Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Как несчастье помогло, и почему не прилетел «Альбатрос»
В Гидроавиасалоне-2010 приняли участие более 130 российских и зарубежных фирм

Два события стали центральными на VIII Международном гидроавиасалоне в Геленджике. Первое – это подписание предконтрактного соглашения о поставке восьми самолетов-амфибий Бе-200ЧС Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ. Документ скрепили подписями генеральный директор ОАО «ТАНТК им. Бериева», генеральный директор ОАО «Таганрогская авиация» («ТАВИА») Виктор Кобзев и начальник управления авиации МЧС заслуженный летчик России Рафаиль Закиров. Безусловно, это важная веха в истории отечественной гидроавиации. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», – обмолвился один из присутствовавших на церемонии.

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

ГЕЛЕНДЖИК – МОСКВА

Напомним, что немалую роль в тушении пожаров, охватившим всю Центральную Россию летом этого года, сыграли уникальные амфибии Бе-200, способные сбрасывать на очаги возгораний до 12 т воды. Но для борьбы со стихией МЧС могло выделить лишь три самолета (четвертый, имеющийся в этом ведомстве, находился в ремонте). Еще два самолета – по сути дела, опытные машины – на борьбу с огнем направило ОАО «ТАНТК им. Бериева». То есть для эффективных действий по ликвидации пожаров на больших площадях амфибий явно не хватало.

Еще в начале августа глава МЧС Сергей Шойгу сообщил о решении правительства приобрести восемь Бе-200ЧС по цене 1 млрд. рублей за единицу. Из них и тех, что уже находятся в строю, планируется сформировать три больших эскадрильи. Одна будет развернута на Дальнем Востоке, другая – в Сибири, а третья – в Центральной части России. В эти эскадрильи будут включены также вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32, которые могут привлекаться к спасательным и пожарным операциям. Да и сами Бе-200 – отличные спасатели в приморских районах. Это подтвердили крупномасштабные учения МЧС по ликвидации последствий цунами в Южно-Сахалинске, которые состоялись в дни работы гидроавиасалона.  Их проводили для того, чтобы понять, как реализуется федеральная программа по снижению рисков в случае чрезвычайной ситуации на Дальнем Востоке. По легенде учений, на побережье Сахалина обрушилось цунами. Пожарные и спасатели приступили к эвакуации людей, которых «смыло волной» и «отрезало огнем». Так вот – лучшим средством спасения людей с воды стал Бе-200ЧС.

Генеральный директор ОАО «ТАНТК им. Бериева», генеральный директор ОАО «Таганрогская авиация» Виктор Кобзев и начальник управления авиации МЧС Рафаиль Закиров подписывают предконтрактное соглашение о производстве новой партии Бе-200.

 

Теперь после подписания предконтрактного соглашения до конца текущего года ожидается заключение твердого контракта. По словам президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, производство новых Бе-200ЧС начнется в следующем году. Их сборка будет вестись на таганрогском заводе ТАВИА, куда из Иркутского авиационного завода уже практически перенесена вся оснастка. В 2012 г. планируется сдать заказчику первый самолет новой серии. Машины будут оборудованы так называемой «стеклянной кабиной» с системой измерений и индексации, существенно облегчающей труд пилотов.

Второе важное событие Гидроавиасалона-2010 тоже связано с Бе-200. Российская машина получила сертификат типа Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Известно, что эти амфибии неоднократно и с неизменным успехом принимали участие в тушении лесных пожаров в Италии, Португалии, Франции и Греции. Но делали они это с юридической точки зрения нелегально. Теперь Бе-200ЧС-Е получил официальное право работать в любой точке Европы. Это означает также, что открываются двери для экспорта этих самолетов.

Разработку Бе-114 ТАНТК им. Бериева ведет в инициативном порядке.

 

Пожары лета нынешнего года еще раз не только продемонстрировали преимущества таких самолетов при тушении пожаров большой площади, но и выявили их недостатки. Если рядом море, крупное водохранилище или река, то Бе-200ЧС взлетной массой в 40 т нет равных. Россия, слава Богу, богата водоемами. Но далеко не все они полноводные. Вот почему для «помощи» большим амфибиям требуются машины меньших размеров, которые способны забирать воду с относительно небольших рек и озер. И в ТАНТК им. Бериева над такой амфибией работа ведется. Речь идет о Бе-114 взлетной массой 22 тонны. Но этот самолет, также как в свое время и Бе-200, создается в инициативном порядке, без участия заказчиков в лице государственных структур. То есть потребуется еще немало лет, прежде чем машина поднимется в воздух.

Также в инициативном порядке таганрогские авиастроители продолжают работу над супер-амфибией Бе-2500. Как рассказал Виктор Кобзев, эта машина взлетной массой 2500 т сможет совершать трансатлантические перелеты с грузом массой до 1000 т в стандартных контейнерах. Но если Бе-2500 – это пока отдаленная перспектива (на его разработку потребуется еще 15-20 лет), то нужда в гидросамолетах для Военно-морского флота – просто отчаянная. Начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Валерий Уваров в интервью агентству РИА Новости сообщил, что строительство патрульных гидросамолетов фактически не финансируется. По его словам, только на Черноморском флоте остались в строю несколько самолетов-амфибий Бе-12 (их производство началось в 1960 г., а всего было выпущено 143 машины), на других флотах их нет вовсе. Добавим, что все имеющиеся Бе-12 физически и морально устарели. Под стать им и патрульные самолеты Ил-38 и Ту-142, сроки эксплуатации которых уже находятся на границе допустимого. И нельзя не согласиться с генералом Уваровым, подчеркнувшим, что «необходимо вводить в строй гидроавиационный комплекс А-40, как и было запланировано».

Бе-2500 сможет совершать трансатлантические рейсы с грузом 1000 т.

 

Патрульный самолет А-52ПЭ неизвестно когда полетит.

 

Впервые за годы проведения гидроавиасалонов в Геленджике знаменитая амфибия А-40 «Альбатрос», которой принадлежит 148 мировых авиационных рекордов, на выставке не появилась. Почему? Устроители салона лишь смущенно пожимали плечами. А ведь еще два года назад высокопоставленные деятели ВМФ утверждали, что к 2010 г. в серию будет запущен новый патрульный самолет А-42 с современным комплексом бортового оборудования и двумя двигателями ПС-90А-42, созданный на базе «Альбатроса». Его предполагается использовать в качестве противолодочного, ударного и спасательного. Однако на салоне была представлена лишь небольшая модель этой амфибии. Директор департамента ТАНТК им. Бериева Анатолий Тихомиров подтвердил слова генерала Уварова: «Сборка заказанных ВМФ по программе вооружений четырех самолетов А-40 еще даже не начиналась, и пока нет финансирования и на следующий год».

У стенда журнала «Национальная оборона».

Всматриваясь в изящные линии фюзеляжа и крыльев модели А-42, мы невольно вспомнили слова, услышанные на церемонии подписания предконтрактного соглашения по Бе-200, о том, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Что нужно, дабы высокопоставленные деятели ВМФ и Министерства обороны России перестали предаваться маниловским мечтаниям об авианосцах, а занялись серьезным военным строительством? Неужели война? Но тогда противолодочные амфибии будет строить поздно.

На трудные вопросы приходилось отвечать на пресс-конференции, состоявшейся в рамках салона, генеральному директору ОАО «Концерн радиостроения «Вега» Владимиру Вербе. Они касались создания беспилотных летательных аппаратов для нужд силовых ведомств, которые очень по-разному относятся к БЛА отечественного производства. Как отметил руководитель «Веги», ситуация, которая сложилась с беспилотниками, закономерная. В 90-е – начале 2000-х гг., когда за рубежом происходило бурное развитие беспилотной техники, Министерство обороны РФ этой тематике внимания не уделяло. Упустили ее и российские конструкторские бюро и предприятия соответствующего профиля. По правде говоря, и средств у них на это не было. Вот почему, когда возникла острая нужда в беспилотниках, оказалось, что выбор невелик. По БЛА легкого класса отставание уже ликвидировано. Концерн радиостроения «Вега» в кооперации с ОАК разработал и поставил Министерству обороны РФ беспилотные комплексы типа «Типчак» в вариантах разведчика и целеуказателя. После августовских событий 2008 г. концерн за 45 суток создал для российской армии легкий беспилотник «Стрекоза». «С того времени этот комплекс совершил более 300 полетов, по итогам которых были произведены существенные изменения в его конструкции», – заметил Владимир Верба. Он сообщил, что на Гороховецком полигоне должны состояться сравнительные открытые испытания образцов беспилотных летательных аппаратов российской разработки (уже после завершения салона в Геленджике стало известно, что по итогам этих испытаний в главном командовании Сухопутных войск состоялось совещание, на котором было заявлено, что отечественные производители комплексов с БЛА существенно продвинулись по совершенствованию своих образцов, выявлено много интересных разработок, которые при соответствующей доводке могут быть приняты на вооружение).

Генеральный директор Концерна радиостроения «Вега» Владимир Верба отвечает на вопросы журналистов.

Успешно развивается взаимодействие концерна с Федеральной службой безопасности. «ФСБ приняла решение о том, что их устраивает на начальном этапе та техника, которая у нас сегодня есть, – заметил Владимир Верба. – ФСБ формирует новые заказы для нас, и мы сегодня успешно сотрудничаем».

Значительно больше проблем с созданием высотных БЛА дальнего действия и ударных беспилотников для Вооруженных Сил. В короткие сроки отставание от зарубежных производителей такой продукции ликвидировать не представляется возможным. Вот почему приобретение в Израиле подобных аппаратов – «это вынужденная мера». Как отметил Владимир Верба, концерн «Вега» совместно с ОАК разрабатывает ударные беспилотные комплексы для российской армии: «Здесь у нас есть общее понимание, есть разработки, которые мы осуществляем за счет собственных средств». При этом он подчеркнул, что создание такого комплекса требует достаточно много времени и средств: «Сейчас в России в разгаре разработка самолета пятого поколения. Создание ударного беспилотника такого класса представляет собой не меньшую проблему».

Совместно с ТАНТК им. Бериева и рядом других предприятий концерн «Вега» ведет разработку перспективного авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100, который придет на замену состоящему на вооружении ВВС А-50 до 2015 года. Летающий радар разместится на самолетах Ил-76 или Ан-124 «Руслан».

В Гидроавиасалоне-2010 приняли участие более 130 российских и зарубежных фирм, специализирующихся в сфере разработки и производства авиационной техники, ее сервиса, программного обеспечения. И даже ненастная погода, установившаяся на второй день выставки, не слишком повлияла на ее деловой тонус. В рамках салона состоялась Межпарламентская конференция по гидроавиации «Небо сотрудничества-3», симпозиум «Инновационные технологии в области композитов и их эксплуатация с учетом климатических факторов», круглый стол «Актуальные проблемы молодежной политики и трудоустройства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса» и ряд других интересных мероприятий.

БЛА морского базирования «Ворон» концерна «Вега».