснащенного системой вертикальной посадки с пробегом (shipborne rolling vertical landing, SRVL). Стоимость контракта оценивается в $13 млн.

Британская технология SRVL обеспечивает возможность возвращения F-35B на палубу авианосца с большим запасом топлива и вооружения, чем в варианте с вертикальной посадкой. Заход на посадку выполняется на скорости 110-130 км/ч и с углом наклона траектории полета 6-7 град.

Lockheed Martin будет главным подрядчиком в рамках заключенного контракта, имея долю работ в 50%, BAe systems получила 35% и Northrop Grumman 7%. Великобритания должна получить первый из трех заказанных опытных самолетов F-35B SRVL в 2011 г., а завершение всех работ по контракту запланировано на 2013 г.

F-35B SRVL должны составить основу самолетной группировки новых авианосцев Королевского флота Queen Elizabeth и Prince of Wales.

Германия интересуется «Русланом»

Президент Германии Кристиан Вульф в ходе состоявшегося в середине октября официального визита в Россию заявил, что в ФРГ рассматривают возможность создания совместного с Россией производства транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».

В ходе встречи с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым Кристиан Вульф отметил, что он уже «давно вынашивал планы выпуска в Германии самолетов совместно с Россией», и «сейчас складываются благоприятные условия для воплощения этой идеи».

Сопровождавшая Кристиана Вульфа группа немецких бизнесменов посетила завод «Авиастар-СП», на котором планируется возобновить производство Ан-124.

В настоящее время Германия является главной движущей силой инициативы НАТО по использованию самолетов Ан-124 в интересах Альянса. В декабре 2010 г. заканчивается действие контракта на аренду шести «Русланов» у российской и украинской авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Авиалинии Антонова», использующихся в интересах многонациональных группировок в Афганистане и Ираке. Ведутся переговоры о продлении контракта. Ранее сообщалось, что интерес к совместному производству Ан-124 проявляла также компания Boeing.

Ил-76МФ для Иордании почти готовы

Пермский моторный завод в начале ноября отгрузил четыре двигателя ПС-90А-76 для второго самолета Ил-76МФ-ЭИ, заказанного ВВС Иордании.

Первый самолет уже построен Ташкентским авиационным производственным объединением им. В.П. Чкалова и в данный момент проходит летно-доводочные испытания в подмосковном Жуковском.

К середине 2011 г. после завершения всех испытаний оба Ил-76МФ-ЭИ будут переданы заказчику.

Контракт на поставку двух машин был заключен королем Иордании Абдаллой II и президентом РФ Владимиром Путиным в ходе авиасалона «МАКС-2005».

В Астане будут собирать вертолеты

Казахстан и Франция намерены создать в Астане совместное предприятие по производству вертолетов. Об этом, как передает агентство ИТАР-ТАСС, сообщил премьер-министр республики Карим Масимов.

В конце сентября в Астане состоялись переговоры делегации концерна EADS с руководством «Национальной компании «Казахстан инжиниринг» по вопросу организации совместного производства вертолетов. В ходе переговоров были обсуждены вопросы создания СП по выпуску вертолетной техники для Казахстана, а в перспективе для стран Центральной Азии и России.

На основе коммерческого предложения от EADS, «НК «Казахстан инжиниринг» разработала экономическое обоснование программы создания совместного предприятия, которое занималось бы производством, продвижением и техническим обслуживанием легких двухдвигательных вертолетов на базе EC-135 или EC-145.Финансирование проекта с казахстанской стороны должно осуществляться в виде увеличения уставного капитала «НК «Казахстан инжиниринг» за счет выделяемых из бюджета страны средств.

Бундесвер получает новый бронеавтомобиль

Компания Daimler AG передала первый серийный образец машины семейства LAPV 5.4 (военное обозначение ENOK) Федеральному ведомству оборонных технологий и закупок Германии (BWB).

ENOK/LAPV 5.4 оснащена двигателем мощностью 184 л.с., автоматической 5-ступенчатой коробкой передач с интегрированной понижающей передачей. Машина может перевозить 4 человек, груз 930 кг. Запас хода составляет 700 км.

Машина ENOK/LAPV 5.4 достаточно компактна, имеет высокую маневренность и обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия, подрыва на минах и самодельных взрывных устройствах в соответствии со стандартами НАТО.

На текущий момент заказано 45 машин, которые будут поставлены BWB к концу 2010 г. Командование бундесвера планирует отправить их в Афганистан в начале 2011 г. Приобретение дополнительных 100 машин ENOK запланировано на 2011-2012 гг.

Як-130 может выиграть тендер в Индонезии

Проведенный экспертами ЦАМТО анализ показал, что российский Як-130 имеет все шансы стать победителем в объявленном в Индонезии тендере на поставку учебно-тренировочных самолетов.

Конкурентами Як-130 называются самолеты Т-50 (Южная Корея), L-159В (Чехия) и FTC-2000 (КНР).

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 предназначен как для обучения и боевой подготовки летного состава, так и для боевого применения по наземным и воздушным целям.

Машина обеспечивает высокий уровень безопасности учебных полетов. Это достигается наличием четырехкратно резервированной электродистанционной системы управления, двухдвигательной силовой установкой, катапультными креслами класса «0-0» и высокими летными характеристиками.

Як-130 оснащен современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, а также «стеклянной» кабиной с цветными многофункциональными индикаторами. На борту установлены кислорододобывающая установка, вспомогательная силовая установка, самолет имеет усиленные шасси с грязезащитными щитками и лестницу экипажа, что обеспечивает его применение с неподготовленных аэродромов.

В боевом варианте экипаж Як-130 может применять весь спектр управляемого и неуправляемого авиационного вооружения максимальной массой до 3000 кг.

Современная конструкция самолета, концепция эксплуатации по состоянию, назначенный ресурс в 10 тыс. часов (срок службы 30 лет), топливная экономичность, высокая контролепригодность и ремонтопригодность обеспечивают экономическую эффективность эксплуатации Як-130.

Як-130 успешно прошел государственные испытания в 2009 г. Начато его серийное производство и поставка для ВВС РФ. Подписано несколько экспортных контрактов.

По совокупности этих показателей Як-130 превосходит конкурентов, участвующих в индонезийском тендере. Не в пользу остальных участников говорят и некоторые другие факторы.

L-159В изготовлен на базе одноместного самолета L-159A, спроектированного в начале 1990-х гг., и в настоящее время является морально устаревшим. В связи с отсутствием заказов данная программа находится на грани закрытия.

Т-50 создан в первую очередь для обучения пилотов F-16, поэтому органы управления имеют высокую степень унификации с самолетом

F-16. Отработка применения вооружения может вестись только с легкого боевого самолета

АТ-50, при этом процедуры обслуживания бортовых систем Т-50 и АТ-50 не унифицированы. Доля комплектующих американского производства превышает 50%, что может привести к введению инициированных США ограничений на поставку самолетов.

FTC-2000 разработан на базе учебного самолета J-7 (МиГ-21У). Летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета и его двигателя не соответствуют современным требованиям. FTC-2000 еще предстоит пройти конкурсный отбор с УБС L-15 для ВВС Китая.

Михаил Погосян – в числе лучших

Генеральный директор компаний «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян вошел в TOP-50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам III квартала 2010 г. Он по-прежнему остается единственным представителем авиастроительной отрасли в этом престижном списке.

Рейтинг составило Агентство экономических новостей по заказу редакции «Независимой газеты» на основе опроса 37 экспертов руководителей крупных коммерческих структур, политологов, аналитиков и журналистов, выбиравших из 104 претендентов. Рейтинг возглавляет глава «Газпрома» Алексей Миллер, за ним следуют Владимир Якунин («Российские железные дороги»), на третьем месте Олег Дерипаска («Базовый элемент», «ОК РУСАЛ»).

В Европе договорились о спасении самолета А400М

Концерн EADS и представители государств-заказчиков военно-транспортного самолета A400M достигли соглашения о заключении обновленного контракта на поставку этих машин.

Как заявил министр обороны Франции Эрве Морен, Париж приобретет все запланированные к закупке 50 самолетов, стоимость которых составит 8,4 млрд. евро ($11,8 млрд.). Франция получит первый самолет в 2013 г. Германия сократила свой заказ еще на 7 машин до 53 единиц, хотя первоначально намеревалась закупить 73 самолета A400M. Остальные партнеры согласовали контракт с внесенными в него изменениями, связанными с увеличением стоимости. Соглашение должно быть ратифицировано парламентами государств-участников программы. Основные детали контракта соответствуют предварительному соглашению, достигнутому в марте 2010 г.

На сегодняшний день семью странами-участниками программы, а также Малайзией, которая не является партнером Airbus Military, заказаны 174 самолета (Германия 53, Франция 50, Испания 27, Великобритания 22, Турция 10, Бельгия 7, Люксембург 1).

Создание A400M началась в 2001 г. Планировалось, что самолет выполнит первый полет в 2008 г., а в 2009 г. начнутся поставки Франции.

Первоначально стоимость создания A400M оценивалась в 20 млрд. евро, однако она превышена уже на 25%. В конце 2009 г. компания Airbus Military объявила о том, что если финансирование программы разработки A400M не увеличить на 5,2-5,3 млрд. евро, то проект завершить не удастся. Разработчик заявил о готовности взять на себя около 1,8 млрд. евро из этой суммы, а оставшиеся расходы предложил пропорционально распределить между участниками программы. Причиной удорожания и задержки создания A400M стали технические трудности, коснувшиеся в первую очередь силовой установки.

В марте 2010 г. заказчики A400M и EADS согласовали обновленные условия поставки самолетов. В результате переговоров правительства Германии, Франции, Испании, Великобритании, Турции, Бельгии и Люксембурга согласились увеличить стоимость контракта на 2 млрд. евро, а также предоставить кредитные гарантии на 1,5 млрд. евро в обмен на участие в прибылях от экспортных продаж. Участники программы также приняли решение отказаться от применения штрафных санкций в отношении EADS за задержку поставки, не сокращать общее количество заказанных машин более чем на 10 единиц и ускорить прохождение платежей в период 2010-2014 гг.

По заявлению генерального директора Airbus Military Доминго Урена-Расо, в настоящее время программа летных испытаний A400M продвигается успешно. В испытаниях задействованы три опытных образца. Сборку первого серийного самолета планируется начать в конце текущего года. В 2013 г. заказчикам планируется передать 4 самолета, в 2014 г. 8. С 2016 г. компания планирует выпускать по 2 самолета в месяц, а в случае необходимости сможет увеличить месячный темп сборки до 2,5 машин.

Индия развивает танкостроение

Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии объявила детали спецификации перспективного танка, разрабатываемого в рамках программы FMBT (Future Main Battle Tank). Он должен заменить T-72 после 2020 г. Планируется, что опытный образец FMBT будет создан в течение 5-7 лет.

Вес FMBT составит около 50 тонн. При разработке будет использована модульная архитектура, что позволит оперативно проводить модернизацию ОБТ при появлении новых технологий. ОБТ будет оснащен усовершенствованным моторно-трансмиссионным отделением типа «пауэрпак», получившим обозначение «Бхарат». Размер двигателя FMBT мощностью 1500 л.с. составит две трети от размера силовой установки «Арджун» Mk.1, мощность которой составляет 1400 л.с. Первый опытный образец национального двигателя будет готов к 2016 г. Для доводки двигателя сформирована индийская группа разработчиков, в которую вошли представители заказчика, промышленности и DRDO. К работам будут привлечены и иностранные консультанты. Проектирование трансмиссии танка уже началось.

Одновременно с разработкой FMBT прорабатывается новая версия первого индийского танка собственной разработки «Арджун» «Арджун» Mk.2. В общей сложности в конструкцию планируется внести 93 модификации. В их числе усовершенствованный зенитный пулемет, а также ракетный комплекс для поражения наземных целей на большой дальности и защиты от ударных вертолетов. Панорамный прицел с ночным видением для командира танка будет оснащен системой автоматического сопровождения цели. «Арджун» Mk.2 получит динамическую защиту, размещенную по всему корпусу.

Минобороны Индии планирует приобрести 124 танка «Арджун» Mk.2. Поставка будет выполнена в два этапа. На первом этапе армия получит 45 машин с 56 выполненными модификациями, включая оснащение ракетным комплексом и панорамным прицелом командира. На второй партии из 79 танков будут реализованы все запланированные модификации. Первые 30 машин планируется поставить в 2013-2014 гг. Общая стоимость 124 ОБТ «Арджун» Mk.2 оценивается более чем в $1 млрд.

Россия занимает более половины мирового рынка средств ПВО

Объем продаж в сегменте средств ПВО за последние 8 лет (2002-2009 гг.) составил $17,832 млрд. или 6,1% от всего мирового объема экспорта вооружений в этот период. Россия с объемом продаж $9,037 млрд. занимает в этом сегменте 50,7% мирового рынка.

В категории средств ПВО первое место по объемам экспорта в 2002-2009 гг. занимают зенитные ракетные системы/комплексы $15,028 млрд. Второе место занимает сегмент ПЗРК $1,77 млрд., третье место зенитные артиллерийские установки $1,034 млрд.

В сегменте ЗРС/ЗРК с объемом продаж $8,263 млрд. Россия занимает 55% мирового рынка, в сегменте ПЗРК 43,7% мирового рынка ($774 млн.).

Согласно имеющемуся портфелю заказов, тендерам и намерениям по прямой закупке, объем продаж средств ПВО в 2010-2013 гг. составит не менее $21,983 млрд. (8% от всего прогнозируемого мирового экспорта вооружений).С более подробной информацией можно ознакомиться в «Ежегоднике ЦАМТО-2010» по статистике и анализу мировой торговли оружием в 2002-2009 гг.

Индию позвали в Eurofighter

В ходе визита в Дели глава Министерства обороны Великобритании Лиам Фокс предложил Индии стать участником консорциума по производству истребителя Eurofighter Typhoon.

По информации в европейских и индийских СМИ, если Индия войдет в консорциум, она сможет участвовать в производственной программе Eurofighter и изготавливать определенные детали истребителя, получит полную техническую документацию по Eurofighter, доступ к его компьютерным кодам и технологиям.

Eurofighter участвует в индийском тендере на закупку 126 истребителей стоимостью около $11 млрд. В нем также принимают участие российский МиГ-35, американские F/A-18E/F и F-16 block 70, шведский JAS-39 Gripen и французский Rafale.

США и РФ доминируют на мировом рынке истребителей

США и Россия с большим отрывом от конкурентов лидируют на мировом рынке истребителей, общий стоимостной объем которого за восьмилетний период (2002-2009 гг.), по данным ЦАМТО, составил $63,348 млрд. или 21,7% от объема мировых продаж по всем категориям вооружений ($291,49 млрд).

Статистический анализ мирового рынка по категориям вооружений ЦАМТО ведет в текущих ценах каждого конкретного года по 4-летним и 8-летним периодам как по количественным, так и по стоимостным параметрам.

По данным ЦАМТО, стоимостной объем экспортных поставок истребителей США в период 2002-2009 гг. составил $32,277 млрд. (51% рынка). Объем экспорта России в данном сегменте ЦАМТО оценивает в $15,372 млрд. (24,3% рынка).

По годам поставки США распределились следующим образом: $705 млн. в 2002 г., $3,3 млрд. в 2003 г., $4,419 млрд. в 2004 г., $5,742 млрд. в 2005 г., $6,328 млрд. в 2006 г., $5,834 млрд. в 2007 г., $3,841 млрд. в 2008 г. и $2,108 млрд. в 2009 г.

Российский экспорт по годам составил: $2,109 млрд. в 2002 г., $2,469 млрд. в 2003 г., $2,843 млрд. в 2004 г., $1,079 млрд. в 2005 г., $752 млн. в 2006 г., $1,907 млрд. в 2007 г., $2,228 млрд. в 2008 г. и $1,986 млрд. в 2009 г.

В пятерку мировых лидеров за период 2002-2009 гг. также входят Франция ($5,273 млрд.), Великобритания ($4,586 млрд.) и Швеция ($2,46 млрд.).

Места с 5 по 10 распределились следующим образом: Израиль ($935 млн.), Китай ($925 млн.), Германия ($340 млн.), Украина ($339 млн.) и Нидерланды ($248 млн.).

При расчете стоимостного объема рынка учтены поставки новых машин, лицензионное производство, модернизация и ремонт истребителей, поставки из состава ВС.

В целом в 2002-2009 гг. экспортные поставки истребителей осуществили 27 стран.

Первого локального максимума мировой рынок истребителей в период с 2002 по 2009 г. достиг в 2004 г. $8,87 млрд. против $3,418 млрд. в 2002 г. и $7,942 млрд. в 2003 г.

В последующие два года наблюдалась небольшая регрессия рынка истребителей $8,688 млрд. в 2005 г. и $8,252 млрд. в 2006 г. Второй локальный максимум и рекордный результат за весь период 2002-2009 гг. был достигнут в 2007 г. $10,837 млрд.

В 2008-2009 гг. на мировом рынке истребителей вновь наблюдалась регрессия $7,972 млрд. в 2008 г. и $7,368 млрд. в 2009 г.

С более подробной информацией, в том числе по количественной оценке рынка истребителей, можно ознакомиться в «Ежегоднике ЦАМТО-2010» по статистике и анализу мировой торговли оружием в 2002-2009 гг.

Таиланд докупил «Грипенов»

Швеция и Таиланд 23 ноября заключили соглашение о поставке 6 дополнительных  истребителей JAS-39 Gripen, системы ДРЛО на базе самолета SAAB-340, а также авиационных противокорабельных ракет RB-15F.

Контракт был подписан в Стокгольме генеральным директором Агентства по материально-техническому обеспечению ВС Швеции (FMV) Гуннаром Холмгреном и командующим ВВС Таиланда маршалом авиации Иттапорном Сабховонгом. Правительство Таиланда одобрило закупку неделей ранее и выделило средства на ее финансирование в военном бюджете 2011 ф.г.

Соглашение также включает материальное обеспечение поставляемых систем и обучение личного состава. Все заказанные истребители JAS-39 будут выполнены в одноместной версии «C». Их поставка будет завершена до конца 2013 г.

По договоренности сторон полная стоимость закупки не раскрывается, однако ранее СМИ сообщали, что она составит около $541 млн. Только 6 истребителей JAS-39 Gripen, согласно информации SAAB, стоят около $317 млн.

В октябре 2007 г. правительство Таиланда одобрило приобретение единой системы противовоздушной обороны, включая 12 истребителей JAS-39 Gripen для замены самолетов F-5Е, эксплуатирующихся с конца 1970-х гг., двух самолетов ДРЛОиУ SAAB-340, оснащенных системой Erieye. Полная стоимость закупки самолетов, связанного оборудования и услуг оценивается в $1,1 млрд. Процедура приобретения была разбита на два этапа.

Согласно подписанному с компанией SAAB в феврале 2008 г. контракту, на первом этапе ВВС Таиланда получат 6 самолетов JAS-39 Gripen (4 двухместных версии «D» и 2 одноместных «C»), один самолет ДРЛОиУ SAAB-340 Erieye, один транспортный SAAB-340, а также систему управления и контроля, которая обеспечит взаимодействие самолета ДРЛОиУ и истребителей Gripen. Кроме того, контракт предусматривает обучение пилотов и технического персонала, поставку тренажеров и материально-техническое обеспечение. Стоимость данной части оборудования составила $531 млн., которые должны быть выплачены с 2008 по 2012 гг. Поставка самолетов в рамках данного контракта начнется в первой половине 2011 г. Ожидается, что эскадрилья JAS-39 Gripen ВВС Таиланда будет полностью боеготова в 2015 г.

Двигатели сдали досрочно

Четвертая партия двигателей Д-30КП-2, изготовленная НПО «Сатурн» по контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, сдана китайскому заказчику и поставлена в КНР в ноябре. Подписание акта приемки 12 двигателей четвертой партии состоялось в НПО «Сатурн» 27 октября 2010 г.

Контракт между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Китайской Народной Республикой вступил в силу в апреле 2009 г. Согласно данному документу НПО «Сатурн» обязано поставить китайскому заказчику 55 двигателей Д-30КП-2 в период до 2012 г. Контрактом также предусмотрена техническая поддержка со стороны предприятия-изготовителя в гарантийный период.

Три первые партии двигателей Д-30КП-2 были досрочно сданы «Сатурном» заказчику, соответственно, в ноябре 2009 г., марте и мае 2010 г. Приемка последней, пятой, партии двигателей намечена на февраль 2011 г.

Представители китайской делегации с удовлетворением отметили досрочное и качественное выполнение НПО «Сатурн» контрактных обязательств и выразили уверенность в продолжении российско-китайского сотрудничества.

Для безопасности побережья

ВМС Индии начали повторную процедуру приобретения 6-8 новых самолетов морской разведки средней дальности (MRMR), а также высотных беспилотных летательных аппаратов.

Министерство обороны направило заинтересованным компаниям запрос об информации на тендер по закупке самолетов MRMR с радиусом действия более 350 морских миль и высотных БЛА дальнего радиуса действия HALE (High-altitude long-endurance) с потолком выше 40 тыс. футов при автономности полета более 25 часов.

Как и закупаемые по программе LRMR американские P-8A Poseidon, новые самолеты MRMR должны быть оборудованы РЛС сканирования морской поверхности и иметь на вооружении средства противолодочной борьбы, в том числе торпеды. Как планируется, в тендере ориентировочной стоимостью около $247 млн. примут участие ТАНТК им. Бериева с амфибией Бе-200 и канадская Bombardier с Q400.

Новые самолеты станут частью создаваемой в Индии трехуровневой системы обеспечения безопасности береговой линии, протяженность которой составляет около 5,4 тыс. км. В рамках проекта правительство утвердило закупку для Береговой охраны 42 новых самолетов, которые дополнят имеющийся флот в составе 24 самолетов Dornier и 21 вертолета. Помимо самолетов и БЛА, в системе обеспечения безопасности береговой линии будут задействованы геостационарные разведывательные космические аппараты и патрульные корабли, количество которых также планируется увеличить.