Главная / Выставки / Выставки

Выставки

На волне «Невы»

Президент ОСК Владимир Пахомов знакомится с разработками гражданского назначения на стенде Зеленодольского ПКБ.

Как сообщил в дни работы юбилейной Х международной выставки по судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «Нева 2009» директор Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Игорь Серов, модернизация верфей этого объединения для строительства на них судов дедвейтом до 300 тыс. т потребует инвестиций в 17 млрд. рублей. По словам этого топ-менеджера, ОПК уже готова начинать строительство судов дедвейтом в 155 тыс. т. Для этого необходима минимальная модернизация мощностей, которая может осуществляться без остановки производства. В свою очередь, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует в ближайшее время создать новую современную судостроительную верфь в Кронштадте. Она будет включать крупный док и три цеха (покрасочный, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный). На этом предприятии получат работу около полутора тысяч человек. Ориентировочная стоимость проекта оценивается в $1 млрд.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА

Однако пока производительность и конкурентоспособность отечественного судостроения оставляют желать лучшего. По признанию вице-президента ОСК Сергея Форафонова, сроки строительства судов в России в 1,5-2 раза больше, чем на зарубежных предприятиях, а стоимость при этом выше на 20-25%.

Устранение этих диспропорций – одна из главных целей проведения выставки «Нева». Не случайно добрую половину из почти 600 ее участников представляли зарубежные фирмы из 37 стран мира. На выставке можно было найти практически все, что требуется судостроительной отрасли. Дизели MAN и MTU соседствовали с газотурбинными установками Rolls Roys и электротехническим оборудованием концерна АВВ. Германская фирма Schottell демонстрировала свои знаменитые винто-рулевые колонки, предназначенные для оснащения и прогулочных катеров, и гигантских газовозов.

Сергей Форафонов подчеркнул, что Объединенная судостроительная корпорация уже достигла предварительных договоренностей с западноевропейскими компаниями о передаче ряда новейших технологий на «приемлемых условиях».

Андрей Белентьев (слева) и Константин Шилов подписывают соглашение о консорциуме.

Как это не удивительно, сама Объединенная судостроительная корпорация на санкт-петербургской выставке не имела ни только своего павильона, но и стенда, хотя представительная делегация ОСК во главе с ее президентом Владимиром Пахомовым присутствовала и активно работала на этом форуме. Как нам разъяснил один из сотрудников ОСК, на выставке широко были представлены предприятия, входящие в корпорацию, и поэтому, мол, не было надобности в каком-то отдельном представительстве объединения на выставке. Действительно, на «Неве 2009» свою продукцию демонстрировали «Адмиралтейские верфи», «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», Северное ПКБ, Зеленодольское ПКБ, Средне-Невский судостроительный завод и ряд других предприятий ОСК. Однако все-таки, на наш взгляд, флагман судостроительной отрасли страны должен доминировать на такого рода мероприятиях, как это, например, было на Международном военно-морском салоне в июне этого года.

На выставке президент ОСК Владимир Пахомов и генеральный директор хорватского акционерного общества Hrvatska brodogradnja Jadranbrod Нады Браович подписали меморандум о сотрудничестве. Он предусматривает совместное участие в инвестиционных проектах, направленных на развитие судостроения в обеих странах, налаживание экономического и производственно-технического сотрудничества по разработке и внедрению новейших технологий в проектирование и строительство современных судов. Стоит напомнить, что Hrvatska brodogradnja Jadranbrod – крупнейшее судостроительное и судоремонтное предприятие в Хорватии и Европе. Оно было стратегическим партнером бывшего СССР. На его верфях для Советского Союза было построено более 200 судов, а с 1993 г. российским заказчикам поставлено 41 судно суммарным дедвейтом 1580000 т на сумму более $1 млрд. То есть, это партнер известный и проверенный многолетним сотрудничеством, способный оказать содействие в организации строительства танкеров, химивозов, судов по обслуживанию газонефтедобычи.

Одним из самых заметных событий «Невы 2009» стало подписание соглашения о консорциуме между Концерном «НПО «Аврора» и ЗАО «Транзас». Еще вчера эти два предприятия судовой электроники и средств корабельной автоматики  выступали как конкуренты, а на выставке генеральный директор «Авроры» Константин Шилов и генеральный директор «Транзас» Андрей Белентьев, что называется, ударили по рукам и взялись за освоение рынка систем автоматизации и управления для платформ и судов различного типа и назначения, обеспечивающих добычу и транспортировку углеводородов.

Винто-рулевые колонки фирмы Schottell.

 

– Стратегическая идея создания консорциума связана с ожиданием всплеска в гражданском судостроении и, прежде всего, в обеспечение добычи углеводородов на шельфе, – заявил в этой связи Константин Шилов. – Для этого мы инвестируем порядка 200 млн. рублей в строительство замкнутого сборочного комплекса по созданию гражданской морской техники. Вместе с нашим партнером мы сможем решить весь комплекс вопросов по автоматизации морских средств добычи и транспортировки нефти и газа.

Тема обеспечения добычи газа и нефти на континентальном шельфе и особенно в полярных районах, пожалуй, стала доминирующей на «Неве 2009». Объем работ здесь, действительно, огромный. Расчеты ведущей научной организации отечественного судостроения – ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, подготовленные по заказу «Газпрома», рисуют следующую картину. До 2030 г. для нужд газовой компании необходимо построить более 350 различных судов и других плавсредств на общую сумму более $100 млрд. В ближайшие двадцать лет потребуется 55 буровых платформ, что обойдется в $42,9 млрд., 58 танкеров ($9,45 млрд.), 46 ледоколов ($4,04 млрд.), 93 судна-снабженца ($961 млн.). Само собой, «Газпром» сможет закупить всю эту армаду в зависимости от спроса и стоимости на мировом рынке углеводородного сырья, а также от прироста добычи нефти и газа на шельфе.

Нады Браович (слева) и Владимир Пахомов обмениваются подписанными документами о сотрудничестве.

Требует новой техники и Севморпуть. В следующем году предполагается начать строительство универсального атомного турбоэлектрического двухосадочного (для глубоких и мелких вод) ледокола нового поколения проекта 22220 разработки ЦКБ «Айсберг», входящего в состав ОПК. Его мощность на валах составит около 60 МВт. Длина судна – 160 м, ширина – 33 м, полное водоизмещение – 33200 т, максимальная осадка в зависимости от района плавания – 8,7-10,5 м. Оно будет оснащено новой реакторной установкой интегрального типа разработки «ОКБМ Африкантов». В ледовом опытном бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова состоялись испытания модели ледокола, во время которых с максимальной достоверностью имитировалось высокоширотное плавание, в том числе на чистой воде и сквозь поля тяжелых льдов во время их сжатия. Серия мощных «повелителей Арктики» планируется из трех единиц.

А до конца октября должен быть назван победитель тендера на строительство трех дизель-электрических ледоколов мощностью 25 МВт по заказу ФГУП «Росморпорт». До 2015 г. они войдут в строй для работы в арктических акваториях. Новые ледоколы будут многофункциональными, обладать способностью преодолевать ледовые поля толщиной до трех метров, иметь оборудование по ликвидации аварийных разливов нефти, аварийно-спасательное снаряжение, водолазный комплекс и две вертолетные площадки – в носу и на корме. Высокая степень автоматизации позволит в два раза уменьшить численность экипажа по сравнению с судами аналогичного класса предыдущих поколений.

Северное ПКБ показало на выставке модель ледового научно-исследовательского судна (НИС) полным водоизмещением около 3500 т и длиной 95,8 м. Мощность дизельной энергетической установки – 10,4 МВт, скорость на чистой воде – до 18 узлов. Судно способно безопасно продвигаться в сплошном льду толщиной в один метр и крупнобитом льду толщиной 2,5 м со скоростью 4,5 узла. На НИС предусмотрено базирование вертолета Ка-32.

Наше внимание это ледокольное судно привлекло, прежде всего, потому, что оно может оснащаться легким артиллерийским вооружением и современными электронными средствами обнаружения для использования в качестве патрульного корабля Береговой охраны полярных морей. Это тем более актуально, что многие страны бассейна Северного Ледовитого океана уже приступают к строительству целых арктических эскадр. Канада, например, собирается поставить ВМС и Береговой охране 50 кораблей ледового плавания на сумму $27 млрд. (см. журнал «Национальная оборона» №9/ 2009).

Хотя выставка «Нева 2009» позиционирует себя, как сугубо гражданскую, двойные технологии, используемые в современном судостроении, представляют интерес и для тех, кто занимается военным кораблестроением. Кроме того, на этом форуме, как мы уже отмечали, были все-таки представлены корабли и катера, предназначенные для нужд Береговой охраны. И не только на стенде Северного ПКБ. Проектно-конструкторское бюро «Петробалт» показало судно Береговой охраны проекта 22120, которое строится сейчас на Морском заводе «Алмаз». Его водоизмещение – 1066 т, длина – 71 м, скорость – 24 узла. Имеется площадка для вертолета, который призван контролировать большие акватории и принимать участие в задержании нарушителей.

Атомный ледокол нового поколения проекта 22220.

Дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт.

 

Ледокольное судно разработки Северного ПКБ в варианте патрульного.

 

На стенде Средне-Невского судостроительного завода можно было познакомиться с материалами по скоростным патрульным катерам типа А-164 и А-166. Первый имеет длину 19 м и развивает скорость полного хода 53-55 узлов, которую обеспечивают два дизельных двигателя мощностью по 1120 КВт каждый и водометный движитель ВДВ-525. Его безопасное плавание возможно на волнении до 6 баллов. Дальность плавания экономической скоростью – до 500 миль. Экипаж состоит из 3 человек. У катера А-166 размеры (16 м), скорость (43 узла) и дальность плавания (350 миль) поменьше, но и он отлично походит для охраны внутренних и прибрежных вод. Катера этого типа будут строиться из прочных и легких композитных материалов.

Одним из немногих натурных образцов на выставке оказался служебно-разъездной алюминиевый катер «Мастер-651», предназначенный для Береговой охраны. Длина этого «парохода» – 6,5 м, а осадка – 40 см. Но оснащен он подвесным мотором мощностью 250 л/c. Его безопасная эксплуатация возможна на волне высотой до 1,25 м. Такие мини-катера предлагают морским пограничникам «Адмиралтейские верфи», которые строят для гражданского флота большие танкеры, а для ВМФ – подводные лодки.

Надо подчеркнуть, что российские участники «Невы 2009» вовсе не чувствовали себя гостями на чужом пиру. Например, неподалеку от экспозиции фирмы Schottell размещался стенд головного филиала Центра судоремонта «Звездочка» – НПО «Винт».

Судно Береговой охраны проекта 22120.

 

Скоростной патрульный катер типа А-164.

 

– Винто-рулевые колонки с электроприводом, по большому счету, для нас вовсе не terra incognita, – сказал нам генеральный директор этого предприятия Андрей Леин. – НПО «Винт» имеет большой опыт создания и производства подруливающих устройств и движительно-рулевых колонок для судов и кораблей разного назначения, в том числе уникальных. Сейчас вместе с нашей головной организацией Центром судоремонта «Звездочка» и питерским НПЦ «Электродвижение судов» мы в инициативном порядке ведем разработку винто-рулевых установок и надеемся в недалеком будущем наладить их серийное производство для отечественных и зарубежных заказчиков.

Конечно, гражданская продукция доминировала на «Неве 2009». На выставке можно было познакомиться с весьма оригинальными проектами. Так, Зеленодольское ПКБ представило скоростной пассажирский катамаран «Белые ночи». Он предназначен для перевозки пассажиров и туристических групп численностью около 130 человек по внутренним водным путям и в прибрежной морской зоне. Пассажиры размещаются в трех комфортабельных салонах с системой кондиционирования. Дальность плавания – 600 км, скорость – 60 км/час. Катамаранный корпус и водометные движители обеспечивают плавный ход.

Служебно-разъездной катер «Мастер-651».

 

Скоростной пассажирский катамаран «Белые ночи».

Плавучий автопаркинг.

 

Две необычные для судостроительной отрасли конструкции показало Северное ПКБ. Речь идет о плавучем отеле и плавучей автостоянке. Обычно под плавучие гостиницы приспосабливают оказавшиеся не удел пассажирские суда. Но каюта с низким потолком – это все-таки не номер с соответствующим комфортом. Плавучий отель СПКБ лишен этих недостатков. Это сооружение достаточно компактное: длина – 45 м, ширина – 21 м, осадка – не более 1,8 м. То есть его нетрудно разместить на Неве и в водохранилищах Москвы-реки. А вот площадь гостиницы – около 8000 кв. м, высота помещений – 2,6-3,5 м. Предусмотрено размещение электростанции, котельной установки, цистерн пресной воды, топлива и сточных вод. Судно оборудовано автоматизированными системами управления техническими и гостиничными комплексами. Размерения плавучего автопаркинга: 84,6х20,4 м, осадка – тоже 1,8 м. В нем могут «поселиться» 200 автомобилей. В случае аварийного прекращения обеспечения с берега судно по запасам провизии, воды, топлива и масла способно функционировать в течение трех суток. Очень нужны такие суда большим городам, стоящим на реках!