Главная / Выставки / Выставки

Выставки

Премьеры и миражи Euronaval 2010
Французы показали ныряющий фрегат

Министр обороны Франции Эрве Морен во время посещения российского стенда.

Международная выставка военно-морской техники Euronaval 2010, в двадцать второй раз состоявшаяся в конце октября в парижском пригороде Ле-Бурже, проходила на фоне массовых выступлений французских граждан против реформы пенсионной системы, затеянной Николя Саркози. В этих манифестациях, которые создавали некоторые неудобства при передвижении между Парижем и Ле-Бурже, приняли участие сотни тысяч человек. Однако, по словам французских коллег, «Сарко», как за глаза называют главу Пятой республики, все равно «продавит» закон о повышении возраста выхода на пенсию до 62 лет (что впоследствии и подтвердилось), но навсегда потеряет возможность быть переизбранным на второй президентский срок. Французы не будут голосовать за него.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

ПАРИЖ – МОСКВА

Впрочем, эти обстоятельства касаются самих французов. Нас же интересовали новинки военно-морской техники, демонстрацией которых славятся выставки Euronaval.

СРЕДИ «ПРИМАНОК» И ИННОВАЦИЙ

И парижский салон не обманул ожиданий. Тут нужно иметь в виду следующее: хотя Euronaval, безусловно, одна из крупнейших международных военно-морских выставок, но доминируют на ней французские предприятия. У них – самые большие экспозиции, расположенные на наиболее зрелищно выгодных и престижных площадях. А среди французских фирм лидирует частно-государственная компания DCNS, которая занимается проектированием, строительством и экспортом надводных кораблей и подводных лодок. Стенд DCNS традиционно располагается у центрального входа и при всем желании его нельзя миновать. Поэтому свой рассказ о новинках Euronaval 2010 начнем именно с экспозиции этого предприятия.

Наибольшее внимание участников и гостей салона привлекли две перспективные разработки DCNS: «ныряющего фрегата» SMX-25 и «полностью электрифицированного корабля» (the all-electric vessel) Advansea, что можно перевести, как «Продвинутый морской».

Вытянутый корпус SMX-25 напоминает конструкцию больших подводных лодок 30-40-х годов прошлого века, которые наилучшим образом подходили для дальних морских и океанских переходов в надводном положении. При приближении к противнику или при возникновении какой-либо опасности они ныряли, дабы стать незаметными для врага. Тот же принцип положен в основу sous-marin de surface, то есть «надводной подводной лодки», как квалифицируют свое детище создатели SMX-25. Надводное водоизмещение «ныряющего фрегата» – 2850 т, подводное – 4850 т, длина – 109 м. Дальность плавания – 2000 миль. Вооружение включает 16 вертикальных универсальных пусковых установок в надстройке. В них находятся ракеты классов «корабль – корабль», «корабль – земля» и «корабль – воздух». В носовой части – четыре торпедных аппарата для стрельбы тяжелыми торпедами. Предполагается также размещение безэкипажных подводных и беспилотных летательных аппаратов. Благодаря внедрению средств автоматизации, экипаж состоит из 27 человек, еще 10 – спецназовцы для выполнения диверсионных операций, разведывательных и иных задач на берегу. «Фрегат» оснащен тремя газотурбинными двигателями и тремя водометными движителями, позволяющими кораблю в надводном положении развивать 38-узловый ход. Когда возникнет нужда в погружении, газовые турбины отключаются, а «дымовая труба», находящаяся в кормовой части довольно объемной обтекаемой надстройки, плотно закрывается герметическими заглушками. Тогда настает очередь дизелей, которые «дышат» через шноркель и дают ток двум винторулевым колонкам типа «азипод», размещенным в днищевой части центральной части корпуса. Скорость под водой падает до 10 узлов. Если учесть, что глубина хода под РДП – не более 15 м, то обнаружение «надводной подводной лодки» не составит большого труда. Конечно, возможно размещение и аккумуляторных батарей, но тогда скорость составит 2-3 узла, а глубина погружения «фрегата» увеличится незначительно.

«Надводная подводная лодка» SMX-25.

 

Напомним, что в конце 50-х – начале 60-х годов ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз») был разработан проект ныряющего ракетного катера 1231 «Дельфин», который был доведен до стадии технического, то есть можно было приступать к строительству корабля. Но в отличие от SMX-25 у «Дельфина» имелась довольно четкая «философия» применения. Подводный ход был нужен для подкрадывания к объекту атаки. После ее осуществления катер должен был в надводном положении на полной скорости уходить от места боя. Предусматривалось даже использование подводных крыльев для увеличения скорости отрыва от неприятеля.

На наш взгляд, «Дельфин» и сегодня в случае надобности можно реанимировать на качественно новом техническом уровне. А вот SMX-25 точно никогда не будет бороздить моря. Идеология его применения невнятна, а боевые качества более чем сомнительны. Это – плохой надводный корабль и очень плохая подводная лодка. Вероятно, в этом отлично отдают отчет и в DCNS. Помещая модель «надводной подводной лодки» на самом видном месте, устроителями преследовалась цель обратить внимание не столько на ничем не ограниченный полет фантазии конструкторов, сколько на потенциал своих возможностей (действительный или мнимый – это уже другой вопрос). Маркетинговый ход отличный!

Впрочем, эта французская фирма наряду со стопроцентно жизнеспособными проектами, например фрегатами семейства FREMM, АПЛ типа Barracuda и НАПЛ типа Scorpene, на каждой выставке Euronaval демонстрирует подобных «летучих голландцев». В 2002 г. это была двухкорпусная НАПЛ SMX-21, чья концепция была явно навеяна конструкторскими решениями крупнейшей в мире советской АПЛ проекта 941. В 2004 г. появилась подлодка, а точнее целая комбинация из трех субмарин SMX-22 (одной большой ПЛ-матки и двух малых, ею доставляемых к месту боевых действий). Но больше ее модель, также как и SMX-21, не выставлялась на Euronaval. Гвоздем выставки 2006 г. стал перспективный полностью электрифицированный корабль Swordship («Корабль-мечь») водоизмещением 5300 т супер-стелсовской архитектуры, вооруженный не только ракетами, но и оригинальной трехорудийной 155-мм артиллерийской установкой. На выставке 2008 г. этого корабля уже не было. Но внимание участников и гостей привлекала модель подводной лодки SMX-24 с прямоугольным сечением корпуса, что позволяет легко заменять модули с боевой нагрузкой. В этом году уже никто не вспоминал о SMX-24. Надо полагать, такая же судьба ждет в 2012 г. и SMX-25.

«Полностью электрифицированный корабль» Advansea.

 

Еще раз подчеркнем, что происходит это не от пристрастия руководства и конструкторов DCNS к моде «от-кутюр», а от стремления максимально привлечь внимание потенциальных клиентов. А ведь в этой футуристической коллекции французской фирмы есть немало очень интересных и действительно перспективных проектов (SMX-21, Swordship, SMX-24), но они не будут воплощены в металле. Прежде всего, потому, что у DCNS и Французской Республики нет средств на их реализацию. Очевидно, не найдется их и на «продвинутый» корабль Advansea.

В известном смысле, Advansea – дальнейшее развитие проекта Swordship. Произошли изменения в вооружении (вместо артиллерийских орудий на нем предполагается разместить электромагнитные и лазерные пушки), менее лаконичной стала архитектура, хотя она тоже стелсовская, до 4500 т уменьшилось водоизмещение. Длина корабля – 120 м, скорость – 28 узлов, дальность плавания – порядка 7500 миль. На борту размещаются вертолет и три беспилотных летательных аппарата. Развитая сетецентрическая система позволяет контролировать все происходящее на корабле и вокруг него, взаимодействовать в реальном масштабе времени с другими единицами соединения, вертолетами и БЛА, а также с глобальной системой управления вооруженными силами.

Перспективный фрегат F2M2 испанской фирмы Navantia.

 

Колумбийский речной бронированный катер-вертолетоносец.

 

Модель универсального десантного корабля итальянской фирмы Fincantieri.

 

По признанию французских специалистов, при создании Advansea придется решить три сложнейшие задачи. Необходимо будет разработать двигатель с применением технологий сверхпроводимости, что позволит уменьшить его размеры – приблизительно на 50% снизить габариты. Электромагнитные и лазерные пушки, как известно, нещадные «пожиратели» энергии. Вот почему кораблю потребуется емкая система ее накопления, которая даст возможность стрелять необходимым темпом. Наконец, для управления всем этим электрическим хозяйством нужна надежная система, работающая в реальном масштабе времени. Самые приблизительные подсчеты показывают, что потребуется никак не менее 12-15 млрд. евро. К этому следует добавить стоимость перспективного оружия направленной энергии и других не менее дорогостоящих систем. Появление Advansea в морях и океанах в 40-х годах текущего столетия возможно лишь при объединении усилий ряда государств. И здесь участие России было бы уместно и полезно.

На стенде DCNS присутствовали и вполне «земные» проекты, на продвижение которых на внешнем рынке делает ставку компания. Мы обратили внимание на дизель-электрическую подводную лодку Andrasta и семейство корветов Gowind. ДЭПЛ Andrasta надводным водоизмещением 855 т – уже третий раз появляется на Euronaval. В первый раз это случилось в 2006 г. Тогда проект этой субмарины имел индекс SMX-23. В отличие от SMX-21, SMX-22, SMX-24 и SMX-25 – это лодка традиционной конструкции, даже, можно сказать, упрощенной. Она предназначена для военно-морских флотов, которые хотят обзавестись подводными силами, но имеют скромные бюджеты. По своим боевым возможностям она уступает ДЭПЛ П-750 разработки СПМБМ «Малахит» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №12/2009) и «Амур-950» ЦКБ МТ «Рубин». Более того, ее совершенствование ведется в направлениях, обозначенных в проектах российских конструкторских бюро. Так на борту последней версии Andrasta появились боевые пловцы, которые давно предусмотрены штатным расписанием П-750. И все-таки французский проект по-прежнему уступает российским, только продвигают его гораздо более энергично, пока, правда, безуспешно.

Модель патрульного корабля открытого моря Hermes.

 

Перспективный французский авианосец РА2 версии RXX.

 

Не менее малоуспешным в коммерческом плане оказалась и концепция семейства корветов Gowind длиной от 85 до 105 м и водоизмещением от 1100 до 2500 т. Первые модели кораблей этого семейства появились в 2004 г. Изменялась архитектура надстроек, состав вооружения, но ни один корпус не был продан. Болгария уже сказала «да», но разразившийся экономический кризис не позволил поставить подписи под контрактом. И тогда руководство DCNS пошло на отчаянный шаг. Весной этого года оно договорилось с Министерством обороны Франции о строительстве для ВМС за собственный счет, но с возможным последующим погашением затрат государством, патрульного корабля открытого моря (OPV) Hermes на базе малого корвета семейства Gowind. Его водоизмещение – 1100 т, длина – 87 м, скорость полного хода – 21 узел, дальность плавания на 12 узлах – 8000 миль, автономность – 21 сутки. Экипаж состоит из 30 человек, еще 30 – представители силовых структур или задержанные лица, например, пираты. У корабля интегрированная мачта, рубка с остеклением на 360°, как на буксирах-кантовщиках и судах-снабженцах, современное электронное оснащение, позволяющее обеспечивать действия беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных катеров. В корме – взлетно-посадочная вертолетная площадка, а под ней – слип, с помощью которого за пять минут можно на ходу спускать на воду и поднимать на борт досмотровые катера. Вооружение состоит из одной 30-мм автоматической пушки, двух 12,7-мм пулеметов и мощного брандспойта, предназначенного не только для тушения огня, но и для «охлаждения» непослушных.

На Euronaval 2010 представители DCNS и министр обороны Франции Эрве Морен (14 ноября на этом посту его сменил Ален Жюппе) подписали соглашение, согласно которому DCNS закончит к концу 2011 г. строительство корабля, заложенного в мае этого года, потом проведет его всесторонние испытания и только в 2014 г. передаст заказчику. Для каждого более-менее знакомого с судостроительным делом человека ясно, что Hermes спустят на воду «сырым», поскольку многие системы еще не будут готовы и пройдут испытания уже на борту OPV. По сути дела, Hermes – это корабль-демонстратор для проталкивания корветов семейства Gowind на мировой рынок. При этом представители DCNS с полным правом смогут утверждать, что корабль состоит на вооружении ВМС Франции и прошел все необходимые процедуры приемки военным заказчиком. Это очень интересный маркетинговый ход, но насколько он эффективен, судить преждевременно.

Патрульный корабль-катамаран MPC2 фирмы CNIM.

 

Компания DCNS показала на выставке также модель перспективного авианосца РА2 (Porte-Avions 2) последней версии RXX. В отличие от более ранних вариантов он имеет одноостровную надстройку, а не состоящую из двух элементов, как прежде. Решение о строительстве корабля должно быть принято в начале следующего года. Но, как утверждают французские специалисты, у Пятой республики нет и в ближайшей перспективе не будет средств на строительство авианосца. Зато его проект, по их словам, вполне могут предложить Российской Федерации, руководство ВМФ которой питает любовь к большим кораблям, пусть и не очень нужных флоту. Ведь не случайно модель появилась на выставке.

Много интересного было и на других стендах французских предприятий. В публикации по итогам Euronaval 2008 (см. журнал «Национальная оборона №11/2008) мы писали о десантном катере оригинальной конструкции L-CAT фирмы CNIM. У него регулируемое днище-платформа. При переходе морем оно поднимается, превращая катер в катамаран, способный развивать 30-узловую скорость. При подходе к берегу платформа опускается, уменьшая осадку почти на два метра и позволяя высаживать на берег технику. В 2008 г. существовал один опытный образец L-CAT. Он прошел испытания, доказав эффективность своей конструкции. ВМС Франции заключили с фирмой CNIM контракт на поставку четырех серийных катеров, поступление первого из которых на флот ожидается в следующем году. Еще на четыре L-CAT имеется опцион. В этом году фирма CNIM продемонстрировала проекты двух многофункциональных патрульных кораблей-катамаранов MPC и MPC2 длиной 40 и 62 м. Главная их задача – патрулирование побережья. При обнаружении на берегу бандформирований – немедленная высадка спецподразделений. Полезная нагрузка первого – 60 т, второго – 200 т, скорость 21 и 30 узлов соответственно, перевозимый десант – 16 и 30 человек. Имеется легкое пулеметное и артиллерийское вооружение.

Проект «авианосца БЛА» конструкторского бюро Mauric.

Другая французская фирма – конструкторское бюро Mauric, в которой занято 12 человек персонала и которая преимущественно занимается проектированием патрульных, спасательных и лоцмейстерских судов и катеров, судов-снабженцев, парусных и моторных яхт, – показала проект 70-метрового патрульного корабля открытого моря, созданного в кооперации с компанией CNIM. Тримаранная схема (основной корпус и два аутригера с малой площадью ватерлинии) позволяет при относительно небольшой длине корабля иметь вертолетную платформу площадью 1000 м2 с ангаром, где есть место и для двух беспилотных летательных аппаратов вертолетной схемы. Не случайно сами конструкторы окрестили свое детище «авианосцем БЛА» (drone carrier). Усиленная авиационная составляющая требуется для круглосуточного контроля с воздуха окружающих акваторий. Вооружение – легкое артиллерийское и пулеметное. Водоизмещение этого OPV – 1800 т, скорость полного хода – 22 узла, дальность плавания – 3000 миль. Кроме экипажа есть место для размещения 25 коммандос, которые с помощью вертолета и двух катеров жестконадувного типа могут высадиться на объект, требующий досмотра, или на берег.

БЕЗ ЭКЗОТИКИ – БЛИЖЕ К ЖИЗНИ

Никаких экзотических проектов на объединенном российском стенде, на котором были представлены «Рособоронэкспорт» и предприятия, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию, не обнаружилось. «Прежде чем импровизировать, – сказал нам один умудренный опытом представитель ОСК, – нужно завизировать». Действительно, для того, чтобы предприятию оформить паспорт экспортного облика, требуются годы. И ко времени, когда проект корабля или какой-либо системы его вооружения, наконец, оказываются на международном рынке, сами эти проекты и системы нередко морально устаревают.

Российский стенд оказался чрезвычайно неудобным, каким-то зажатым. На нем трудно было что-либо толком разглядеть. И все-таки новинки были. ЦМКБ «Алмаз» показало версию корвета проекта 22382 «Тигр» с зенитным ракетным комплексом «Риф-М» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2010). А Северное ПКБ продемонстрировало сразу три новых разработки. Это, прежде всего, фрегат проекта 22356 – экспортная версия фрегатов проекта 22350, строительство которых ведется для ВМФ РФ (подробнее см. публикацию «С именем великого адмирала» в этом номере журнала). Этот проект, кстати, не один год пробивался на рынок. Другая новая разработка – патрульный корабль открытого моря (OPV) проекта 22160. Он предназначен для контроля исключительной экономической зоны, пограничной службы, мониторинга окружающей среды и спасательных операций в 200-мильной прибрежной зоне. Его стандартное водоизмещение – около 1300 т, длина – 94 м, ширина – 14 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка, построенная по схеме CODAG, суммарной мощностью 25000 кВт позволяет развивать 30-узловый полный ход. Скорость патрулирования – 16 узлов, на которой OPV может пройти 6000 миль. Автономность – 60 суток. Внедрение средств автоматизации дает возможность обслуживать корабль экипажем из 80 человек. Вооружение состоит из одной 57-мм автоматической артиллерийской установки А-220М, двух турельных пусковых установок «Гибка» для ПЗРК «Игла», двух противодиверсионных гранатометов ДП-65, целеуказание которым выдается опускаемой ГАС «Паллада», и двух 14,5-мм пулеметов. Радиоэлектронное противодействие возлагается на комплекс ТК-25Э с установками пассивных помех ПК-10. У корабля развитое навигационное и связное снаряжение. В корме – площадка и ангар для вертолета Ка-27ПС или аналогичной машины зарубежного производства. Другими словами, патрульный корабль проекта 22160 мало чем уступает, а по ряду характеристик превосходит французский OPV Hermes.

Руководители российских предприятий и организаций на переговорах с представителями фирмы Thales.

 

Делегация ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова на стенде журнала «Национальная оборона».

 

Еще одна новинка, представленная СПКБ, – сторожевой корабль (корвет) проекта 22500 стандартным водоизмещением 950 т и длиной 84 м. Это дальнейшее развитие экспортного корвета S-1350, который предлагался бюро зарубежным клиентам в первой половине уходящего десятилетия. Изменения коснулись ударного, оборонительного и электронного вооружения. Он может оснащаться ракетным комплексом «Калибр-НКЭ»/Club-N (8 ракет) или двумя счетверенными пусковыми установками ПКР «Уран-Э». Противовоздушная оборона возлагается на турельную установку «Гибка», ЗАК «Пальма» или ЗРАК «Каштан» (по желанию заказчика может устанавливаться также автоматическая установка АК-630М), а противолодочная – на две установки комплекса «Пакет-Э/НК» или две спаренные пусковые установки ПЛУРО «Медведка». Артиллерийское вооружение представлено одной 100-мм АУ А-190Э и реактивной системой залпового огня «Огонь». То есть корвет может бороться не только с надводными, подводными и воздушными целями, но и оказывать огневую поддержку десанту. В кормовой части надстройки имеется взлетно-посадочная площадка и телескопический ангар для вертолета взлетной массой до 12 т. Дизель-газотурбинная энергетическая установка (по схеме CODAG) мощностью 27000 кВт разгоняет корабль до 33 узлов. Дальность плавания экономической 16-узловой скоростью – 4000 миль. Для ВМС государств с ограниченными финансовыми возможностями такие корабли окажутся весьма кстати.

Впервые на Euronaval «Туламашзавод» представил 30-мм двухавтоматную артиллерийскую установку АК-630М-2 «Дуэт», которую специалисты относят к числу лучших современных корабельных систем обороны ближнего рубежа от средств воздушного нападения (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2010). Учитывая, что сотни кораблей отечественного ВМФ и зарубежных флотов вооружены АУ АК-630 и АК-630М, то их перевооружение на более совершенный «Дуэт» не составит большой проблемы.

Всего же 14 российских конструкторских бюро, заводов и организаций показали свою продукцию на Euronaval 2010. В числе экспонатов, пользовавшихся интересом у гостей выставки, были скоростной патрульный катер с интерцепторами проекта 12200 «Соболь», который уже поставляется на экспорт, ракетный катер 12418 «Молния», завоевавший признание у зарубежных заказчиков, ракетно-артиллерийский катер проекта 20970 «Катран», который только выходит на международный рынок, семейство малых ракетно-артиллерийских кораблей «Торнадо», подводные лодки «Амур-950» и «Амур-1650», зенитный комплекс «Пальма», модульная пусковая установка 3С90Э.1 зенитного ракетного комплекса «Штиль-1», РЛС и перископы разработки Концерна «Гранит-Электрон», другие образцы. Представители «Рособоронэкспорта» и российских предприятий провели плодотворные переговоры со специалистами компаний Sagem, Thales, Safran, DCNS, Navantia и рядом других фирм. «Мы обсудили как текущие проекты, так и перспективные направления сотрудничества, – подчеркнул руководитель российской делегации первый заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Иван Гончаренко. – Взаимодействие расширяется и есть интересные предложения».

MISTRAL: НАПРЯЖЕННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Самые острые, но невидимые миру страсти кипели вокруг десантного вертолетоносца Mistral, который российское военно-морское руководство мечтает купить, а французские судостроительные компании продать России. В первый день работы выставки, 26 октября, первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин сообщил, что объявлен закрытый тендер на приобретение для российского ВМФ универсальных десантных кораблей, что предложения на участие в конкурсе разосланы всем странам, которые создают корабли подобного класса. Мы очень любим Париж, но почему нужно было объявлять о международном тендере, организуемом Россией, в столице Франции, а не в Москве не очень понятно. Представляется маловероятным, что приглашение было направлено Соединенным Штатам, где корпорация Northrop Grumman строит лучшие в мире УДК.

Обложка англоязычного специального выпуска журнала «Национальная оборона», распространявшегося на Euronaval 2010.

Весть о конкурсе всколыхнула многочисленный журналистский корпус. Но выведать подробности оказалось непросто. Главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий, услышав вопрос о тендере или Mistral, с места развивал скорость торпедного катера и скрывался в какой-нибудь переговорной комнате, недоступной для надоедливых репортеров.

Наконец, чтобы как-то притушить ажитацию среди представителей российских СМИ, Иван Гончаренко устроил брифинг. Его темой было участие России в Euronaval 2010. Но, конечно, главные вопросы касались тендера и Mistral. Что ответить? Вряд ли, кто из руководства российской делегации справился бы с этой задачей лучше, чем Иван Максимович. Его юмор подкупал. Так, на вопрос одного из коллег он сказал: «Я бы на эту тему мог написать роман, но сейчас воздержусь от комментариев». Конкретно по Mistral первый заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» заявил: «Шли переговоры по Mistral. На сегодняшний день переговоры остановлены. После того, как объявлен тендер, мы переговоры не ведем. Они возобновятся, если предложение Франции победит в конкурсе. Сейчас на Euronaval проводятся только консультации».

СМИ не раз уже отмечали, что тендер носит формальный характер, что победа Mistral в нем предопределена. Однако, судя по всему, «консультации» проходили в непростой обстановке. В них с российской стороны главными фигурами были Владимир Поповкин, Владимир Высоцкий и президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко. Принимающая сторона в канун начала работы выставки свозила высокопоставленных российских гостей в Тулон, где члены делегации побывали на борту ракетного эсминца Chevalier Paul, фрегата типа La Fayette и тральщика Lyre. Посетили они и десантный вертолетоносец Tonnere – родного брата Mistral. Однако экскурсия в Тулон диалог не облегчила.

Чего добивалась российская сторона? Прежде всего, передачи нашей стране технических средств корабля, в том числе электронных, в полном объеме. Здесь, похоже, достигнут прогресс. Во всяком случае, директор DCNS Пьер Легро заявил, что Франция готова поставлять вертолетоносцы без каких-либо ограничений по технологиям, ровно в той же комплектации, в какой их получают ВМС Франции.

Другая важная проблема тоже, кажется, была решена. УДК типа Mistral малопригодны для эксплуатации в северных и приполярных районах. Поэтому требуется переделка проекта. Вот что сообщил по данному поводу генеральный директор верфи STX в Сен-Назаре Жак Арделе: «Речь идет об укреплении взлетной палубы для посадки тяжелых российских вертолетов, укреплении корпуса корабля для плавания в северных широтах, системах кондиционирования воздуха во внутренних помещениях корабля при температурах за бортом до минус 20-30 градусов». Он обещал, что и другие требования ВМФ РФ будут учтены. Но, скорее всего, потребуются дополнительные средства, и немалые, на перелицовку проекта.

Более острый характер носили «консультации» относительно локализации производства, то есть об участии российских предприятий в строительстве кораблей. Как известно, два последних вертолетоносца из четырех, если они вообще будут заказаны ВМФ РФ, должны будут собираться на российских верфях по технической документации, переданной французской стороной. Тут взаимопонимание было достигнуто заранее. Но представители ОСК совершенно законно поставили вопрос об участии предприятий корпорации в работах с первого корпуса. Ведь часть блоков даже для головного Mistral изготавливалась в польском Гданьске на заводе Stocznia Remontowa. И российские корабелы с такой задачей могут справиться без особого напряжения. Но французы уперлись. Согласия достигнуть не удалось. Однако буквально через два дня после завершения Euronaval 2010, 1 ноября, в Санкт-Петербурге Объединенная судостроительная корпорация и DCNS в присутствии вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина и начальника личного штаба президента Франции генерала Бенуа Пуга подписали соглашение о создании консорциума в области гражданского и военного судостроения. «Мы подписали соглашение на длительный период, оно предусматривает обмен технологиями», – подчеркнул Роман Троценко. Очевидно, в рамках этого консорциума и будут решаться вопросы локализации. Ведь не случайно генеральный директор DCNS Патрик Буассье заметил, что сотрудничество российской и французской судостроительных компаний будет касаться «гражданских и военных кораблей», на которые могут быть объявлены тендеры.

Патрульный корабль открытого моря проекта 22160.

 

Корвет проекта 22500.

 

Надо подчеркнуть, что французам удалось добиться от американской администрации, если не публичного «добро» на сделку с Россией, то хотя бы ее молчаливого согласия. 26 октября Тулон посетил министр ВМС США Рэй Мэйбус, которому устроили подробную экскурсию по Mistral. Цель этого мероприятия состояла в том, чтобы доказать военному ведомству США, что вертолетоносцы этого типа не представляют и не могут представлять никакой угрозы Соединенным Штатам и другим союзникам Парижа по Североатлантическому блоку. Кажется, Мэйбуса удалось убедить в этом. Во всяком случае, вскоре после его визита на Mistral, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил: «Это не дело НАТО накладывать вето. Это двусторонние отношения России и Франции». Да и посол США в России Джон Байерли высказался в том же духе. Но оказывается дело здесь не так просто, как представляется на первый взгляд. Вот что поведал нам на Euronaval один американский коллега:

– Администрация Барака Обамы, безусловно, заинтересована в улучшении американо-российских отношений. Поэтому ей не резон ссориться с Москвой из-за пары-тройки кораблей, которые никак не способны поставить под сомнение доминирующую роль США в океанах. Однако в рядах республиканцев очень немногие разделяют такую позицию главы Белого дома. Если республиканцы победят на промежуточных выборах в Конгресс (так и случилось 2 ноября – прим. авторов), то Обаме придется туго. Они могут провалить ратификацию нового Договора по СНВ, что ударит по престижу американского и российского президентов. Сделка Москвы и Парижа по Mistral – хороший повод для атаки на договор по стратегическим вооружениям.

ПРАЗДНИК ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

Но не одним Mistral жила выставка Euronaval 2010. Много интересных проектов продемонстрировали испанские, итальянские, немецкие, американские, английские и сингапурские фирмы. На наш взгляд, самым эффектным экспонатом салона стал катер-перехватчик XSR британской компании XSMG World. Во-первых, это была не модель и не макет, а натуральный образец. Во-вторых, впечатляющими являются характеристики этого семейства катеров (всего восемь модификаций длиной от 9 до 25 метров), созданных в кооперации с фирмами QinetiQ (отработка корпусных конструкций), Thales (многофункциональный ракетный комплекс LMM для поражения надводных, береговых и воздушных целей, опускаемая ГАС FLASH), Konsberg (стабилизированный пулеметно-артиллерийский модуль Sea Protector), FLIR (миниатюрный оптико-электронный модуль обнаружения и наблюдения) и Ullman (амортизированные кресла для экипажа и спецназа). Скорость их полного хода колеблется от 60 (модель XSR 9) до 80 (модель XSR 17) узлов! У них одинаковая форма корпуса, целиком выполненная из легких и прочных композитных материалов и снабженная системой стабилизации TRASE – размещенными от центра корпуса в корму «баллонами», заполненными полимерным материалом. А отличаются они размерами, скоростью хода, двигателями (на трех малых модификациях – по три подвесных мотора) и движителями, дальностью плавания – от 400 до 1000 миль, автономностью (от 8-12 часов до 3-4 суток), количеством перевозимого спецназа и составом вооружения.

На брифинге журналисты атаковали Ивана Гончаренко вопросами о Mistral.

 

От XSR глаз нельзя было оторвать. Но вот мнение специалиста – генерального директора ФПГ «Скоростной флот» Вадима Куликова:

– Великолепный катер! – подтвердил он. – Один недостаток – его можно вывести из строя удачным попаданием 2-3 пуль. И потом цена этого «изделия», я думаю, впечатляющая.

Действительно, тонкий материал корпуса мало приспособлен для ликвидации повреждений в море. Пробоины, даже небольшие, в условиях боя могут доставить немало хлопот, а то и привести к гибели корабля. Эти катера больше подходят для скрытной переброски разведгрупп спецподразделений, а лучшая их защита – не пушки, пулеметы и ракеты, а высокая скорость. О цене ничего узнать не удалось. Представители фирмы ссылались на какого-то коллегу, которого постоянно не было на месте. Но известно, что самое дешевое кресло компании Ullman стоит порядка 3000 евро.

Кроме британского супер-катера на выставке «живьем» демонстрировалось немало разнообразных катеров жестко-модульной конструкции. К сожалению, российские предприятия, у которых есть оригинальные разработки, не были представлены на салоне.

Если бы на Euronaval 2010 проводился конкурс на лучший проект перспективного корабля, то мы свои голоса отдали бы проекту многоцелевого фрегата F2M2 испанской фирмы Navantia. В отличие от фантастических моделей французской фирмы DCNS этот фрегат может быть построен уже в самом ближайшем будущем. F2M2 – это тримаран, у которого два небольших аутригера как бы прижаты ближе к корме основного корпуса. Его конструкция напоминает форму американского литорального боевого корабля Independence разработки австралийской компании Austal. Но она, если угодно, более прагматичная, необходимая для повышения мореходных качеств и увеличения площади вертолетной платформы. Водоизмещение корабля – около 4000 т, длина – 140 м, ширина с аутригерами – 30 м, осадка – 5 м. Дизель-электрогазотурбинная энергетическая установка (CODLAG) дает возможность развивать 30-узловый ход. Корпус интегрирован с надстройкой предельно лаконичной стелсовской архитектуры. Мачт нет. Антенны РЛС, станций связи, оптико-электронные датчики вмонтированы в надстройку. В надстройку спрятаны и пусковые установки восьми противокорабельных ракет. В носовой части – 76-мм артиллерийская установка и блок универсальных ПУ для зенитных и противолодочных ракет, а также ракет класса «корабль-земля». В межкорпусном пространстве – торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами. В корме – ангар, на крыше которого – 30-мм автоматическая пушка и взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов NH90, а под палубой размещаются катера жестконадувного типа, необитаемые подводные аппараты и безэкипажные катера, которые с помощью специального устройства можно быстро спустить на воду и принять на борт с воды. Как сказал нам представитель фирмы Navantia Энрике Техука, фрегат F2M2 предназначен для выполнения как «простых», например, антипиратских миссий, так и «сложных» ударных, оборонительных и эскортных задач. То есть это действительно многоцелевой корабль.

Министр ВМС США Рэй Мэйбус во время посещения вертолетоносца Mistral 26 октября 2010 г.

Привлек внимание специалистов и гостей выставки новый универсальный десантный корабль итальянской фирмы Fincantieri. Его длина 190 м, ширина – 33 м, полное водоизмещение – около 20000 т. Дизельная энергетическая установка позволит развивать 20-узловый ход, а на 16 узлах корабль сможет преодолеть 7000 миль. Он будет принимать 750 человек десанта, которых высадят на берег восемь имеющихся на борту катеров и шесть вертолетов. Кое-кто из журналистов поведал, что проект этого корабля, дескать, спешно создан Fincantieri для участия в российском тендере. Но эта информация не соответствует действительности. Итальянцы уже несколько лет занимаются разработкой этого «десантника», который после 2017 г. должен прийти на смену УДК типа San Giorgio. Всего планируется построить две или три единицы. Разумеется, Fincantieri не откажется и от экспортных заказов.

На рынке военно-морской техники постоянно появляются все новые игроки. Вот и на Euronaval 2010 свою продукцию впервые представили Бразилия и Колумбия. Бразильские компании уже поставляют патрульные катера странам Африки. Недавно стало известно, что предполагается строительство корвета типа Barroso для ВМС Экваториальной Гвинеи. В Ле-Бурже бразильская фирма Emgepron демонстрировала широкий ассортимент довольно дешевых кораблей и катеров разного назначения, которые рано или поздно, несомненно, найдут спрос.

Колумбия пока корабли национального производства не продает, но, безусловно, к этому стремится. На Euronaval 2010 колумбийская фирма Cotecmar представила несколько моделей речных сторожевых катеров. Наибольшее внимание привлек бронированный патрульный катер поддержки водоизмещением 373 т. Он уже состоит на вооружении национальных ВМС. Его длина – 40,3 м, ширина – 9,5 м, осадка – 1,26 м, максимальная скорость – 9 узлов. Вооружение включает 40-мм автоматическую пушку и три пулемета в бронированных башнях. В центральной части надстройки имеется вертолетная площадка. Экипаж катера-вертолетоносца состоит из 33 человек. Еще он транспортирует 30 морских пехотинцев. Помещения корабля кондиционируются.

Кроме кораблей и катеров на Euronaval 2010 широко были представлены предприятия, выпускающие вооружение, электронные системы и разнообразные двигательные установки. Словом, праздник военно-морской техники состоялся. И надо выразить слова признательности устроителям салона, благодаря которым он оказался ярким и запоминающимся.

Катер-перехватчик XSR.

 

Катер жестконадувного типа фирмы Sillinger, предназначенный для спецназа.