Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Farnborough 2010: под знаком «Мечты»
Российским производителям военной авиатехники нельзя жаловаться на отсутствие заказов

«Гвоздь» российской экспозиции в Фарнборо – лайнер Superjet 100.

Проведение авиакосмического салона Farnborough International Airshow 2008 совпало по времени с началом мирового финансового кризиса. Однако инерция благоприятной экономической конъюнктуры еще была велика. Вот почему на той выставке было заключено рекордное количество контрактов на общую сумму $88,7 млрд. Потом мировая экономика, а вслед за ней и авиаперевозки вошли в фазу крутого пике. В 2008 г. убытки авиакомпаний составили $16 млрд., в минувшем – $9,9 млрд. Теперь наблюдается рост.

Елена ЕЛКИНА

ЛОНДОН – МОСКВА

Ожидается, что в текущем году совокупная прибыль авиакомпаний достигнет $2,5 млрд. По прогнозу экспертов американской корпорации Boeing, после кризиса объем пассажирских перевозок авиатранспортом будет увеличиваться на 5,3% в год. А это означает, что авиакомпаниям потребуются новые экономичные самолеты. По оценке специалистов Boeing, емкость рынка новых гражданских самолетов на ближайшие 20 лет составит 30900 машин общей стоимостью $3,6 трлн.

И выставка Farnborough International Airshow 2010, которая проводилась под Лондоном в 47-й раз, послужила подтверждением этого прогноза. В ней приняли участие около 1,35 тыс. фирм и организаций из 52 стран. В их числе – 59 российских. Были заключены сделки на общую сумму в $47 млрд. Это почти в два раза меньше, чем в 2008 г., но на $1 млрд. больше, чем в благопрятном докризисном 2006 г.

Генеральный директор компаний «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян был одним из ведущих ньюсмейкеров на салоне.

Из этих $47 млрд. более $10 млрд. приходятся на долю российских предприятий. «Гвоздем» российской экспозиции, несомненно, стал региональный лайнер Superjet 100 компании «Сухой». Самолет не только принял участие в программе демонстрационных полетов на авиасалоне, но и стал объектом пристального внимания со стороны заказчиков. Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и индонезийский региональный авиаперевозчик Kartika Airlines заключили контракт на поставку 30 самолетов Superjet 100 в базовой конфигурации. Стоимость сделки оценивается в $951 млн. Поставка самолетов будет осуществлена в 2012-2015 гг. ГСС также подписала соглашение о намерениях с таиландской авиакомпанией Orient Thai Airlines на поставку 12 самолетов Superjet. Документ предусматривает опцион еще на 12 машин. В $323 млн. оценивается сделка ГСС с российской авиакомпанией «Газпромавиа», с которой подписан протокол о намерениях на поставку 10 региональных самолетов.

Компания Superjet International, 49% в которой принадлежат корпорации «Сухой», и международная лизинговая корпорация Pearl Aircraft заключили контракт на поставку 30 самолетов Superjet 100. Предусматривается опцион еще на 15 машин. Общий же портфель твердых заказов на эти самолеты составляет 161 машину. До конца года планируется его увеличение еще на 60 самолетов. «В предстоящие 20 лет прогнозная оценка ниши региональных самолетов на авиационном рынке составляет около 6000 единиц, – заявил генеральный директор компаний «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян. – «Сухой» с Superjet 100 намерен занять долю в 800 единиц, что составит 15%. Это вполне достойная и достижимая цель».

Энергично работала в Фарнборо российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс» (ИФК). На салоне она заключила договоры на $3,5 млрд. По словам руководителя ИФК Александра Рубцова, «был подписан контракт на 20 самолетов Ан-158 и соглашение о намерениях приобрести 50 самолетов МС-21 на сумму $3 млрд.».

Ан-158 разработки украинского АНТК имени Антонова демонстрировался в Фарнборо. Его первый полет состоялся в апреле этого года, а к концу года планируется получить сертификат. Ан-158 – удлиненная версия Ан-148, предназначенная для первозки в базовой комплектации 99 пассажиров. ИФК приобрела эти самолеты для российской авиакомпании «Атлант Союз». А суммарный портфель заказов на Ан-158 у «Ильюшин финанс» составляет 28 самолетов. До конца года компания планирует довести его до 60 единиц. Кроме того, у ИФК сформирован портфель заказов на 110 самолетов Ан-148 различных модификаций, в том числе 56 твердых договоров и 54 опциона.

«Раскручивать» Ан-158 взялась лизинговая компания «Ильюшин Финанс».

 

В Фарнборо «Ильюшин финанс» и НПК «Иркут» подписали соглашение о намерениях, согласно которому ИФК будет заниматься продвижением самолета МС-21. По этому договору лизинговая компания «выражает намерение приобрести в рамках твердого контракта 28 самолетов МС-21 с опционом еще на 22 машины». Поставки самолетов планируется осуществить в период с 2019 по 2022 гг.

Среднемагистральный лайнер МС-21 создается НПК «Иркут», в состав которой входят Иркутский авиационный завод, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» и ЗАО «БЕТА ИР». К 2016 г. самолет должен прийти на смену Ту-154 и Ту-204. МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и должен успешно конкурировать с западными аналогами на всех рынках. Многие элементы лайнера будут выполнены из композитных материалов с использованием углепластиков. За счет внедрения передовых технологий экономия топлива составит 25%, а общие эксплуатационные расходы уменьшатся на 15%. МС-21 планируется производить в трех вариантах: МС-21-200 рассчитан на перевозку 150 пассажиров на дальность до 3,5 тыс. км, МС-21-300 – на 181 пассажира на расстояния до 5 тыс. км и МС-21-400 – на 212 пассажиров на дистанции до 5,5 тыс. км. На выставке в Фарнборо были продемонстрированы полномасштабные макеты салона МС-21, оборудованного креслами, кабины пилотов и кухонного отсека.

Первый полет лайнера планируется на 2014 г. Но уже сейчас за ним выстраивается очередь. На Farnborough 2010 НПК «Иркут» и малазийская компания Crecom Burj Resources подписали твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Сумма сделки – около $3 млрд. Первые две машины малазийский заказчик получит в 2016 г. «Иркут» планирует создание совместного предприятия с Малайзией по проектированию интерьеров для МС-21.

На перспективный российский лайнер МС-21 уже поступают заказы.

 

НПК «Иркут» также достигла соглашения с «ВЭБлизингом» на поставку 15 и постройку еще 15 лайнеров МС-21 по опциону. Подписан контракт и с компанией Nordwind Airlines на поставку 3 таких машин с опционом еще на 2 самолета.

Генеральный директор корпорации «Оборонпром» Андрей Реус не скрывал радости, когда на пресс-конференции сообщил: «Буквально пять минут назад я подписал контракт с индийскими партнерами, компанией Vectra, на поставку российских вертолетов». Речь шла о поставке четырех пожарных вертолетов Ка-32-11ВС стоимостью более 30 млн. евро. Может объемы и сумма сделки не столь впечатляют по сравнению с контрактами на Superjet 100 и МС-21, но они свидетельствуют о прорыве противопожарных машин марки «Камов» на емкий индийский рынок.

Другими словами, российские авиастроители достигли хороших результатов на выставке. Но, справедливости ради, следует сказать, что еще большие успехи на ниве гражданской авиации продемонстрировали американская корпорация Boeing и западноевропейский концерн EADS. Оба остро конкурирующие авиагиганта показали свои новинки. Американцы устроили мировую премьеру новейшего дальнемагистрального лайнера Boeing 787 Dreamliner («Лайнер мечты»), западноевропейцы еще раз показали самый большой в мире пассажирский самолет Airbus 380.

По понятным причинам Dreamliner привлек наибольшее внимание. За счет широкого использования на нем композитных материалов и минимизации числа узлов и соединений конструкторам удалось снизить вес лайнера, что способствует существенной экономии топлива. Машина способна перевозить 210-250 пассажиров на расстояние более чем 14 тыс. км. К концу текущего года первым получателем «Лайнера мечты» станет японская авиакомпания All Nippon Airways. Всего же Boeing уже получил 860 заказов из 56 стран на Dreamliner. Планирует приобрести самолеты этой модели и «Аэрофлот».

Вертолет Ка-32-11ВС.

 

«Лайнер мечты» пробыл на выставке в Фарнборо всего два дня. Красиво махнув крылом, он улетел в родной штат Вашингтон, где продолжаются испытания опытных образцов машины. К слову, на салоне большее количество контрактов Boeing и EADS заключили не на новейшие авиалайнеры B-787 и Airbus 380, а на современные модификации уже хорошо зарекомендовавших себя самолетов: B-737, B-777, Airbus 320, 330 и 350. Именно они правили балом в Фарнборо.

В тень гражданских самолетов как-то ушли летательные аппараты военного назначения, хотя и они были широко представлены на салоне. Причин подобной «скромности», на мой взгляд, две. Во-первых, из-за роста государственных долгов правительства многих стран стараются если не сократить, то удержать на прежнем уровне расходы на оборону, а некоторые и вовсе урезают их. Во-вторых, создалось такое впечатление, что устроители Farnborough 2010 умышленно в связи с ростом конъюнктуры в гражданской авиации несколько отодвинули в сторону военные самолеты и вертолеты.

Журнал National Defense  пользовался огромной популярностью у гостей и участников выставки.

Еще до начала салона представители ФГУП «Рособоронэкспорт» говорили, что не планируют подписывать какие-либо контракты в Фарнборо. Но на самой выставке они работали активно – вели переговоры о продаже российской авиационной и радиолокационной техники, а также средств ПВО. Заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что сейчас готовится контракт на поставку ВВС Ливии учебно-боевых самолетов Як-130. НПК «Иркут» уже выполняет заказ Алжира на эти самолеты. «Як-130 – это универсальный учебно-тренировочный самолет с функцией легкого истребителя, у которого большие перспективы, – отметил Александр Михеев. – Мы разработали план его продвижения на зарубежные рынки, прежде всего в страны, военно-воздушные силы которых уже используют истребители «Су» и «МиГ». Мы уверенны также, что он будет представлять интерес и для ВВС тех государств, которые еще не используют наши самолеты».

До конца текущего года будет подписан первый экспортный контракт на поставку многофункционального истребителя Су-35. Страной-получателем станет Ливия. «Поставки самолетов Як-130 увязаны с контрактом на Су-35», – подчеркнул Александр Михеев.

В свою очередь заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин проинформировал журналистов, что Россия заключила новые контракты с Вьетнамом и Алжиром на поставку истребителей. Наша страна продаст Вьетнаму 20 истребителей Су-30МК2. Ранее с этой страной было подписано соглашение на 12 истрибителей этого типа на сумму около $1 млрд. В конце 2009 г. завершилась поставка Алжиру 28 заказанных в 2006 г. Су-30МКА. Новый контракт предполагает поставку Алжиру дополнительно 16 Су-30МКА в 2011-2012 гг. По словам генерального директора компаний «Сухой» и РСК «МиГ» Михаила Погосяна, российские производители до 2015 г. поставят на внутренний и внешний рынки около 300 боевых самолетов, из них 60% – на экспорт.

В дни работы салона Farnborough 2010 приходили интересные вести из Москвы, где, например, «Рособоронэкспорт» заключил контракт с Перу на продажу шести транспортных вертолетов Ми-171Ш и двух десантно-штурмовых Ми-35П. Их поставки начнутся уже в текущем году. Перуанские военные будут использовать новые машины для борьбы с наркотрафиком и террористами. Стало известно также о намерении ВВС Индии заказать дополнительно два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Phalcon российско-израильского производства на базе Ил-76. Первый контракт стоимостью $1,1 млрд. на производство трех таких самолетов для ВВС Индии будет закрыт до конца текущего года.

Другими словами, российским производителям военной авиатехники нельзя жаловаться на отсутствие заказов. Тем паче, что на подходе новые машины, в том числе истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). В Фарнборо многие зарубежные коллеги спрашивали о нем, сожалея, что Россия не представила его на салоне. Но, конечно же, было бы наивным полагать, что самолет появится за рубежом, не завершив еще в полном объеме первые этапы летных испытаний. Однако, как заверил Михаил Погосян, широкая публика сможет познакомиться с Т-50 через год – на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Так что до встречи на МАКСе!

Корпорация Boeing устроила в Фарнборо мировую премьеру своего дальнемагистрального самолета Dreamliner.