Главная / Выставки / Выставки

Выставки

АКТО-2010: стартуя в будущее
Татарстан – республика авиационная

Работа V международной выставки «Авиакосмические технологии. Современные материалы и оборудование» (АКТО-2010) в столице Татарстана была посвящена двум знаменательным юбилейным событиям: столетию российской авиации и семидесятилетию Казанского вертолетного завода (КВЗ).

Юрий МАКАРОВ

КАЗАНЬ – МОСКВА

Именно 100 лет назад указом императора Николая II в России был образован отдел Воздушного флота, призванный отвечать за обучение офицеров и частных лиц полетам на аэропланах, а также за приобретение авиационного имущества для армии и флота. А спустя всего 30 лет в Ленинграде был создан авиационный завод №387, который после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казань, где и «закрепился». В трудные ратные годы из его цехов «выпорхнуло» 10500 бипланов По-2, которые на фронтах использовались в качестве ночных бомбардировщиков, разведчиков, связных, санитарных и легких транспортных самолетов. Широкую известность они приобрели и как учебные. Каждый десятый самолет, выпущенный в СССР в годы войны, был сделан на заводе №387. За этот подвиг его коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1951 г. завод приступил к серийному выпуску первых отечественных вертолетов Ми-1.

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус и президент ОАК Алексей Федоров у стенда Издательского дома «Национальная оборона».

Вертолеты Ми-17 и «Ансат», размещенные на открытой площадке выставочного центра «Казанская ярмарка», задавали тон всей экспозиции. И не случайно президент Татарстана Рустам Минниханов, прибывший на открытие АКТО-2010, первым делом решительно забрался в кабину «Ансата». Он поинтересовался у вертолетостроителей ходом модернизации производства на предприятии, графиком выпуска новых моделей винтокрылых машин, планами их реализации в России и за рубежом.

Главе республики доложили, что последние два года Казанский вертолетный завод, входящий в состав холдинга «Вертолеты России», в 2,5 раза увеличил выпуск продукции, значительно выросла его прибыль. КВЗ сейчас серийно собирает модернизированные средние вертолеты Ми-8/Ми-17 для отечественных и зарубежных заказчиков. По заказу Министерства обороны РФ выпущена первая установочная партия учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У». Предприятие отвечает за постройку опытных прототипов перспективных вертолетов Ми-38 и организацию их серийного производства. Дальнейший прирост мощностей обеспечит реконструкция предприятия, первый этап которой будет завершен до конца текущего года.

Татарстан – вообще, республика авиационная. Об этом еще раз напомнил Рустам Минниханов на открытии АКТО-2010. «Авиастроение, вертолетостроение, приборостроение были и остаются главными приоритетами нашей республики, – заявил он. – И мы будем их и дальше развивать». Эта стратегическая линия нашла отражение в двух соглашениях, подписанных на выставке премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым и президентом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексеем Федоровым.

Первое касается комплексного развития ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова» – одного из крупнейших в России авиастроительных предприятий, которое в последние два десятилетия переживает не лучшие времена. Прежде всего, предусматривается сохранение и развитие производственного и трудового потенциала КАПО для поддержания летной годности самолетов стратегической авиации. Речь идет о бомбардировщиках Ту-160 и Ту-95, которые составляют кулак авиационной компоненты стратегической ядерной триады страны. В соответствии с соглашением, правительство Татарстана будет оказывать ОАК содействие по предоставлению ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» мер государственной поддержки, а также в вопросах вовлечения земельных участков предприятия в строительство на них жилья и иных объектов социальной инфраструктуры для нужд КАПО. Документом предусматривается обеспечение производственного объединения квалифицированным техническим и управленческим персоналом в соответствии с требованиями современного производства и инновационных технологий, развитие системы профессионального обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по предметам, касающихся создания и использования авиационных систем.

Легкий вертолет «Ансат».

 

В свою очередь ОАК среди прочих мер обязуется подготовить проект размещения на КАПО производства навесных агрегатов для композитного крыла, внедрять и развивать на нем современные технологии, в том числе в целях обеспечения дополнительного притока инвестиций. ОАК также предпримет действия, направленные на рост производственных программ на КАПО. Так, в 2010-2012 гг. на площадях производственного объединения будет организован выпуск агрегатов планера самолета Ан-148 с последующим расширением производства под другие программы корпорации. Также планируется активное продвижение специальных самолетов на базе Ту-214 на международном и внутреннем рынках. Меры, предусмотренные соглашением, должны придать второе дыхание производственному объединению. «Задача, которая стоит перед КАПО, – к 2015 г. выйти на 15 млрд. рублей товарной продукции ежегодно», – подчеркнул министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов.

 

Второе соглашение – трехстороннее. В нем помимо правительства Татарстана и ОАК участвует ЗАО «Аэрокомпозит». Оно предусматривает строительство в 2012-2013 гг. в Казани завода по производству композиционных конструкций. Ввод в строй предприятия – не позднее 2013 г. При этом ОАК будет осуществлять организационную поддержку реализации проекта и способствовать привлечению инвестиций, а правительство Татарстана обязуется оказывать содействие в установлении для вновь создаваемого завода максимально возможных льгот по видам налогов, зачисляемых в бюджет республики.

К реализации целого ряда новых программ приступают и другие предприятия авиационного профиля Татарстана. Так, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) совместно с запорожским ОАО «Мотор Сич» устроило на выставке презентацию нового турбовального двигателя МС-500В. Моторы этой модели предназначены для установки на вертолеты взлетной массой 3,5-6 т и позволяют достичь высоких экономических показателей при коммерческой эксплуатации. Их отличают простая и эффективная конструкция, высокая надежность, большой ресурс, простота технического обслуживания и ремонта, низкая стоимость жизненного цикла. МС-500В по техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам. На КМПО уже начато производство этих двигателей для вертолетов «Ансат».

Следует заметить, что наряду с ОАО «Мотор Сич» на выставке в Казани были широко представлены другие известные украинские авиационные предприятия. Так, государственное предприятие «Ивченко-Прогресс» демонстрировало турбореактивные двигатели семейств Д-436 и АИ-222, турбовинтовой ТВЗ-117ВМА-СБМ1, многие из которых производятся на российских предприятиях. А презентация регионального реактивного самолета нового поколения Ан-158 стала одним центральных событий АКТО-2010. Сам лайнер невозможно было доставить на «Казанскую ярмарку». Поэтому его демонстрация состоялась в аэропорту, куда для ознакомления с самолетом прибыли правительственная делегация Татарстана во главе с премьер-министром Ильдаром Халиковым, представители авиационной промышленности и авиакомпаний. «Это вторая демонстрация Ан-158 за границей, – сказал президент – генеральный конструктор государственного предприятия «Антонов» Дмитрий Кива. – Его международный дебют в Фарнборо был весьма успешным. Характеристики самолета позволяют ему эффективно работать в условиях Российской Федерации и, в частности, Республики Татарстан». Киевские авиастроители также представили на АКТО-2010 программы разработки военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 и пассажирского турбовинтового Ан-140.

Впрочем, не авиацией единой жила выставка. Город на Волге не мог оставить в стороне тему водного транспорта. Известное кораблестроительное Зеленодольское ПКБ продемонстрировало на выставке проекты улучшенных модификаций скоростных судов на подводных крыльях с аэродинамической разгрузкой и автоматической стабилизацией движения семейства «Акваплан». Так версия, предназначенная для морских перевозок водоизмещением 187 т, способна доставлять 120 пассажиров на дальность 420 миль (без малого – 780 км) со скоростью 120 узлов, то есть 222 км/ч. Скорости сопоставимые с авиационными!

Скоростной «Акваплан» Зеленодольского ПКБ.

 

Военная тематика как бы вскользь находила отражение на АКТО-2010. Но очень важное соглашение между правительством Татарстана и ОАК по Казанскому авиационному производственному объединению напрямую связано со стратегической авиацией. На этом предприятии сохранится выпуск специальных версий Ту-214 для нужд Министерства обороны РФ. Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров сообщил на пресс-конференции, что перспективные стратегические бомбардировщики – авиационные комплексы Дальней авиации ПАК ДА, будут выпускаться в Казани на КАПО. Разработку ведет ОАО «Туполев», которое в прошлом году заключило с Министерством обороны контракт сроком на три года для проведения комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «Мы уже начали думать вместе с нашим основным заказчиком – Министерством обороны – о новых моделях стратегических бомбардировщиков, самолетов Дальней авиации, – подтвердил Алексей Федоров. – Конечно, будет потрачено очень много времени на создание принципиально нового самолета. Уйдет на это, наверное, 15, а может быть, и 20 лет, но нужно уже сейчас определяться с базовыми технологиями, новыми компонентами, которые будут в этом самолете использованы».

С некоторыми из этих базовых технологий и новыми компонентами как раз и можно было познакомиться в Казани на выставке АКТО-2010.