Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Все меньше белых пятен
Интервью с коммерческим директором ГК «М2М телематика» Алексеем СМЯТСКИХ

Интервью

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

— Алексей Анатольевич, поделитесь, пожалуйста, информацией о текущем состоянии спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

— По данным ресурса www.glonass-ianc.rsa.ru на 26 марта 2010 г. на орбите находится 23 космических аппарата, 17 из которых используются по целевому назначению, иными словами, в своих орбитальных позициях излучают спутниковые сигналы. Один космический аппарат находится на этапе технического обслуживания и три – на этапе ввода в эксплуатацию.

— А какое качество сигнала у ГЛОНАСС по сравнению с GPS?

— ГЛОНАСС, в силу особенностей своей группировки, хорошо покрывает полярные области, Северный и Южный полюсы, территорию России в целом. Естественно, есть места, где качество покрытия несколько хуже. Система GPS, опять же в силу специфики орбитальной группировки, хорошо покрывает экваториальные и среднеширотные аудитории, однако существуют несколько белых пятен, где качество навигации заметно хуже. Пятна немного «плавают» за счет того, что орбита спутников изменяется по отношению к оси, но, тем не менее, в северных широтах навигация по сигналу GPS достаточно сильно затруднена.

— Насколько успешно сейчас развивается отечественная система ГЛОНАСС применительно к использованию систем мониторинга и управления транспортом?

— Спутниковая группировка ГЛОНАСС полностью сформирована, каких-либо технических ограничений, связанных с использованием систем мониторинга на территории РФ, нет.

Здесь стоит отметить, что когда мы говорим о коммерческом использовании системы ГЛОНАСС, то не имеем в виду только сигналы ГЛОНАСС. Как правило, речь идет о двухстандартных ГЛОНАСС/GPS-приемниках, основное преимущество которых состоит в том, что они принимают сигналы одновременно двух систем. Соответственно, в реальных условиях точность определения координат намного выше.

— Насколько активны региональные и муниципальные органы власти во внедрении технологий ГЛОНАСС?

— Еще несколько лет назад заказчикам приходилось долго объяснять и доказывать, что технологии ГЛОНАСС способны вывести на качественно новый уровень процесс пассажирских перевозок: автоматизировать планирование, оперативное управление, повысить регулярность движения, сократить расходы на ГСМ, обеспечить непрерывный контроль использования транспортных средств, обеспечить безопасность перевозок. Сейчас ситуация меняется. Представители региональных и муниципальных органов власти сами проявляют инициативу, активно интересуются вопросами внедрения систем мониторинга и управления транспортом.

Что касается федеральных органов власти, то они активно разрабатывают проекты, которые связаны с созданием отраслевых и ведомственных систем управления автопарком на основе спутниковых навигационных технологий. В первую очередь, это касается МВД, МЧС и других структур. Региональные и муниципальные органы власти внедряют ГЛОНАСС/GPS-решения для пассажирских перевозок, перевозок опасных грузов, служб скорой медицинской помощи, жилищно-коммунального хозяйства и пр. Это благоприятная тенденция, которая в ближайшие два года только усилится.

— Принимает ли ГК «М2М телематика» участие в проектах по созданию российских наукоградов?

— Конечно. В качестве примера можно привести проект в г. Дубна Московской области, а именно внедрение Интеллектуальной Транспортной Системы (ИТС) Дубны. Мы развернули там практически все элементы навигационных систем и в данный момент работаем в направлении развития проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением, организации системы информирования пассажиров. Это целый набор дополнительных сервисов, которые мы можем реализовать на базе навигационных технологий. В качестве еще одного примера, могу привести опыт Старого Оскола, где создана Единая городская служба управления движением на базе муниципального предприятия. Оснащен транспорт всех силовых структур. Это: МЧС, МВД, скорая помощь, пассажирские перевозки. Проект также будет развиваться и в дальнейшем. Если говорить о результатах таких внедрений, то, безусловно, это повышение регулярности движения. Например, в Дубне мы добились практически 99% регулярности движения, причем это не отчетная, а фактическая цифра реального движения автобусов. Во всех проектах (региональных, муниципальных) мы придаем большое значение обязательному оснащению подстанций скорой медицинской помощи ГЛОНАСС/GPS-решениями. По внедрению на станциях скорой помощи мы можем говорить о двух показателях. Первый – это существенное сокращение времени прибытия бригады врачей к больному, а второе – это количество успешных реанимаций, когда в кратчайшее время направляется к больному профильная бригада скорой помощи. В этом случае мы говорим о социальном эффекте, а не об экономических показателях.

— Скажите, пожалуйста, когда технологии ГЛОНАСС выйдут на потребительский рынок?

— Чтобы выйти на потребительский рынок, в первую очередь требуется техническое обеспечение. В конце 2010 г. мы ждем появления ГЛОНАСС/GPS-чипсета c необходимыми техническими параметрами в части энергопотребления и габаритных размеров. После того, как такой продукт появится, а некоторые производители анонсировали его создание, мы можем говорить о появлении технической возможности для встраивания чипсета в аппаратуру для массового пользователя: смартфоны, коммуникаторы, сотовые телефоны и автомобильные навигаторы. Думаю, что спрос на двухсистемные приемники однозначно возникнет, однако многое будет зависеть и от политики государства в этом направлении.

— А какие планы по выводу ГЛОНАСС на зарубежные рынки? Как этому будет способствовать созданию совместного предприятия с Индией в целях предоставления навигационных услуг?

— Нужно сказать, что мы уже слышали заявления из стран ближайшего зарубежья, которые готовы присоединиться к использованию навигационных услуг на базе ГЛОНАСС. В некоторых странах мы уже работаем в этом направлении. Это Белоруссия, Азербайджан, Армения, Украина. Есть планы по развитию наших навигационных услуг на базе ГЛОНАСС в Индии и других странах Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Америки. Переговоры уже идут. Если мы действительно говорим о серьезных зарубежных проектах, то мы должны говорить о создании совместного предприятия для продвижения навигационно-информационных систем. В том числе рассматривать вопрос локализации производства на месте. Мы к этому готовы. Я думаю, что именно в этом направлении будет развиваться проект в Индии.

— Недавно в регионах РФ состоялись выборы, где была использована система ГЛОНАСС. Насколько известно, применялось ГЛОНАСС/GPS-оборудование ГК «М2М телематика». Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

— Совершенно верно. «М2М телематика» выступила техническим партнером проекта по использованию спутниковых навигационных систем на базе ГЛОНАСС в избирательном процессе.

14 марта совместно с нашим рязанским региональным партнером – «М2М телематика Рязань», мы оборудовали автомобили, предназначенные для перевозки документов строгой отчетности с избирательных участков в территориальные избирательные комиссии, абонентскими телематическими терминалами. Таким образом, участники избирательного процесса получили возможность с высокой точностью отслеживать перемещение транспортных средств, перевозящих бюллетени и протоколы.

На диспетчерских пунктах, развернутых в Центральной избирательной комиссии Москвы и территориальной избирательной комиссии Рязани, демонстрировалось перемещение транспортных средств в режиме реального времени с частотой каждые 5 секунд.

Региональные партнеры ГК «М2М телематика» также оказали техническую поддержку на выборах в Вологодской и Омской областях 14 марта 2010 г.

С точки зрения решения технической реализации не было никаких проблем, поскольку это совершенно стандартная архитектура системы, когда у нас появляются диспетчерские центры, оснащается транспорт оборудованием системы ГЛОНАСС и осуществляется контроль за передвижением транспорта в реальном времени.