Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Рандеву у порта пяти морей
Недаром Москву называют портом пяти морей

Никто не будет спорить, что именно в столице решаются принципиальные вопросы, касающиеся судостроения, развития морского и речного транспорта. Из Москвы водным путем можно уйти в полярные воды и в южные широты. Здесь находятся многие крупнейшие предприятия, выпускающие судовое и корабельное оборудование. Поэтому проведение во второй половине мая этого года в двух шагах от Красной площади в выставочном комплексе «Гостиный двор» Международного форума «Морская индустрия России» стало событием закономерным.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

«Издавна замечено, что в России получают прочное развитие только те предприятия общего значения, которые одобрены Москвой». Это цитата из доклада организационного комитета Московской морской выставки, которая является предтечей нынешнего форума. Эта выставка состоялась более 100 лет назад – летом 1908 г. – вскоре после поражения в Цусимском сражении и Русско-японской войне. В известном смысле в 90-е годы прошлого века и начале века текущего отечественные судостроение, судоходство и Военно-морской флот пережили очередную Цусиму. И последствия ее далеко еще не преодолены. Вот почему вопросы, которые поднимались на форуме, волновали всех, кто причастен к созиданию отечественного флота и развитию судоходства.

Во время перерыва между пленарными заседаниями генральный директор Зеленодольского ПКБ Леонид Шарапов (слева) и генеральный директор КБ «Вымпел» Вячеслав Шаталов продолжают диалог о проблемах отрасли.

Самое видное место в экспозиции форума, как того и следовало ожидать, занял стенд Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая аккумулировала активы крупнейших судостроительных предприятий. На стенде ОСК свою продукцию и перспективы развития производств демонстрировали северодвинские Севмаш и «Звездочка», питерские «Адмиралтейские верфи» и Средне-Невский завод, Прибалтийский завод «Янтарь», Дальневосточный центр судостроения и Северное ПКБ.

Как отметил на открытии форума директор департамента Министерства промышленности и торговли РФ Леонид Стругов, в 2009 г. объемы производства в судостроении выросли на 30%, но необходимо движение вперед. По его словам, форум призван стать площадкой для заключения новых контрактов, проведения деловых встреч, плодотворного сотрудничества. Укрепление и развитие судостроительной и смежных с ней отраслей, а также вывод отечественного судостроения на новый конкурентоспособный уровень имеет важнейшее значение для усиления экономического статуса России.

На пленарном заседании форума заместитель генерального директора ОСК Дмитрий Мироненков озвучил стратегию развития Объединенной судостроительной корпорации. Она заключается в создании судостроительного комплекса кластерного типа. Предполагается реализовать четыре основных направления: наладить маркетинговую политику, усовершенствовать кадровую, модернизировать производственные мощности и установить более тесные связи с отечественными субподрядчиками судостроительной отрасли.

Разработчики стратегии рассчитывают, что уже в ближайшие два-три года Россия войдет в десятку ведущих судостроительных держав мира. В этом году ОСК вложит не менее 30 млрд. рублей в строительство новых и модернизацию существующих предприятий. Дмитрий Мироненков сообщил, что корпорация планирует капитальные вложения в размере около 35 млрд. руб. в строительство двух новых верфей на Дальнем Востоке. Увеличиваются и объемы заказов ОСК. В ноябре 2009 г. – мае 2010 г. корпорация заключила контракты на постройку судов на сумму около 40-45 млрд. рублей. А общий пакет заказов сейчас составляет около 135 млрд. рублей. Потенциальный же их объем оценивается в 150 млрд. рублей. Предусматривается строительство ледовой полупогружной платформы для «Роснефти» и танкеров для перевозки сжиженного природного газа. И возможности для реализации этих планов есть. Ведь сейчас средняя загрузка мощностей предприятий корпорации составляет около 50%. Ставится же задача довести ее до 70%.

На пленарных заседаниях рассматривались многие «больные» вопросы отрасли. В частности, генеральный директор ОАО «Звезда» Павел Плавник поднял тему развития судового машиностроения. Он отметил безусловную экономическую целесообразность развития в России собственного производства судовых энергетических установок, которые в комплексе составляют до 40% стоимости готового судна. И, напротив, массовое использование продукции зарубежных фирм на кораблях и судах российских проектов не только снижает экономическую эффективность судостроения, но и надолго привязывает эксплуатантов к сервису и поставкам ЗИП от поставщиков, тем самым, ставя российское судостроение в технологическую зависимость от импорта, а государство  – в неустойчивое положение в вопросах национальной безопасности.

Во время подписания соглашения о сотрудничестве между ОСК и Холдинговой компанией «Композит».

 

Оригинальную форму общения с партнерами избрало московское НПО «Винт», которое поставило заказчикам уже более 5000 движителей – винтов фиксированного и регулируемого шага, водометов, крыльчатых движителей, винто-рулевых комплексов. Оно устроило семинар на борту теплохода «Галина Уланова». Это прогулочное судно оснащено водометным движителем ВД33М1, чьи замечательные качества были продемонстрированы во время плавания по Москве-реке. В том числе «Галина Уланова» показала «пируэт», развернувшись на одном месте на 360°.

Во время работы форума Объединенная судостроительная корпорация подписала соглашение о сотрудничестве с Холдинговой компанией «Композит». В соответствии с этим документом, стороны обязались продвигать на рынок новые наукоемкие технологии в области судостроения с применением композиционных материалов нового поколения. Предприятия совместно выработают согласованную политику по созданию конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения.

Первый после 1908 г. московский Морской форум оказался содержательным и полезным. Будем ждать продолжения.

Лауреаты форума – представители ОАО «Горизонт» из Ростова-на- Дону.

 

Теплоход «Галина Уланова», оснащенный водометными движителями ОАО «Винт» на Москве-реке.