Главная / Украина / Украина

Украина

Украинская армия: вступая в новый год

В украинском военном ведомстве проанализированы текущие результаты выполнения «Государственной программы развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 гг.» и их подготовки в 2008 учебном году, а также, что более важно, определены основные задачи для органов управления, войск (сил) на 2009 учебный год. И хотя можно долго дискутировать относительно уровня их амбициозности или возможности финансового обеспечения реализации задуманного, но сам факт публичного оглашения указанных планов делает честь украинскому Минобороны, хотя некоторые вещи все же вызывают удивление.

Игорь ВАСИЛЕНКО

КИЕВ

ПЛАНЫ

В конце 2008 г. руководство Министерства обороны Украины сделало достоянием гласности свою оценку ситуации, указав, что мероприятия «Государственной программы развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 гг.», запланированные на год, были выполнены, но при этом подчеркнув, что лишь в объеме профинансированных расходов бюджета Минобороны. Поэтому перед этим ведомством встал вопрос поиска взвешенного подхода к выбору задач 2009 учебного года.

Прежде всего, традиционно был определен приоритетный вид Вооруженных Сил, на развитии которого будут сосредоточены основные усилия. В этой связи 2009 г. определен годом Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины (ВСУ). Также были поставлены задачи относительно повышения уровня боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей ВСУ. Внимание сосредотачивается на усовершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы; развитии системы стратегического планирования и оборонного менеджмента; выполнении мероприятий реформирования ВСУ; приведении количественно-качественных показателей личного состава, вооружения и военной техники в соответствие с задачами, определенными законодательством Украины. Самым показательным можно считать то, что принято решение о наращивания боеспособности войск (сил) и доведения их численности до 150 тысяч военнослужащих в 2008 г., 162 тысяч военнослужащих в 2009 г., а также 50 тысяч человек гражданского персонала Вооруженных Сил Украины, начиная из конца 2008 г.

 

В самом центральном аппарате Министерства обороны Украины на протяжении 2009 г. планируется обеспечить усовершенствование системы стратегического планирования на основе объединения процессов стратегического планирования применения ВСУ, их развития и формирования бюджетного запроса Министерства обороны Украины с применением метода, ориентированного на возможности.

Главной задачей для «военной ветви», т.е. для Генерального штаба ВСУ в 2009 г. определена реализация уточненных мероприятий «Государственной программы развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 гг.»; повышение уровня боевой и мобилизационной готовности, подготовки органов управления и войск; наращивания возможностей частей и подразделений Объединенных сил быстрого реагирования к выполнению первоочередных задач составом мирного времени без доукомплектования, а некоторых частей Основных сил обороны – к выполнению ряда задач сокращенным составом; развитие сил специальных операций. Причем межвидовые группировки войск (сил) должны быть готовы выполнять определенные для них задачи за ситуациями применения в условиях осуществления информационно-психологического влияния противника и применения им информационных технологий. Приоритет будет предоставлен подготовке войск (сил), в первую очередь Объединенных сил быстрого реагирования, сил специальных операций, дежурных сил противовоздушной обороны, разведки, связи и т.п.

Руководство ведомства не стало скрывать, что стоит задача на протяжении 2009 г. довести штатную численность ряда частей мирного времени по отношению к военному штату до: 80-90% – из состава сил немедленного реагирования, и 70% – для сил быстрого реагирования, а также нарастить боеспособность зенитно-ракетных и радиотехнических частей путем доведения до 60-70% штатной численности мирного времени.

 

Будут продолжены мероприятия усовершенствования системы органов военного управления, в том числе проведением дальнейшей оптимизации структуры Объединенного оперативного командования ВСУ и Командования сил поддержки ВСУ, создания на базе оперативных командований региональных командований, а также путем создания в Генеральном штабе ВСУ нового подразделения, которое будет заниматься определением потребностей в военном имуществе и организации материально-технического обеспечения войск (сил).

Что касается Сухопутных войск, то оглашены намерения увеличить численность мирного времени ряда механизированных бригад сухопутной компоненты Основных сил обороны и даже сформировать отдельный механизированный полк в городе Болград. Хотя, лишь несколько лет назад аналогичная воинская часть в этом же городе была расформирована, а сейчас фактически будут тратиться финансовые и другие ресурсы на восстановление разрушенного.

Большие изменения ожидаются в Воздушных силах ВСУ, прежде всего, по прикрытию важных объектов, для чего будут вновь формироваться отдельные зенитные ракетные дивизионы С-200 в составе двух зенитных ракетных полков с дислокацией в городах Севастополь и Днепропетровск, а в некоторых бригадах тактической авиации будет завершено перевооружение на самолеты Су-27 и сформирована авиационная эскадрилья на самолетах Л-39. Будет осуществлено восстановление пилотажной группы «Украинские соколы» и оптимизация организационно-штатной структуры Центра боевой подготовки авиационных специалистов Вооруженных Сил Украины. В одной авиационной бригаде будет проведен эксперимент по переходу на новую организационно-штатную структуру «бригада тактической авиации – авиационная база» с целью обеспечения благоприятных условий для создания авиационно-истребительного прикрытия и повышения мобильности бригад тактической авиации.

БТР-4.

 

Руководство украинского военного ведомства неоднократно подчеркивало, что, учитывая недавние события на Кавказе и возрастание напряженности в Черноморском регионе, планируется существенно нарастить боевой потенциал Военно-морских сил ВСУ. Это будет достигаться путем включения в морскую авиационную бригаду подразделения штурмовой авиации, переформирования Центра войск береговой обороны в объединение войск береговой обороны, восстановление отдельного берегового ракетного дивизиона, переформирования одного из отдельных механизированных батальонов в отдельный полк береговой обороны, а отдельного батальона морской пехоты – в отдельный полк морской пехоты и т.п. Более того, будут формироваться и проходить подготовку экипажи двух фрегатов и одного тральщика. Учитывая, что на украинских кораблестроительных предприятиях ничего нового в классе «фрегат» не строится, можно предположить, что украинские военные всерьез приблизились к недавно озвученной идеи получения корабельного «секонд-хэнда» из США и других западных стран.

АРСЕНАЛЫ ПРОСЯТ ОБНОВЛЕНИЯ

В украинском военном ведомстве имеют место планы в сфере военно-технической политики по оснащению войск (сил) современными образцами вооружения и военной техники, восстановлении ее технического состояния. Причем среди основных приоритетов в этой сфере названы восстановление ресурса и модернизация самолетов для Воздушных сил ВСУ, вертолетов для Сухопутных войск, радиотехнических систем воздушного и морского наблюдения, продолжение строительства двух самолетов Ан-70. Также будет уделяться внимание повышению технического состояния корабельного состава, морской авиации; ремонту и модернизации существующих образцов кораблей, самолетов и вертолетов для Военно-морских сил ВСУ; продолжению разработки собственного многоцелевого корвета. Кроме того, к приоритетам отнесены продление ресурса зенитно-ракетных комплексов, зенитных ракет во всех видах ВСУ, ракетного и минно-торпедного вооружения ВМС; создание единой автоматизированной системы управления войсками и связи на основе цифровых технологий; оснащение сил специальных операций новыми образцами вооружения и военной техники; модернизация бронетанковой техники и ракетно-артиллерийского вооружения, создание многофункционального ракетного комплекса; закупка автомобильной техники собственного производства.

Флагман украинского флота «Гетман Сагайдачный».

 

На протяжении 2009 г. стоит задача организовать формирование и выполнения государственного оборонного заказа по разработке и закупке новых образцов ВВТ, модернизации существующего вооружения и военной техники согласно «Государственной программе развития вооружения и военной техники до 2009 г.», положив в основу принцип комплектного перевооружения – в полном составе рот (батарей), батальонов (дивизионов) и даже бригад, и т.п.

Кроме выполнения существующих планов, в 2009 г. будет разрабатываться новая «Государственная целевая программа развития вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины на период 2010-2015 гг.». Также приняты решения относительно вывода их на уровень государственных целевых оборонных программ, в том числе «Государственной целевой оборонной программы создания кораблей проекта 58250», «Государственной целевой оборонной программы создания для потребностей Вооруженных Сил Украины многофункционального ракетного комплекса», общегосударственной целевой оборонной программы создания и закупки военно-транспортного самолета Ан-70. Предполагается также организация проведения модернизации зенитных ракетных систем средней и большой дальности и разработка нового украинского зенитного ракетного комплекса.

ФИНАНСОВЫЕ РЕАЛИИ

Напомним, что в 2007 г. Министерство обороны Украины было профинансировано на уровне 8,7 млрд. гривен. В 2008 г. финансирование было приблизительно на уровне 9,4 млрд. гривен. Но если учесть уровень инфляции, то становится понятным, что уровень финансирования в этом году стал реально меньшим, чем в 2007 г.

Ан-70.

 

По этому поводу министр обороны Украины Юрий Ехануров заметил: «Такой уровень финансирования Вооруженных Сил не является серьезным ответом на те угрозы, которые сегодня имеет Украина, и к которым мы должны быть готовыми в системе координат, когда Украина не является членом каких-то систем коллективной безопасности. И это есть большая проблема».

ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ УКРАИНЫ АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК НАЗВАЛ НЫНЕШНИЙ ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ САМЫМ «ПОЗОРНЫМ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ»

Поэтому можно утверждать, что рациональные в целом планы могут оказаться под угрозой, если их реализация не будет подкреплена финансовыми ресурсами. На заседании кабинета министров Украины во время рассмотрения бюджета на 2009 г. военные пытались отстаивать сумму в 17,5 млрд. гривен. Спецфонд военные реально смогут наполнить лишь на 1,2 млрд. гривен, а остальные деньги просили выделить по общему фонду, так как реально в 2008 г. спецфонд составил немногим менее 600 млн. гривен.

Александр Кузьмук.

Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады также настаивает на пересмотре бюджетов силовых структур на 2009 г. Об этом заявил председатель профильного парламентского комитета экс-министр обороны Анатолий Гриценко: «Внесенный проект бюджетов на 2009 г. для силовых структур Украины является несбалансированным, и его принятие в таком виде может привести к критическим отрицательным последствиям в деятельности всех силовых структур». Он также подчеркнул, что бюджет поставит под вопрос выполнение силовиками определенных законами задач. А. Гриценко констатировал, что «бюджеты всех силовых структур, кроме Министерства внутренних дел и внутренних войск МВД, со знаком «минус» по сравнению с прошлым годом». И эти пропорции являются достаточно интересными, и из них становится понятно, кто пользуется какой-то политической благосклонностью правительства, а кто – нет.

Судите сами: по сравнению с 2008 г. для Генеральной прокуратуры запланировано уменьшить бюджет на 16,9%, для СБУ – на 15%, Минобороны – на 22,3%, Государственной службы специальной связи – на 19,6%, Государственную пограничную службу ожидает уменьшение на 14,8%, для Государственной службы охраны – снижение уровня финансирования на 21,7%, Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций – на 14,3%, Службы внешней разведки – на 19,9%. И лишь планируется увеличить финансирование МВД на 7,6% и внутренних войск – на 4,2%.

Анатолий Гриценко обратил также внимание, что в бюджете не заложены средства на реализацию больших инфраструктурных проектов, которые могут быть очень полезными именно в период кризиса: «это создание украинского корабля типа «корвет», создание ракетного комплекса, производство самолета Ан-70 и тому подобное. К большому сожалению, этих денег в бюджете нет, не смотря на все решения, которые принимались». А как сообщил директор Департамента финансов Министерства обороны Иван Марко, во внесенном правительством проекте госбюджета на 2009 г. на финансирование ВСУ по общему фонду было предусмотрено лишь 6,9 млрд. гривен. «Этого ресурса хватит только на финансирование трех направлений: денежного обеспечения, питания военнослужащих и частичной уплаты коммунальных расходов», – сказал И. Марко. По его словам, на остальные расходы, в частности, боевую подготовку, обновление вооружения и военную технику, «денег абсолютно не хватит». И. Марко также заметил, что запланированный проектом бюджета ресурс в 4,2 млрд. гривен по специальному фонду является нереальным для выполнения. Комментируя запланированные расходы на оборону на следующий год, он констатировал, что, например, заложенных средств на питание военнослужащих хватит всего на 4,5 месяца. А другой народный депутат, экс-министр обороны Александр Кузьмук назвал нынешний военный бюджет самым «позорным за всю историю Вооруженных Сил».

Как следует из сухих цифр, можно, конечно, говорить о в чем-то амбициозных, в чем-то вполне обоснованных планах военного ведомства, но, как мы видим, пустая казна государства или нежелание украинской власти поворачиваться лицом к армии способно разрушить все конструктивные начинания.