Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Эффективный инструмент для модернизации и технологического развития России
Форум «Технологии в машиностроении-2010» подтвердил свой высокий международный статус

Основным отличием форума «Технологии в машиностроении-2010» от других выставок, проводящихся в России, стала его насыщенная деловая программа. Форум, который прошел с 30 июня по 4 июля на территории Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» в Жуковском, впервые объединил в своем составе сразу четыре ранее самостоятельные выставки: Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2010», Международный салон «Аэроспейс-2010», Международная выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы – 2010» и Международная выставка по технологиям в машиностроении «ИНТЕРМАШ-2010».

Владимир ШВАРЕВ

В выставочной программе приняли участие 314 компаний, в 28 мероприятиях деловой программы – более 1500 делегатов от российских и 42 зарубежных компаний из 18 стран. Впервые военно-техническую выставку в России посетила официальная делегация НАТО.

Успех форума во многом был обеспечен за счет тщательной подготовительной работы. Как отметили в оргкомитете выставки, большой личный вклад в подготовку и проведение форума внесли заместитель директора ФСВТС Константин Бирюлин и заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев

Деловую часть форума открыло пленарное заседание на тему «Техническая и технологическая модернизация машиностроительного комплекса – основа развития экономики страны», которое было проведено в формате, принятом на крупнейших международных форумах мира. В пленарном заседании форума приняли участие более 1000 делегатов.

Основными темами конференций и круглых столов в деловой программе форума стали оснащение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными образцами вооружения и специальной техники, прогнозирование перспективных направлений развития машиностроения и др. Состоялся ряд мероприятий по линии Организации Североатлантического договора (НАТО) и международных организаций ОДКБ.

Особое внимание в деловой программе форума было уделено тематике развития новых технологий, инноваций и инвестиций.

Обширная деловая, выставочная и показательная программы полностью соответствовали заявленной цели проведения форума – демонстрация развития отечественной машиностроительной отрасли, привлечение инвестиций, обеспечивающих поддержку и укрепление научно-технического потенциала организаций ОПК РФ.

В целом форум продемонстрировал серьезность намерений российских властных структур по внедрению инноваций во все сферы экономики.

Организаторами форума «Технологии в машинострении-2010» выступили Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России и ГК «Ростехнологии» при участии министерств и ведомств РФ.Генеральный устроитель форума – ОАО ТВК «Россия». Генеральный партнер форума – Союз машиностроителей России.Форум проведен при поддержке Администрации президента РФ, правительства РФ, Министерства обороны, правительства Москвы, правительства Московской области и ФГУП «Рособоронэкспорт».

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ФОРУМА

Как заявил на пленарном заседании премьер-министр Владимир Путин, «машиностроение в России быстро восстанавливается после кризиса, с начала года рост в разных сегментах отрасли составил от 19 до 30%». По его словам, «выпуск машин и оборудования с начала года увеличился на 19%, транспортных средств – на 22,5%, энергетического оборудования – более чем на 30%».

Как отметил В. Путин, «России необходимо сильное, конкурентоспособное машиностроение. В этой отрасли работает свыше 4 млн. человек и более 7,5 тыс. предприятий».

Путин подчеркнул необходимость привлекать в отрасль передовые зарубежные технологии. Эту тему в своем выступлении затронул также глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По его словам, «необходимость привлечения зарубежных передовых технологий связана с тем, что на текущий момент доля промышленных предприятий в России, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает 10%».

При этом, уточнил он, «доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5%».

«Решение этих проблем лежит в русле активизации отечественных инновационных разработок и стимулирования ввоза в страну не только готовой продукции, но и перспективных технологий», – отметил С. Чемезов.

«Мы чрезвычайно заинтересованы в активном трансферте технологий из-за рубежа, в использовании мирового опыта», – сказал глава корпорации. Чемезов выразил уверенность в том, что при этом может быть решена задача более активного выхода российских производителей на внешний рынок, «в том числе, и в кооперации с зарубежными партнерами».

Как свидетельствуют цифры, озвученные участниками форума, несмотря на глобальные кризисные явления, российский ОПК не только держится «на плаву», но и сохраняет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.

По словам директора ФСВТС России Михаила Дмитриева, объем экспорта российских вооружений в первой половине 2010 г. составил $5,3 млрд. или 56% от годового плана, определенного в сумме $9,5 млрд.

По его словам, военно-техническое сотрудничество остается для многих российских оборонных предприятий значимым источником поступления финансовых средств.

Россия демонстрирует положительную динамику роста экспорта вооружений и устойчиво занимает второе место на мировом рынке оружия после США.

В последние годы, отметил М. Дмитриев, удалось диверсифицировать экспорт вооружений и расширить его географию. Если в 2005 г. 90% российского экспорта приходилось на две страны – Китай и Индию, то в 2009 г. 90% объема российского экспорта пришлось на 10 стран, в том числе на Индию – 38% и Китай – 9%.

Сейчас Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество более чем с 80 странами мира. Портфель заказов на начало 2010 г. составлял более $42 млрд.

В то же время, форум показал, что Россия пока не сможет обойтись без импорта иностранного вооружения. «В России над инновационными технологиями работает слишком мало предприятий, чтобы это дало существенный результат. Закупки иностранного вооружения на данный момент неизбежны», – считает С. Чемезов.

ВЫСТАВОЧНАЯ ПРОГРАММА

В рамках форума состоялась демонстрация в действии вооружения и военной техники из наличия Минобороны России и организаций промышленности. На полигоне были продемонстрированы ОБТ Т-80, Т-90, БМП-3, БМД-4, БРЭМ, БТР-80 и грузовая автомобильная техника.

Эта часть показательной программы состоялась на построенном недавно полигоне. Как сообщил генеральный директор ТВК «Россия» Владимир Власов, площадь полигона составляет 5 га. Это мультимодальный полигон, где можно не только испытывать, но и демонстрировать технику.

На статической экспозиции впервые были продемонстрированы некоторые образцы средств связи и радиоразведки. Это РЛС наземной разведки СНАР-10М, малогабаритная РЛС 1Л122Е Концерна ПВО «Алмаз-Антей», радиолокационная станция «Витим» НПК НИИДАР, радиостанция Р-168-1КЕ Ярославского радиозавода, многоканальные радиостанции СВЧ-диапазона и портативные УКВ-диапазона концерна «Созвездие», мобильный комплекс радиомониторинга КВ-диапазона «Натиск-1» ПО «Квант», мобильный комплекс связи МИК-МКС научно-производственной фирмы «Микран», автоматизированная система управления Сухопутными войсками «Акация-Э» концерна «Системпром».

Также впервые были продемонстрированы бронеавтомобили «Волк», разработанные Военно-промышленной компанией (входит в холдинг «Русские машины»). Это продолжение хорошо зарекомендовавшего себя семейства военных автомобилей «Тигр».

Также впервые был показан буксируемый нарезной полуавтоматический миномет «Нона-М2» калибра 120 мм, разработанный ЦНИИ точного машиностроения. Он может использовать все существующие в мире нарезные мины калибра 120 мм.

ТЕМАТИКА БЛА

Как заявил на форуме первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин, оборонное ведомство РФ намерено летом 2010 г. выбрать российскую компанию, которая будет заниматься поставками Вооруженным Силам беспилотных летательных аппаратов. Речь идет о беспилотниках класса «разведчик» и «целеуказатель».

По его словам, Минобороны выставило требования к перспективным беспилотникам, и предстоящие испытания должны показать, насколько новые аппараты разработчиков отвечают этим требованиям. Около десяти предприятий ОПК России представят свои разработки в этой области.

Российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» представил на форуме два новых перспективных БЛА вертолетного типа – «Коршун» и Ка-135. Эти модели разработаны в рамках программы ОАО «Вертолеты России» по созданию широкого модельного ряда беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки трех классов: большой дальности (более 400 км), средней дальности (до 400 км) и малой дальности (до 100 км).

Минобороны выставило требования к перспективным беспилотникам, и предстоящие испытания должны показать, насколько новые аппараты разработчиков отвечают этим требованиям.

 

«Создание БЛА вертолетного типа – новое направление в мировой беспилотной авиации, активно развивающееся в последнее десятилетие. Рынок БЛА оценивается нами как один из наиболее динамичных и очень перспективных. Российское вертолетостроение обязано занять на нем свою нишу. В данном контексте основная задача холдинга – разработать современные и конкурентоспособные БЛА, обладающие многофункциональностью, высокой надежностью и простотой в обслуживании», – отметил исполнительный директор ОАО «Вертолеты России» Андрей Шибитов.

ОАО «Вертолеты России» планирует создавать комплексы с БЛА различного целевого назначения для использования потребителями в широком диапазоне условий.

«В качестве платформы для создания беспилотных комплексов могут рассматриваться российские пилотируемые вертолеты: легкие Ми-34, Ка-226, «Патруль», «Ансат», «Актай», – сообщил директор программы «Комплексы с беспилотными вертолетами» Геннадий Бебешко. – Сегодня ОАО «Вертолеты России» проводит инициативную научно-исследовательскую работу по определению технического облика системы автоматического управления БЛА вертолетного типа. Финансирование проекта осуществляется за счет внутренних средств холдинга».

СУХОПУТНАЯ ТЕМАТИКА

Министерство обороны России в ходе работы форума провело переговоры с французской компаний «Сажем» о возможной закупке систем управления огнем «Сигма-30».

Эту систему военное ведомство намерено использовать для модернизации российской артиллерии и реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Град». В настоящее время системы «Сигма», включая «Сигма-95», устанавливаются на экспортные образцы российского вооружения, в том числе и на самолеты «Сухого».

Три опытных образца новых модульных бронемашин «Волк» производства ООО «Военно-промышленная компания» были представлены на статической стоянке на форуме «Технологии в машиностроении-2010».

На текущий момент изготовлено 5 опытных образцов. Осенью этого года предполагается завершить испытания машины и полностью подготовить ее к серийному производству.

При полной массе базового варианта бронемашины ВПК-3927 «Волк» в бронированном варианте в 7500 кг против 7100 кг у M65E19WM «Ивеко», грузоподъемность российской машины составляет 1500 кг против 770 кг у «Ивеко». При практически одинаковой полной массе российская ББМ может перевозить 10 человек против 5 у «Ивеко».

Запас мощности по двигателю в 300 л.с. против 190 л.с. у «Ивеко», позволяет выполнить различные требования заказчика по усилению бронезащиты.

 

Баллистическая защита российской и итальянской машин в базовом варианте одинакова и составляет 3 ед. по уровню STANAG 4569. Противоминная защита по уровню STANAG 4569 у ББМ «Волк» составляет 1 ед. (при модернизации – до 2 ед.), у «Ивеко» – 2 ед.

То есть практически по всем техническим характеристикам российская ББМ превосходит итальянскую. ББМ «Волк» по основным параметрам соответствует или превосходит также ББМ «Игл-4» швейцарской компании «Моваг» и южноафриканскую ББМ RG-32M «Ньяла».

Семейство бронемашин «Волк» является дальнейшим развитием линейки ББМ «Тигр».

Новые бронемашины имеют модульную конструкцию, бронированные окна, V-образное днище, бортовую информационно-управляющую систему и регулируемую подвеску.

Отличительной особенность семейства бронемашин «Волк» является то, что все комплектующие, в том числе двигатель – российского производства.

На текущий момент в военном исполнении предложены три варианта бронемашины – ВПК-3927 «Волк» с колесной формулой 4x4 рамной конструкции с защищенным модулем управления и функциональным задним модулем для перевозки личного состава и монтажа вооружения с заданным уровнем защиты; ВПК-39272 «Волк» – транспортный автомобиль с колесной формулой 4x4 для перевозки личного состава с возможностью установки функциональных модулей; ВПК-39273 «Волк» – автомобиль с колесной формулой 6ч6 рамной конструкции с функциональным модулем для перевозки личного состава, монтажа оборудования с заданным уровнем защиты.

РОССИЯ-НАТО

В рамках форума «Технологии в машиностроении-2010» 1 июля состоялся диалог Россия-НАТО в формате круглого стола на тему «Оборонно-промышленное сотрудничество и материально-техническое снабжение в многонациональной среде: извлеченный опыт и возможности для России и НАТО».

В своих выступлениях участники обсудили проблему трансформации НАТО, меры по противодействию новым вызовам и угрозам в многонациональном формате, задачи тылового обеспечения войск (сил) России и НАТО на современном этапе, работу Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению (NAMSA) и возможности по налаживанию сотрудничества со странами-партнерами альянса.

Модератором круглого стола выступил постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.

От НАТО в работе «круглого стола» приняли участие заместитель генерального секретаря по оборонным инвестициям, начальник Директората вооружений Международного секретариата НАТО Ричард Фро, начальник Департамента материально-технического снабжения NAMSA Патрик Феске, начальник Директората логистики Международного секретариата НАТО Бруно Кантэн, сотрудник отдела России и Украины Департамента по политическим вопросам и политике в области безопасности Международного секретариата НАТО Гаэль Мулек и ряд других представителей Международного секретариата НАТО и NAMSA.

Ричард Фро в своем выступлении отметил, что «Альянс заинтересован в сотрудничестве с Россией по вопросам противоракетной обороны, поставок вертолетов и использования системы ГЛОНАСС».

Кроме того, по словам Р. Фро, Россия активно участвует в совместных с НАТО программах в области нелетальных средств. «На осень запланировано проведение в Канаде испытаний российской многоцелевой системы нелетального действия», – сказал Р. Фро.

«Еще одно важное направление сотрудничества НАТО и России – это поставки вертолетной техники», – подчеркнул он.

Заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн в своем выступлении сообщил, что Россия ведет работу по возможности использования на легальных условиях имеющихся в Восточной Европе предприятий, занимающихся ремонтом российских вертолетов Ми-17. Работу по сертификации этих центров ведет МВЗ им. Миля.

По его словам, Россия предложила расширить сотрудничество с НАТО по ряду направлений. В частности, по линии аренды военно-транспортных самолетов компания «Волга-Днепр» предлагает расширить парк транспортных самолетов, использующихся НАТО для обеспечения транспортных перевозок, в том числе за счет Ил-76ТД.

По словам В. Дзиркална, в рамках программы «Салис» с 2006 г. по настоящее время арендованными НАТО самолетами Ан-124 «Руслан» перевезено более 88 тыс. тонн грузов, осуществлено более 1600 полетов, в том числе более 1 тыс. в Афганистан. Этот проект на текущий момент В. Дзиркалн считает самым успешным в рамках сотрудничества Россия-НАТО.

По его мнению, механизм лизинга может быть применен и в отношении использования НАТО вертолетов Ми-26. В 2007 г. во Франции на полигоне в г. Истр был организован демонстрационный показ вертолета Ми-26. В 2009 г. представители НАТО были подробно ознакомлены с программой его модернизации.

Новым направлением сотрудничества с НАТО В. Дзиркалн назвал совместную борьбу с пиратством.

Россия участвует в ряде совместных разработок с НАТО, в частности, по нелетальному оружию, по разработке системы дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и ряду других проектов.

Тема использования российских вертолетов в Афганистане стала доминирующей на круглом столе Россия-НАТО.

Как заявил заместитель генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев, в Восточной Европе более 20 компаний занимаются ремонтом вертолетов

Ми-17, не имея на это российского сертификата. По его словам, «мы обратили на это внимание соответствующих уполномоченных структур НАТО».

Как отметил Д. Шугаев, российская сторона может гарантировать безопасную эксплуатацию вертолетов советского/российского производства только в случае тесного взаимодействия с отечественным разработчиком этой техники. Он подчеркнул, что «мы хотим ввести этот процесс в правовое русло».

По мнению Д. Шугаева, любое зарубежное предприятие, претендующее на право осуществлять ремонт и модернизацию вертолетов российского производства, должно быть сертифицировано российским разработчиком. Кроме того, предприятие должно иметь необходимую производственную базу, квалифицированный персонал, а также опыт работы как с российской стороной, так и с заказчиком.

Кроме пакета соглашений, подтверждающих правовую основу для осуществления ремонта российских вертолетов, предприятие должно иметь достаточные оборотные средства для такого рода деятельности.

В целом, как сказал Д. Шугаев, тема ремонта, модернизации, продления ресурса и послепродажного обслуживания большая и сложная. В восточноевропейских странах-членах НАТО имеется около 400 вертолетов марки «Ми», часть их которых планируется после ремонта и модернизации использовать в Афганистане.

Вместе с тем, как подчеркнули другие участники «круглого стола», расширение сотрудничества с НАТО сдерживает ряд нерешенных ключевых вопросов. В частности, не подписаны соглашения по военно-техническому сотрудничеству, о защите прав на интеллектуальную собственность. Тем не менее, кропотливая работа в этом направлении ведется.

Все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что Россия и НАТО «обречены» на взаимовыгодное сотрудничество для парирования текущих и перспективных угроз.

ОДКБ

Одним из значимых мероприятий в рамках форума стала Международная конференция по оснащению КСОР ОДКБ современными и совместимыми образцами вооружения, военной и специальной техники.

По мнению генерального секретаря Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжи «тема конференции выбрана неслучайно». «Принимая во внимание предназначение КСОР, мы выносим на конференцию вопросы, решение которых улучшит боевые возможности частей, входящих в КСОР», – отметил он.

Работу по оснащению КСОР современными и совместимыми образцами вооружения, военной и специальной техники предполагается организовать в два этапа – до 2015 г. и после 2015 г. При этом, считает Бордюжа, с учетом того, что на вооружение армий стран-участниц ОДКБ состоит военная техника преимущественно советского и российского производства, задачу оснащения КСОР предстоит решать, главным образом, предприятиям российского ОПК.

В свою очередь, первый заместитель директора ФСВТС Александр Фомин отметил, что странам-участницам ОДКБ «следует унифицировать, в первую очередь, средства связи и радиоэлектронной борьбы. Он полагает, что в настоящее время «первоочередной задачей военных ведомств стран-участниц ОДКБ является определение перспективного облика технической оснащенности войсковых частей, выделяемых в состав КСОР», после чего можно будет решать задачи поставок соответствующих вооружений.

В рамках работы форума Радиозавод им. Попова и киргизское предприятие «АК-МАРАЛ» подписали соглашение о создании Межгосударственной корпорации развития. Как было объявлено на церемонии подписания соглашения, «СП создается с целью научно-промышленной кооперации в странах ОДКБ».

Как отметил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, «это первое соглашение о создании СП в рамках ВТС стран-участниц ОДКБ».

ПЕРСПЕКТИВЫ

В России статус международных имеют три выставки вооружений (все федерального значения) – по авиационной и морской технике, а также вооружению Сухопутных войск. Это МАКС, МВМС и МВСВ. Площадкой для МАКС и МВСВ отныне станет ТВК «Россия». В перспективе на ТВК «Россия» будут проходить не только мероприятия в рамках МАКС и МВСВ, но и выставки машиностроения, транспорта, вооружений, вертолетной техники, малой авиации и авиации общего назначения.

По мнению Сергея Чемезова, «создание в Жуковском постоянно действующего транспортно-выставочного комплекса откроет множество перспектив, позволит в будущем серьезно упростить решение задач, связанных с демонстрацией российской военной техники и другими сложнейшими аспектами военно-технического сотрудничества с иностранными государствами».

Как заявил, в свою очередь, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев, «международный форум стал еще одним эффективным инструментом для модернизации и технологического развития страны». «На выставочной площадке были представлены не только компании, входящие в военно-промышленный комплекс России, но и составляющие значительную часть гражданского российского машиностроения», – отметил он.

Как считает генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, решение о создании ТВК «Россия» в Жуковском было абсолютно правильным. По его словам, «в России до сих пор не было ни одной выставочной площадки, где можно было бы осуществлять комплексный показ образцов военной техники». «Сейчас российские выставки разбросаны по территории России и не всегда такая география разброса оправдана», – отметил он.

По мнению А. Исайкина, «эта площадка знакома иностранным заказчикам. Устранены недостатки, которые были характерны для МАКС. Это, прежде всего, неудобство коммуникаций и отстающая от современных требований инфраструктура».