Главная / Украина / Украина

Украина

Новый Верховный главнокомандующий для украинских силовиков
Электорат в погонах ответил взаимностью всем политикам в зависимости от их «заслуг» перед вооруженными силами

На Украине состоялся второй тур выборов президента страны, на которых победил лидер оппозиции Виктор Янукович. Для военнослужащих украинской армии это также стало своеобразным «выбором» нового Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами. И, одновременно, поводом для размышлений о том, что ожидает в обозримом будущем военное ведомство страны.

Игорь ВЛАСЕНКО

КИЕВ

СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ ВОЕННЫХ

Эти выборы стали, наверное, первыми в истории независимой Украины, когда не осуществлялось давление на военных в плане того, за кого им «нужно» голосовать. Автор помнит не очень далекие годы в своей военной карьере, когда командир бригады откровенно задавал вопрос «Товарищ капитан, за кого будет голосовать ваш батальон?». Или как депутаты-спонсоры на более местечковом уровне «одаривали» воинские части, и особенно их командование.

Александр Кузьмук имеет предпочтительные шансы для назначения на пост министра обороны Украины.

Кстати, при Викторе Ющенко, административный ресурс также работал при подготовке к неоднократным парламентским выборам. Правда, в более завуалированной форме, а все это имело вид «активного участия» президента – Верховного главнокомандующего в мероприятиях повседневной жизни армии: участие в военных учениях, посещение военных гарнизонов и т.п. Ему «помогал» бывший министр обороны Анатолий Гриценко, находившийся на минувших парламентских выборах в первой пятерке пропрезидентской силы «НУ-НС». И вся их повседневная работа в те дни, по странному совпадению, проходившаяся в виде непрерывных поездок по гарнизонам, была подчинена максимальному количеству встреч с будущими избирателями в погонах. Поэтому сейчас странно слышать заверения упомянутых горе-политиков, что они «честны», «чисты» и их руки «ничего не брали».

На этот раз, видимо, Виктор Ющенко понимал обреченность своих шансов на выборах, поэтому лично им никаких особых усилий в борьбе за военный электорат не предпринималось. Кое-какие «телодвижения» в «силовой сфере» осуществляла Юлия Тимошенко, но она в основном «зациклилась» в работе с рабочими и служащими оборонно-промышленного комплекса страны и органов внутренних дел.

Безусловно, в военном ведомстве проводились всякого рода совещания по упомянутой теме, но они касались лишь исключительно вопросов организованного участия военнослужащих в выборах.

Но не будет преувеличением сказать, что предшествующие годы открыли глаза всем ее гражданам, в том числе и сотрудникам силовых структур на истинное лицо малообновляемого списка украинских политиков и их редко выполняемым обещаниям накануне многочисленных выборов.

В конечном итоге электорат в погонах ответил взаимностью всем политикам в зависимости от их «заслуг» перед вооруженными силами. Причем существует два вполне достоверных источника для формирования реальной картины симпатий: итоги голосований по избирательным участкам, где есть только военнослужащие. Речь идет об украинском национальном контингенте «УКРПОЛБАТ», выполняющего миротворческую миссию в Косово (он формировался в Житомире) и 56-м отдельном вертолетном отряде миссии ООН в Либерии (формировался в Херсонской области, но в его составе – заметный удельный вес военнослужащих из Львовской области). Результаты их голосований обнародованы на сайте Центральной избирательной комиссии и являются весьма характерными.

В частности, на избирательном участке №51 (г. Монровия, Республика Либерия, 56-й отдельный вертолетный отряд в составе Миссии ООН) заграничного избирательного округа во втором туре выборов президента Украины 7 февраля 2010 г. приняли участие 292 украинских граждан, из них: 279 – военнослужащие ВС Украины и 13 – офицеры МВД Украины. Результаты подсчета голосов: Тимошенко Ю.В. – 65 голосов, что составило 22,4%. Янукович В.Ф. – 199 голосов, что составило 68,6%. Не поддержали ни одного из кандидатов – 28 человек (9%).

На президентских выборах свыше 60% военного электората голосовали за Виктора Януковича.

Примерно аналогичным образом видно отношение людей в погонах и на примере заграничного избирательного участка №87 (с. Брезовица, Косово), где выполняет задачи «УКРПОЛБАТ». Всего проголосовало 187 человек. Голоса распределились: Тимошенко Ю.В. – 42 голоса (22,34%), Янукович В.Ф. – 118 голосов (62,77%). Не поддержали ни одного кандидата – 27 голосов (14,89%).

Повторимся, что причины этого очевидны: отношение самих кандидатов и «их» политических сил к украинской армии и другим силовым структурам. Причем, не на словах, а в виде реальных поступков…

ЗАДАЧИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Если говорить о текущих задачах в сфере безопасности и направлениях внешней политики для нового президента Украины, то мнения политиков и экспертов расходятся. Например, и.о. директора международных программ Центра Разумкова Михаил Пашков отметил 21 января с.г., что принципиально важным будет запуск механизмов межгосударственного сотрудничества, а именно украинско-российской межгосударственной комиссии, которая «до недавнего времени работала на одном моторе – Экономическом комитете». Он также определил основные проблемы в отношениях Украины с Россией: безопасность, газовые взаимоотношения, проблемы границы, Черноморский флот и вопросы гуманитарного характера. Но, по мнению М. Пашкова, новый президент вынужден и будет продолжать сотрудничество с НАТО. Но между предвыборными заявлениями и реальными действиями большая разница, и говорить о внешнеполитическом курсе нового президента можно будет лишь по его конкретным шагам.

Тезис о том, что контакты с НАТО и ЕС в сфере безопасности развиваются, подтверждает ряд свежих событий. Например, незадолго до выборов – 26 января, начальник Генерального штаба – Главнокомандующий ВС Украины генерал-полковник Иван Свида на заседании Военного комитета Украина – НАТО на уровне начальников Генеральных штабов в Брюсселе отметил, что евроатлантический и европейские векторы военного сотрудничества будут оставаться приоритетными для украинских Вооруженных Сил. Практически одновременно, 20 января, представитель Военного комитета Североатлантического альянса Массимо Паницци сообщил, что Киеву предложено войти в состав Сил реагирования НАТО в 2015-2016 годах: «Украина станет первой страной – не членом НАТО, участвующей в Силах реагирования альянса». М. Паницци расценил предстоящее вхождение Украины в Силы реагирования «шагом вперед в осуществлении военных реформ», которые Североатлантический альянс ждет от Киева «на пути» к статусу кандидата в члены НАТО.

В принципе, в законе «Об основах национальной безопасности Украины» уже давно указано, что одним из приоритетов национальных интересов есть интеграция страны в европейское политическое, экономическое, правовое пространство и в евроатлантическое пространство безопасности.

Но, в предвыборных программах основных кандидатов в президенты Украины в части, касающейся безопасности и обороны государства, было отмечено: у Ю. Тимошенко – присоединение Украины к любым системам коллективной безопасности будет решаться лишь на референдуме; у В. Януковича – главным заданием национальной внешней политики должно стать сохранение внеблокового статуса Украины. Напомним, что 18 января, Виктор Янукович заявил, что «Украина никогда не будет блоковым государством и не будет вступать ни в какой военный блок».

Но важно другое – на посту Верховного главнокомандующего, который прилагается к должности президента страны, Виктору Федоровичу придется немедленно столкнуться с большим ворохом внутренних проблем, в том числе и в оборонной сфере, затягивать с решением которых – опасно. В своем подавляющем большинстве это проблемы сегодняшнего дня, на которые придется реагировать немедленно. Их накопилось вполне достаточно: от незавершенной реформы системы управления ВСУ до необходимости срочного обновления арсеналов. И это на фоне задач социальной защиты военнослужащих, и техногенно-опасную проблему утилизации боеприпасов и ракетного топлива, и т.п. Посему, скорее всего, реформы и преобразования придется откладывать до лучших времен.

Годовой налет пилотов украинских ВВС – один из самых низких в Европе.

 

НЕМНОГО ПРОГНОЗОВ

У Виктора Януковича на сегодня уже есть достаточный опыт пребывания на вершине власти, и, прежде всего, в должности премьер-министра. Но самое интересное то, что его тогдашними «плодами деятельности» воспользовалась именно «оранжевая» команда. Ведь сейчас все признают, что самыми успешными для украинских военных стали 2004-2005 гг. И Виктор Ющенко, и экс-министр обороны Анатолий Гриценко неоднократно заявляли, что за это время удалось сдвинуть с места вопросы активизации боевой подготовки, обновления арсеналов, строительства жилья для военных. Потом, безусловно, для «оранжевых» пришло время показать результаты уже своей работы. Увы, отставание «новой команды» от команды предшественников оказалось просто катастрофическим.

Виктор Янукович 1 февраля 2010 г. в прямом эфире одесской городской телекомпании «Академия» заявил, что после избрания его главой государства он активизирует политику модернизации Вооруженных Сил Украины: «Я в обязательном порядке воспользуюсь возможностью привлечения лучших консультантов, и, прежде всего, – украинских, для того, чтобы найти ответы на все вопросы, которые будут возникать у нас в сфере оборонной политики».

Неписанный закон о том, что «кадры решают все», никто пока отменить не смог. Поэтому перед вновь избранным президентом стоит задача расставить на ключевые посты в силовых структурах страны «своих» людей. В обойме у Виктора Януковича есть определенные кандидаты, способные возглавить военное ведомство. В том числе и в достаточно больших званиях. Например, генерал армии Украины Александр Кузьмук, уже дважды бывший у руля военного ведомства. Хотя вряд ли он захочет третий раз «входить в ту же реку». Или другой пример – генерал Владимир Толубко, пострадавший от кадровых нововведений «оранжевой» власти, хотя сейчас о нем вспоминают как о военном профессионале высокого уровня.

Флагман Военно-морских сил Украины «Гетман Сагайдачный».

 

Хотя новым министром обороны может стать и обычный гражданский политик без «военного» прошлого. Ведь, по большому счету, исключительно полководческих качеств от военного министра сейчас уже никто не требует. А практика предыдущих лет показывает, что ни один план реформирования и развития армии, закупок вооружения, боевой подготовки на Украине не выполнялся. Зато безукоризненно выполнены все планы сокращений (т.е. высвобождения ресурсов), а также продажи земель, инфраструктуры, техники и т.п.

Поэтому можно пытаться прогнозировать, что акценты нового руководителя военного ведомства будут однозначно направлены на установление посредством кадровых назначений полного контроля над всеми оставшимися ресурсами ведомства (бюджет, недвижимость, закупки и т.п.). Говорить о том, что одновременно дойдут руки и до непосредственно военной проблематики, т.е. подготовки войск, обновления арсеналов – оснований пока нет, хотя доля оптимизма, безусловно, присутствует.

Нужно также упомянуть, что согласно законодательства Украины, у президента страны сейчас достаточно урезанные возможности воздействовать практически в ресурсном плане на повседневную жизнь и развитие силовых структур. Ведь бюджетные рычаги влияния на военное ведомство сейчас находятся у главы правительства. А кандидатура будущего премьер-министра – пока еще вопрос предстоящих переговоров, договоренностей бизнес-политической элиты страны и утверждения парламентом.

Что касается персоналий, то и.о. министра обороны страны Валерий Иващенко при всех своих заслугах и личных профессиональных качествах имеет очень мало шансов остаться на своем посту.

Несколько выше шансы работать с новой властью есть у недавно назначенного начальника Генерального штаба – Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины генерал-полковника Ивана Свиды. Что касается руководителей более низкого уровня, то ситуация с их будущим в военном ведомстве может прогнозироваться в зависимости от персонального состава будущего руководства Минобороны.

После «обкатки» украинского контингента в Ираке Киеву предложено поучаствовать в Силах реагирования НАТО.

 

Нет причин говорить о шансах остаться на своем посту и у начальника Главного управления разведки Минобороны Украины генерала Виктора Гвоздя. Мы не ставим под сомнение его профессиональные качества, а также неучастие в политических процессах внутри страны, чем сильно страдали его предшественники. Но, во-первых, сильно уж специфическая у него должность. А во-вторых, он выходец из секретариата президента времен Виктора Ющенко…

В любом случае, причина для оптимизма все же есть. Это предшествующая деятельность Виктора Януковича в исполнительной власти. На тот момент он показал себя эффективным руководителем и хозяином, при котором импульс в финансировании и развитии получали все министерства и ведомства, шло наполнение бюджета и выполнялись намеченные планы. Если подобные тенденции в его деятельности будут сохранены и развиты дальше, то у украинских силовиков есть шансы не на «прозябание», а на развитие.

И очевидно, что нынешние украинские политики, желающие прийти к власти в ходе будущих выборов, должны внимательно ознакомиться с результатами выборов минувших и понять, что нужно делать уже сейчас для своих будущих избирателей в погонах в обмен на их симпатии и поддержку.