Главная / Выставки / Выставки

Выставки

ВТС России и Китая: бег на месте или подготовка к рывку?
Предприятия отечественного ОПК приняли участие в выставке Airshow China 2010

Преддверием очередного, восьмого, авиасалона Airshow China 2010, проходившего 16-21 ноября в Чжухае (Южный Китай), стало заседание российско-китайской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, состоявшееся в Пекине в начале ноября.

Илья КЕДРОВ

Чжухай – Москва

В соответствии с официальными заявлениями, распространенными после завершения заседания, стороны отметили, что наиболее перспективными направлениями развития ВТС между Россией и КНР являются такие сферы, как боевая и военно-транспортная авиация, военно-морская техника, системы ПВО, а также послепродажное обслуживание ВВТ российского производства, находящейся на вооружении Народно-освободительной армии Китая. Официальная информация носит довольно безликий характер. Но надеяться на что-то большее в данном случае не приходится – в КНР традиционно весьма чувствительно относятся к распространению каких-либо сведений о столь деликатной сфере, как вооружения и торговля ими.

Выставка Airshow China 2010 показала, что перспективы в ВТС по обозначенным направлениям действительно сохраняются, более того, по ряду направлений оснащения собственных ВС, таких как системы ПВО большой дальности, истребители пятого поколения, перспективные авиадвигатели, у КНР пока нет альтернативных вариантов, кроме закупки соответствующей техники российского производства. Главное, чтобы к тому моменту, когда Поднебесная достигнет уровня технологий тех образцов вооружения, которые Россия готова экспортировать сегодня, мы смогли предложить ей что-то принципиально новое.

За 15 лет, с начала 90-х годов, Китаю удалось совершить серьезный военно-технологический рывок. Это позволило Пекину с 2005 г. резко сократить закупки ВВТ российского производства. В течение последних пяти лет Пекин взял курс на удовлетворение потребностей своих вооруженных сил за счет национальной оборонной промышленности. Более того, Китай становится крупным экспортером вооружений. Этот статус КНР имел и в 80-е годы, однако теперь Поднебесная в состоянии вывеси на рынок качественно новую продукцию.

Но по мнению главы делегации «Рособоронэкспорта» на Airshow China 2010, начальника департамента экспорта специмущества и услуг ВВС Сергея Корнева, увеличение объемов поставок российского вооружения, безусловно, нужно ожидать. «Вакуума в ВТС с Китаем нет, есть программы, по которым продолжается работа», – отметил Сергей Корнев. А в настоящее время основной упор в ВТС с Пекином сделан на обеспечение эксплуатации и послепродажного обслуживания ранее поставленной техники.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» впервые принял участие в Airshow China.

 

В авиасалоне приняли участие 30 российских компаний, из них 25 предприятий ОПК, в том числе 6 субъектов ВТС (ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «ПО «УОМЗ», ФГУП «ММПП «Салют».

В ЗАПАСЕ – 5 ЛЕТ

На сегодняшний день основной интерес для КНР в сфере авиастроения представляют российские двигатели. Китай является крупнейшим заказчиком двигателей РД-93, предназначенных для моторизации легких китайских истребителей FC-1 (JF-17) и АЛ-31Ф/ФН, которые поставляет в КНР ММПП «Салют» для замены выработавших свой ресурс двигателей истребителей Су-27, а также для оснащения самолетов J-10.

В конце октября этого года был подписан акт приемки 12 двигателей Д-30КП-2 четвертой партии, изготовленных ОАО «НПО «Сатурн» по контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР. Согласно контракту, НПО «Сатурн» поставит в КНР 55 двигателей Д-30КП-2. Три первые партии двигателей Д-30КП-2 были досрочно сданы заказчику, соответственно, в ноябре 2009 г., марте и мае 2010 г. Приемка последней, пятой, партии двигателей намечена на февраль 2011 г.

Сейчас идут переговоры о подписании новых контрактов по поставке двигателей АЛ-31Ф производства ММПП «Салют». «Рособоронэкспорт» организовал в Китае капитальный ремонт этих моторов.

Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева готовится к подписанию нового контракта на поставку КНР ста двигателей РД-93. В соответствии с ранее заключенным «Рособоронэкспортом» соглашением, один такой контракт уже выполнен. В настоявшее время, как сообщил управляющий директор ММП имени В.В. Чернышева Александр Новиков, обговариваются вопросы, связанные с техническим лицом новой партии двигателей и наземным обслуживанием моторов. Всего Китай намерен приобрести в России не менее 500 двигателей РД-93.

Делать, или, точнее говоря, копировать, планер и часть авионики самолетов китайские специалисты, в целом, уже научились. А вот с двигателями пока проблема. Те изделия, похожие на АЛ-31Ф, которые в КНР собирают из поставляющихся из России запчастей, пока не хотят полноценно работать. И китайцы довольно открыто заявляют отечественным специалистам, что пять лет в запасе у них еще есть, раньше этого срока выдать на гора реально жизнеспособные изделия в КНР не смогут. Значит, к этому моменту России необходимо завершить работы по глубокой модернизации семейства АЛ-31Ф и вывести на рынок авиадвигатель пятого поколения. Ведь при достижении китайской промышленностью приемлемого качества изготовления аналогов российских авиадвигателей, конкурировать с ними на рынке нам станет фактически невозможно.

И, кажется, предпосылки для того, чтобы ситуация развивалась именно по таком сценарию, есть. По неофициальной информации, КНР готова начать закупки авиадвигателей 117С. Также здесь очень интересуются военно-транспортными самолетами Ил-476 и системой ПВО С-400.

Как отметил Сергей Корнев, так и нереализованный контракт на поставку КНР 34 транспортников Ил-76 и четырех заправщиков Ил-78 уже окончательно закрыт. Но Китай не утратил интереса к самолетам этого типа, и теперь Пекину предложат обновленный вариант машины российского производства – Ил-476, изготовление которой разворачивается на ульяновском заводе «Авиастар-СП».

КИТАЮ ПРЕДЛОЖИЛИ «ФАВОРИТ»

К российским системам ПВО в КНР традиционно проявляют большой интерес. Делегация Концерна ПВО «Алмаз-Антей», который впервые стал участником этой выставки, на авиасалоне Airshow China-2010 совместно со специалистами «Рособоронэкспорта» провела встречи и переговоры с китайскими партнерами по вопросу ремонта и модернизации ранее поставленных Пекину зенитных ракетных систем семейства С-300.

Поставки С-300 в Китай в версии ПМУ начались еще в 1993 г. С учетом поставок этого года на вооружении НОАК сейчас имеется большое количество систем С-300ПМУ, С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит» – около 30 дивизионов. И все они в строю, интенсивно эксплуатируются. Как сказал заместитель генерального директора по военно-техническому сотрудничеству Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Новиков, системы версии ПМУ уже подошли к стадии, когда нужно проводить их капитальный ремонт, и в этом направлении есть серьезные перспективы для сотрудничества.

Михаил Новиков отметил также, что у Концерна есть предложения по модернизации С-300ПМУ1 в вариант С-300ПМУ2 «Фаворит». В случае заинтересованности китайской стороны, российские специалисты готовы провести эту работу.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» наделен правом вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в части поставки запчастей и сервисного обслуживания своей техники. По словам Михаила Новикова, в 2011 г. холдинг  планирует существенно увеличить портфель заказов по этому направлению. Производственная база Концерна позволяет серьезно нарастить объем поставок запчастей.

В 2010 г. плановое задание по портфелю заказов Концерна на поставку запчастей, комплектующих изделий, вспомогательного имущества и технической документации к ранее поставленной на экспорт продукции военного назначения, а также проведению работ по техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией) вооружения, обучению иностранных специалистов будет выполнено в полном объеме.

Концерн сотрудничает с Китаем по целому ряду других проектов. В частности, по зенитным ракетным системам малой дальности «Тор-М1». 27 комплексов этого тип были поставлены КНР в 90-х годах. Как рассказал Михаил Новиков, летом этого года российские специалисты совместно с китайской стороной оценили техническое состояние «Торов». По его словам, китайские военные очень грамотные эксплуатанты и техника находится в хорошем состоянии. Тем не менее, ей требуется сервисное обслуживание, и российская сторона подготовили предложения по проведению ремонта. При наличии желания у НОАК, ремонт мог бы быть совмещен с модернизацией, что придало бы комплексам новое качество.

«В целом мы довольны тем, как развивается сотрудничество с китайскими партнерами. Надеемся, что они также удовлетворены работой с нами», – сказал Михаил Новиков.

А вот поставка новой зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» на экспорт, в том числе в Китай, может начаться только после того, когда будут удовлетворены потребности российских Вооруженных Сил.

В производственной программе китайского авиапрома пока имеются вертолеты среднего и легкого класса.

 

«СУХОЙ» В ОЖИДАНИИ БОЛЬШОГО ЗАКАЗА

Мировая премьера многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-35 состоялась 4 года назад в ходе авиасалона Farnborough-2006. Однако тогда в Англии основной упор был сделан на демонстрацию гражданской программы «Сухого». А в ноябре в ходе салона Airshow China-2006 была проведена более развернутая презентация этой машины. В частности, посетители имели возможность довольно подробно ознакомиться с характеристиками и возможностями радиолокационной системы управления «Ирбис-Э», которая разработана специально для этой машины.

Теперь, кажется, вызревают плоды маркетинговой работы предыдущих лет. В компании «Сухой» выражают твердую уверенность, что скоро еще предстоит плотно поработать на китайском рынке: КНР вполне может стать покупателем не только Су-35, но и истребителя пятого поколения. По мнению заместителя генерального директора компании «Сухой» и руководителя ее представительства в Китае Сергея Сергеева, интерес КНР к этой машине может быть реализован в конкретных контрактных обязательствах в ближайшие год-два. Причем пока это будет не лицензионное производство, а прямые поставки готовых машин. В целом, первый контракт на экспорт Су-35 в АХК «Сухой» рассчитывают заключить в ближайшие полгода.

А пока на китайском рынке «Сухой» сконцентрировался на послепродажном обслуживании Су-27СК/УБК и Су-30МКК/МК2 ВВС НОАК.

Весьма плодотворно развивается российско-китайское сотрудничество в области вертолетной техники. В частности, в стадии реализации находится контракт на поставку КНР девяти вертолетов Ка-28 и девяти Ка-31. Он должен быть полностью выполнен до конца 2010 г., а в 2011 г. планируется завершить поставку оборудования и вооружения по этому контракту. В «Рособоронэкспорте» не исключают возможности закупки Китаем дополнительной партии вертолетов этого типа. КНР также проявляет интерес к многоцелевому вертолету среднего класса Ка-32А11ВС. Холдинг «Вертолеты России» сейчас ведет переговоры по возможной поставке крупной партии этих машин для использования в спасательных миссиях и при пожаротушении.

В стадии реализации находится также контракт на поставку в КНР 32 средних многоцелевых вертолетов Ми-171Е производства Улан-Удэнского авиационного завода. В 2007 г. это предприятие уже поставило китайскому заказчику 24 вертолета типа Ми-171.

Незадолго до открытия выставки Airshow China 2010 китайской компании Lectern Aviation Supplies был передан тяжелый транспортный вертолет Ми-26ТС. Это уже третий Ми-26ТС, проданный ОАО «Роствертол» в КНР. Ми-26ТС был изготовлен на три месяца раньше установленного в контракте срока согласно запросу китайской стороны. Новый тяжелый Ми-26ТС планируется направить на дежурство в одну из «пожароопасных» провинций Китая для тушения лесных пожаров.

Контракт на поставку Ми-26ТС в КНР был подписан между компанией «Роствертол» и Lectern Aviation Supplies в марте 2010 г. В настоящее время планируется подписание нового контракта на покупку Lectern Aviation Supplies еще одного Ми-26ТС.

В КНР эксплуатируются уже три вертолета Ми-26ТС.

 

Одним из наиболее интересных направлений взаимодействия между российскими вертолетостроителями и их китайскими коллегами могла бы стать совместная разработка перспективного тяжелого транспортного вертолета. В соответствии с официальными сообщениями, работа в этом направлении сейчас ведется в форме консультаций по определению технического облика такой машины. Однако отсутствие какого-либо прогресса по данному вопросу наводит на мысли о том, что из стадии предварительных переговоров эта работа так и не выйдет, а КНР вознамерилась самостоятельно решить проблему оснащения НОАК перспективным тяжелым вертолетом. А заодно и занять свою нишу на мировом рынке винтокрылых машин тяжелого класса, предложения на котором в настоящее время нельзя назвать обширными и разнообразными.

В КИТАЙ – СО СВОИМ ГЛОНАССОМ

Космическая часть российской экспозиции на Airshow China 2010 вызвала довольно большой интерес у китайских специалистов. В частности, в КНР проявляют заметное внимание к российской навигационной системе ГЛОНАСС, к возможностям российских спутников дистанционного зондирования Земли.

В КНР в настоящее время создается навигационная система «Компас», известная также как «Бэйдоу». В целом, она является аналогом нашей системы ГЛОНАСС, хотя «Бэйдоу» в силу выбранной конфигурации спутниковой группировки в состоянии покрыть лишь территорию Китая и его ближайших соседей. В настоящее время она имеет в своем составе 5 спутников, расположенных на геостационарной орбите.

 

Как отметил коммерческий директор Московского конструкторского бюро «Компас» Михаил Пестраков, предприятие готово предложить китайскому заказчику широкий спектр аппаратуры потребителей для различных типов летательных аппаратов, для измерения траекторий ракетно-космической техники, автоматические радиокомпасы, семейство имитаторов спутниковых навигационных сигналов, а также аппаратуру (бортовую и наземную) для работы в дифференциальном и импульсном режимах, позволяющих повысить точность навигации, захода на посадку на малоразмерные площадки, корабли и платформы, системы поиска и спасения.

В МКБ «Компас» разработана аппаратура высокой точности для навигации и использования в системах управляемого вооружения различного назначения (артиллерийские снаряды, авиационные бомбы и другие средства поражения).

Михаил Пестраков отметил, что на эксплуатирующийся в ВВС НОАК истребителях марки «Су», поставленных из России и собранных в Китае по лицензии, установлена созданная ОАО «МКБ «Компас» аппаратура, работающая по сигналам ГЛОНАСС-GPS.

Что касается других разработок предприятия, то они вызвали повышенный интерес у профессиональных посетителей Airshow China 2010. Предприятие готово предложить аппаратуру, адаптированную под требования китайских потребителей, а также произвести разработку новых устройств по техническому заданию заказчика.

Главное – обезопасить продукцию предприятия от посягательств на авторские права российских разработчиков, проще говоря – от копирования. Эта проблема, как известно, характерна для всего комплекса вопросов, связанных с военно-техническим сотрудничеством. Повлиять на ее решение сами предприятия не могут. Необходим четко действующий механизм, функционирующий на межгосударственном уровне. Определенные шаги для его формирования предпринимаются, проблема копирования российской боевой техники в очередной раз ставилась и в ходе заседаний межправительственной комиссии по ВТС незадолго до начала Airshow China 2010.

В заключение заметим, что серьезной проблемой, неожиданно проявившейся в ходе Airshow China 2010, стали трудности китайской стороны с обеспечением безопасности участников выставки. Буквально в первый же день ее работы, когда здесь должны были находиться исключительно профессиональные посетители, а режим охраны правопорядка доведен до максимального уровня, у членов российской делегации была похищена дорогостоящая фототехника, а представитель украинской авиапромышленности лишился портфеля с важными документами. Для международной выставки, являющейся главным смотром достижений страны в аэрокосмической области, это серьезный «прокол», свидетельствующий о недостаточной компетентности устроителей.