Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Над островом Красного Орла
Мировой экономический кризис не лучшим образом отразился на юбилейной выставке в Лангкави

На малазийском острове Лангкави состоялась 10-я Международная выставка военно-морской и аэрокосмической техники LIMA 2009 (Langkawi International Maritime & Aerospace Exhibition). Это – крупнейшая международная выставка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она проводится с 1991 г. при поддержке правительства и Министерства обороны Малайзии.

Юрий МАКАРОВ

ЛАНГКАВИ – МОСКВА

В этом году в ее работе приняли участие около 250 делегаций из 24 стран мира. На выставке демонстрировались 55 различных типов самолетов и вертолетов, а также 94 боевых корабля и вспомогательных судна. Работу выставки освещали представители 96 средств массовой информации. Она без преувеличения прошла под рев двигателей истребителей Су-30МКМ и МиГ-29Н, которые состоят на вооружении ВВС Малайзии. Именно они стали «гвоздями» шоу во время открытия выставки, демонстрируя сложные фигуры высшего пилотажа. Ежедневно «сухие», выпущенные Научно-производственной корпорацией «Иркут», радовали участников и гостей острова Красного Орла – так переводится с малайского языка название архипелага (кстати, эти хищные птицы с редкостной кирпично-красной окраской крыльев действительно обитают здесь). Авиационная техника доминировала на российской экспозиции в Лангкави.

На долю Корпорации «Иркут» приходится треть выручки Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и свыше 15% оружейного экспорта России. Портфель заказов предприятия составляет $3,5 млрд. В этом году «Иркут» завершил поставки многоцелевых истребителей семейства Су-30 ВВС Малайзии и Алжира. Поэтому у стенда корпорации на выставке LIMA 2009 всегда было многолюдно. На нем можно было также познакомиться с учебно-боевыми самолетами Як-130, которые в этом году завершат испытания, и машина будет принята на вооружение ВВС РФ, и перспективным магистральным самолетом МС-21. К слову, незадолго до начала работы выставки в Лангкави совет директоров ОАК принял решение создать на базе НПК «Иркут» новую бизнес-единицу «ОАК – Коммерческая авиация». В ее состав войдут ведущие конструкторские бюро и заводы гражданского авиастроения России.

Пресс-конференция руководителей российской делегации.

 

На едином стенде были представлены изделия двух других авиационных компаний – акционерных обществ «Сухой» и «МиГ». Экспозиция рассказала о перспективных разработках – многоцелевом сверхманевренном истребителе Су-35 и многофункциональных фронтовых истребителях МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный). Был также представлен проект регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100».

Сейчас Малайзия готовится к проведению тендера по замене истребителей МиГ-29Н, вывод которых планируется на конец следующего года, на машины новых моделей. Тут надо заметить, что необходимость такой замены командование Военно-воздушных сил объясняет вовсе не сроком эксплуатации (15 лет) и не низкими их боевыми качествами (в учебных боях они обычно «валят» широко разрекламированные американские истребители F-18, которые тоже состоят на вооружении ВВС этой страны Юго-Восточной Азии), а желанием уменьшить эксплуатационные расходы, связанные с затратами на содержание и обслуживание МиГ-29Н. При этом МиГ-29Н не станут утилизировать, они будут проданы. На них уже есть покупатели.

«Новые истребители, которые придут на замену МиГов, будут многоцелевыми, позволяя сэкономить средства, и прослужат по меньшей мере 20 лет», – заявил министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди. Россия намерена участвовать в тендере. На конкурс, очевидно, будут представлены истребители МиГ-35, Су-35 и… Су-30МКМ. Дело в том, что, во-первых, Су-30МКМ пришлись по душе малазийским авиаторам. Во-вторых, в условиях ограничений военных бюджетов, вызванных мировым финансовым кризисом, Су-30МКМ хорошо освоены в серийном производстве и обойдутся дешевле своих более молодых собратьев (недаром тот же Ахмад Захид Хамиди говорит, что «покупка самолетов будет зависеть от наличия средств»). В-третьих, Су-30МКМ разработан с широким использованием малазийских комплектующих подсистем, то есть позволит увеличить загрузку ряда местных предприятий оборонного профиля.

Выставочный стенд корпорации «Иркут».

 

Как сообщил первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, при расчетах за поставку военной техники Россия готова использовать гибкую систему. Он напомнил, что за МиГ-29Н Малайзия расплачивалась пальмовым маслом, каучуком и иными товарами традиционного малайзийского экспорта. Такая же схема возможна и при расчетах за новые истребители.

ОАО «Вертолеты России» демонстрировали винтокрылые машины марок «Ми» и «Ка». В их числе были транспортно-боевой Ми-35М, военно-транспортный Ми-171Ш, тяжелый транспортный Ми-26Т, а также вертолет радиолокационного дозора Ка-31. Каждая из этих винтокрылых машин по-своему уникальна. Боевые возможности и летные характеристики Ми-35М существенно улучшены благодаря оснащению машины круглосуточным обзорно-прицельным комплексом и современной авионикой, новой несущей системой и двигателями ВК-2500.

Специальная англоязычная версия журнала «Национальная оборона» на выставке LIMA 2009.

Ми-171Ш – одна из последних модификаций широко известного во всем мире Ми-17. Вертолет способен перевозить до 20 десантников или до 4000 кг грузов, десантировать бойцов и оказывать им огневую поддержку, уничтожать наземные объекты и живую силу противника, транспортировать раненых (до 12 человек на носилках в сопровождении медработника), а также принимать участие в поисково-спасательных операциях на суше и на море.

Вертолет Ми-26Т – самый грузоподъемный вертолет в мире.

Внутри его грузовой кабины или на внешней подвеске можно транспортировать грузы общей массой до 20 т, а в десантном варианте – до 82 солдат с полной экипировкой, в санитарном – до 60 раненых на носилках.

Вертолет Ка-31 предназначен для обнаружения воздушных, в том числе и низколетящих целей, а также надводных кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на командные пункты.

Все эти винтокрылые машины вызвали интерес у представителей многочисленных зарубежных делегаций, прибывших на выставку LIMA 2009.

Как и обычно, значительный интерес военные из стран Юго-Восточной Азии проявили к материалам по зенитным ракетным комплексам Концерна ПВО «Алмаз-Антей», с которыми можно было ознакомиться на стенде ФГУП «Рособоронэкспорт». Особо пристальное внимание привлек ЗРК «Бук-М2Э» производства Ульяновского механического завода – единственный в мире зенитный комплекс среднего радиуса действия, который способен уничтожать в условиях радио- и огневого противодействия не только самолеты стратегической и тактической авиации, вертолеты и крылатые ракеты, но и тактические баллистические и авиационные ракеты, в том числе противорадиолокационные, поражающие элементы высокоточного оружия, а также надводные и наземные цели. На выставке LIMA 2009 Концерн ПВО «Алмаз-Антей» не имел своего стенда, поэтому знакомство с его изделиями происходило на экспозиции «Рособоронэкспорта».

Военно-морская часть российской экспозиции, к сожалению, была не столь разнообразной. Среди боевых кораблей, бросивших якоря на рейде острова Лангкави, российских кораблей, увы, не оказалось. А ведь ракетный крейсер «Варяг», который совершил недавно визит в Сингапур, мог бы задержаться в водах Юго-Восточной Азии и завернуть к берегам Малайзии. Говорят, что такие походы на выставки стоят дорого. Но еще больше денег мы теряем из-за своего отсутствия на них. Тем более, что рынок военно-морской техники Юго-Восточной Азии и Южной Азии на сегодняшний день – самый емкий.

На стенде Зеленодольского ПКБ как всегда многолюдно.

 

Морская часть российской экспозиции «вживую» была представлена Зеленодольским ПКБ (противолодочные и патрульные корабли и катера) и СПМБМ «Малахит» (подводные лодки прибрежного действия). Изделия других судостроительных компаний были показаны в виде макетов или планшетов на стенде «Рособоронэкспорта».

Весьма интересной и, самое важное, отвечающей месту и времени была экспозиция Зеленодольского ПКБ. По проектам этого бюро сейчас строятся два фрегата типа «Гепард» для ВМС Вьетнама. К этим кораблям проявляют значительный интерес и другие государства региона. И это объяснимо. «Гепарды» разных модификаций самым лучшим образом соответствуют критерию «цена-эффективность». Они относительно дешевы и в то же время оснащаются надежным ударным, зенитным и противолодочным оружием.

Макет контейнерного комплекса ракетного оружия Club-K.

Кроме «гепардов» ЗПКБ показало на Лангкави проекты фрегата «Корсар» и ряд модификаций новейшей своей разработки – «Торнадо». Эти корабли могут выполняться в вариантах ракетно-артиллерийских с разными ракетными комплексами классов «корабль-корабль» и «корабль-берег», а также патрульных с легким вертолетом.

В беседе с корреспондентом журнала «Национальная оборона» главный инженер ЗПКБ Виталий Волков с увлечением рассказывал о предназначении, мореходных качествах, надежности и других характеристиках своих кораблей: «Любому заказчику мы говорим, что можем оснастить платформу любого проекта техническими средствами по его желанию. Это могут быть энергетическая установка, средства связи, наблюдения и РЭБ. Единственно, что может стать предметом сложных переговоров – это выбор систем вооружения. Все корабли конструкторского бюро ориентированы на российские ракетные комплексы, артиллерийские системы и торпедное вооружение».

Бесспорной сенсацией выставки LIMA 2009 стал впервые представленный за рубежом контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K разработки Концерна «Моринформсистема-Агат». Он предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Они размещаются в стандартных 40-футовых контейнерах – тех самых, которые возят по автодорогам тысячи машин-тягачей, транспортируют грузовые суда и железнодорожные платформы. В каждом контейнере, а точнее универсальном стартовом модуле, – четыре ракеты на подъемной пусковой установке. В таких же контейнерах спрятаны модули боевого управления, энергопитания и жизнеобеспечения.

Комплекс ракетного оружия Club-K значительно повышает скрытность развертывания ударного оружия на земле и на море. Представьте себе такую картину: плывет по морю обычный купец-контейнеровоз и вдруг начинает пускать ракеты по берегу или отряду боевых кораблей…

Надо заметить, что мировой экономический кризис не лучшим образом отразился на юбилейной выставке в Лангкави. Экспозиции стали более скромными, чем прежде. Однако не стоит заблуждаться. Конкурентная борьба на острове Красного Орла была острой и будет усиливаться.